Буквы Ц, ц. Звук [ц].
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект урока русского языка "Буквы Ц, ц. Звук [ц]" в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukvuy_tsts.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Буквы Ц, ц. Звук [ц].
Цель: Знакомство с буквами «Ц, ц» и звуком [ц].
- Задачи: Познакомить с согласным звуком [ц] и буквами Ц,ц, учить соотносить новый звук с буквой.
- характеризовать звук [ц], находить место звука в словах
- находить звук [ц] в слого-звуковых схемах, предложениях; соотносить слова со слого-звуковыми схемами.
- учить правильно произносить звук ц, соотносить с буквой «Цц» и печатать её, находить среди других букв
- Учить графически обозначать изучаемый согласный звук на схеме;
Технологическая карта урока
Этапы | Время | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Мотивация к деятельности | 1 мин | Предлагает проверить личную готовность к уроку, а также настраивает на позитивный настрой к уроку. | Проверяют свою готовность, приветствуют друг друга. |
Актуализация знаний | 6 мин | -Предлагает разгадать ребусы с буквой Ю.(уют, люк, Юра) - Предлагает последовательно называть буквы в угаданных словах, для записи на доске -Сколько звуков обозначает буква Ю, почему? -Предлагает повторить правило обозначения звуков йотированных гласных | -Разгадывают ребусы с буквой Ю. -Последовательно называют буквы для записи угаданных слов на доске -Называют положение буквы в слове, отмечают, сколько звуков обозначает. - Хоровое проговаривание правила |
Организация познавательной деятельности | 3 мин | -Предлагает просмотр мультфильма из электронного приложения «Азбука» -Предлагает пересказать фильм по серии картинок. -Слова с каким звуком часто встречались | - Просматривают мультипликационный фильм, пересказывают его с помощью серии картинок. |
Подготовка к самостоятельной деятельности | 2 мин | -Какая тема сегодняшнего урока? -Что мы будем делать на уроке? -Чему мы сегодня научимся? | - Называют тему урока и его цель. Предполагают о видах работы на уроке. |
Организация самостоятельной деятельности | 8 мин | Знакомство со звуком ц -Просит самостоятельно охарактеризовать звук по алгоритму с помощью ленты звуков и букв - Организовывает чтение слогов в учебнике -Загадывает загадки (цапля, ножницы) -Предлагает найти место буквы ц в слове, дать характеристику звука. Знакомство с буквами Ц,ц -Демонстрирует написание печатной заглавной и строчной буквы Ц. - Знакомит с графическим образом буквы (стихи-описания) | - Дают характеристику звука по предложенному в учебнике алгоритму с помощью ленты букв и звуков. -Читают слоги (с.51) - Отгадывают загадки и определяют место буквы ц в словах-отгадках, дают характеристику звука. -Рассматривают букву, пишут ее пальцем в воздухе, сравнивают ее графический образ с предметами. -Печатают заглавную и строчную буквы. |
Физпауза | 1 мин | -Предлагает передавать друг другу воображаемые предметы: иголку, маленький цыпленок, мячик, ведро, мешок картошки | - Передают воображаемые предметы различной формы и тяжести, подбирая при этом подходящие движения и пластику. |
Закрепление и включение в систему знаний | 12 мин | -Побуждает обсуждение иллюстрации и значений слов кузнец и кузница. -Диктует слова для печатания в тетрадях под диктовку. -Предлагает составить схемы к написанным словам | -Читают текст по цепочке - Отвечают на вопросы. -Печатают слова под диктовку. -Составляют схемы к словам кузнец и кузница, ставят ударения. |
Рефлексия | 1 мин | Предлагает вспомнить этапы урока, а также трудности, с которыми столкнулись при работе. Предлагает найти альтернативные варианты решения возникших на уроке проблем | Вспоминают этапы урока, а также трудности, с которыми столкнулись при работе. Предлагают альтернативные варианты решения возникших проблем при работе в группе, индивидуально |
Конспект урока
- Мотивация к деятельности (1 мин)
Разъяснение детям о форме урока, приветствие гостей, проверка к готовности урока, положительный настрой.
- Актуализация знаний (6 мин)
Разгадывание ребусов
-Разгадайте ребусы: (уют, Юля, люк)
Последовательное выделение звуков в словах, определение места буквы Ю в слове, и количества обозначаемых звуков.
-Называйте по порядку звуки в словах, а я буду их записывать. Сколько звуков обозначает буква Ю в каждом слове, почему?
Хоровое проговаривание правила йотированных гласных
- Буква Ю обозначает 2 звука в начале слова и после гласного, и один звук – после мягкого согласного.
- Организация познавательной деятельности (5 мин)
Просмотр мультипликационного фильма и его пересказ по серии картинок
- Давайте посмотрим мультфильм, смотрите его внимательно, потому что вам необходимо будет его пересказать, с помощью серии картинок.
4. Подготовка к самостоятельной деятельности (2 мин)
- Слова с каким звуком встречались чаще всего? Знакомы ли вы с этим звуком и буквой?
- Предположите, что мы сегодня будем делать на уроке?
- Какая тема урока?
- Организация самостоятельной деятельности
Знакомство со звуком [ц] (9 мин)
Самостоятельная хар-ка звука
-Давайте попробуем дать характеристику новому звуку [ц] по алгоритму, данному в учебнике с помощью ленты звуков и букв. Почему согласный? Докажи, что это глухой звук (2 мин)
Чтение слогов в учебнике (с. 51)
-Давайте прочитаем звуки, учитывая знание, что звук ц всегда твердый
-Отгадайте загадки:
1. На одной ноге стоит
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
2. Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.
Когда они встречаются,
Части разделяются. (Ножницы)
Звуковой анализ слова
-Где находится буква Ц? Какой звук обозначает?
- Придумайте сами слова с буквой Ц.
Знакомство с буквами Ц,ц
Графический образ буквы
- На что похожа буква? Из каких элементов состоит? Напишите в воздухе печатную букву.
- Послушайте маленькие стихи о букве, чтобы еще лучше запомнить ее написание.
Буква Ц – внизу крючок
Точно с краником бачок.
_______________
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
_______________
Демонстрация печатных букв Ц на доске и запись в тетради.
-Следите за правильным написанием печатных букв, а потом сами запишите их в тетради.
- Физпауза (1мин)
-Ребята, поделитесь на группы: я каждой группе отдам воображаемые предметы, а вы передавайте их друг другу, учитывая их форму, размер, вес: легчайшее перышко, иголка, маленький цыпленок, мячик, ведро воды, мешок картошки.
- Закрепление и включение в систему знаний (10 мин)
Обсуждение иллюстрации в учебнике
-Посмотрите на картинку и скажите, что вы видите? Что держит в руке мастер? Зачем? Как называется его профессия?
Чтение слов и текста с буквой Ц
-Будем читать слова и текст по цепочке. Один читает- все остальные обязательно следят, чтобы не разорвать нашу «цепочку».
Обсуждение значений слов «кузнец» «кузница» «подковать».
- Если мы не знаем значение слова, что мы должны делать? Куда обратиться за помощью? В большом современном толковом словаре сказано, что кузнец - это мастер, занимающийся обработкой горячего металла. А кузница – это мастерская или помещение для обработки горячего металла, а также помещение для ковки сельскохозяйственных животных.
Печатание слов в тетрадях под диктовку, составление звуковых схем.
-Напечатайте под диктовку слова, поделите их на слоги, составьте схемы и расставьте ударения
- Рефлексия (1мин)
-Давайте вспомним, что мы делали на уроке. Что вам показалось трудным? Что вы можете сделать, чтобы не сталкиваться с трудностями?
Щ,щ
Конспект урока
- Мотивация к деятельности (1 мин)
Разъяснение детям о форме урока, приветствие гостей, проверка к готовности урока, положительный настрой.
- Актуализация знаний (6 мин)
Разгадывание ребусов
-Разгадайте ребусы: (Яна, мяч, красивая)
Последовательное выделение звуков в словах, определение места буквы Я в слове, и количества обозначаемых звуков.
-Называйте по порядку звуки в словах, а я буду их записывать. Сколько звуков обозначает буква Я в каждом слове, почему?
Хоровое проговаривание правила йотированных гласных
- Буква Я обозначает 2 звука в начале слова и после гласного, и один звук – после мягкого согласного.
- Организация познавательной деятельности (4 мин)
Просмотр мультипликационного фильма и его пересказ по серии картинок
- Давайте посмотрим мультфильм, смотрите его внимательно, потому что вам необходимо будет его пересказать, с помощью серии картинок.
4. Подготовка к самостоятельной деятельности (2 мин)
- Слова с каким звуком встречались чаще всего? Знакомы ли вы с этим звуком и буквой?
- Предположите, что мы сегодня будем делать на уроке?
- Какая тема урока?
- Организация самостоятельной деятельности (10 мин)
Знакомство со звуком [ц]
Самостоятельная хар-ка звука
-Давайте попробуем дать характеристику новому звуку [ц] по алгоритму, данному в учебнике с помощью ленты звуков и букв. Почему согласный? Докажи, что это глухой звук (2 мин)
Чтение слогов в учебнике (с. 63)
-Давайте прочитаем звуки, учитывая знание, что звук щ всегда мягкий
-Отгадайте загадки:
1. Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это… (щука)
2. Перед сном и после сна Гигиена всем нужна! Промыв глазки, ушки, губы… Очень важно чистить зубы! Всех микробов, точно плеткой, Выгонит зубная … (щетка)
Звуковой анализ слова
-Где находится буква Щ? Какой звук обозначает?
- Придумайте сами слова с буквой Щ. Разобрать одну схему в приложении.
Знакомство с буквам Щ,щ
Графический образ буквы
- На что похожа буква? Из каких элементов состоит? Напишите в воздухе печатную букву.
- Послушайте маленькие стихи о букве, чтобы еще лучше запомнить ее написание.
Щ-играющий щенок
Кверху лапками он лег.
_______________
На расческу щ похожа!
Три зубца сего? И что же!
_______________
Демонстрация печатных букв Щ,щ на доске и запись в тетради.
-Следите за правильным написанием печатных букв, а потом сами запишите их в тетради.
- Физпауза (1мин)
-Ребята, поделитесь на группы: я каждой группе отдам воображаемые предметы, а вы передавайте их друг другу, учитывая их форму, размер, вес: легчайшее перышко, иголка, маленький цыпленок, мячик, ведро воды, мешок картошки.
- Закрепление и включение в систему знаний (10 мин)
Обсуждение иллюстрации в учебнике
-Посмотрите на картинку и скажите, что вы видите? Что держит в руке Емеля? Где стоит Емеля?
Чтение слов и текста с буквой Ц
-Будем читать слова и текст по цепочке. Один читает- все остальные обязательно следят, чтобы не разорвать нашу «цепочку».
Обсуждение значений слов «прорубь » чаща.
- Если мы не знаем значение слова, что мы должны делать? Куда обратиться за помощью? В большом современном толковом словаре сказано, что кузнец - это мастер, занимающийся обработкой горячего металла. А кузница – это мастерская или помещение для обработки горячего металла, а также помещение для ковки сельскохозяйственных животных.
Печатание слов в тетрадях под диктовку, составление звуковых схем.
-Напечатайте под диктовку слова, поделите их на слоги, составьте схемы и расставьте ударения
- Рефлексия (1мин)
-Давайте вспомним, что мы делали на уроке. Что вам показалось трудным? Что вы можете сделать, чтобы не сталкиваться с трудностями?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...
Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...
Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. УМК «Школа России» Целевая установка: Понимать и сохранять учебную зад...
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...
Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.
Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...
Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Закрепление сведений о букве Мм, и звуках [м],[м’]. Обобщение изученного о буквах и звуках.
Цели деятельности учителя: Закрепление звуков [м],[м’] и букв М,м, закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по ...