Буквы Ц, ц. Звук [ц].
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Конспект урока русского языка "Буквы Ц, ц. Звук [ц]" в 1 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukvuy_tsts.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы Ц, ц. Звук [ц].

Цель: Знакомство с буквами «Ц, ц» и звуком [ц].

  • Задачи: Познакомить с согласным звуком [ц] и буквами Ц,ц, учить соотносить  новый звук  с буквой.
  • характеризовать  звук [ц], находить место звука в словах
  • находить звук [ц] в слого-звуковых схемах, предложениях; соотносить  слова со слого-звуковыми схемами.
  • учить  правильно произносить звук ц, соотносить с буквой «Цц» и печатать её, находить среди других букв
  • Учить графически обозначать изучаемый согласный звук на схеме;

Технологическая карта урока

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивация  к деятельности

1

 мин

Предлагает проверить личную готовность к уроку, а также настраивает на позитивный настрой к уроку.

Проверяют свою готовность, приветствуют друг друга.

Актуализация знаний

6

 мин

-Предлагает разгадать ребусы с буквой Ю.(уют, люк, Юра)

- Предлагает последовательно называть буквы в угаданных словах, для записи на доске

-Сколько звуков обозначает буква Ю, почему?

-Предлагает повторить правило обозначения звуков йотированных гласных

-Разгадывают ребусы с буквой Ю.

-Последовательно называют буквы для записи угаданных слов на доске

-Называют положение буквы в слове, отмечают, сколько звуков обозначает.

- Хоровое проговаривание правила

Организация познавательной деятельности

3

мин

-Предлагает просмотр мультфильма из электронного приложения «Азбука»

-Предлагает пересказать фильм по серии картинок.

-Слова с каким звуком часто встречались

- Просматривают мультипликационный фильм, пересказывают его с помощью серии картинок.

Подготовка к самостоятельной деятельности

2

мин

-Какая тема сегодняшнего урока?

-Что мы будем делать на уроке?

-Чему мы сегодня научимся?

- Называют тему урока и его цель. Предполагают о видах работы на уроке.

Организация самостоятельной деятельности

8

мин

Знакомство со звуком ц

-Просит самостоятельно охарактеризовать звук по алгоритму с помощью ленты звуков и букв

- Организовывает чтение слогов в учебнике

-Загадывает загадки (цапля, ножницы)

-Предлагает найти место буквы ц в слове, дать характеристику звука.

Знакомство с буквами Ц,ц

-Демонстрирует написание печатной заглавной и строчной буквы Ц.

- Знакомит с графическим образом буквы (стихи-описания)

- Дают характеристику звука по предложенному в учебнике алгоритму с помощью ленты букв и звуков.

-Читают слоги (с.51)

- Отгадывают загадки и определяют место буквы ц в словах-отгадках, дают характеристику звука.

-Рассматривают букву, пишут ее пальцем в воздухе, сравнивают ее графический образ с предметами.

-Печатают заглавную и строчную буквы.

Физпауза

1

 мин

-Предлагает передавать друг другу воображаемые предметы: иголку, маленький цыпленок, мячик, ведро, мешок картошки

- Передают воображаемые предметы различной формы и тяжести, подбирая при этом подходящие движения и пластику.

Закрепление и  включение в систему знаний

12 мин

-Побуждает обсуждение иллюстрации и значений слов кузнец и кузница.

-Диктует слова для печатания в тетрадях под диктовку.

-Предлагает составить схемы к написанным словам

-Читают текст по цепочке

- Отвечают на вопросы.

-Печатают слова под диктовку.

-Составляют схемы к словам кузнец и кузница, ставят ударения.

Рефлексия

1

мин

Предлагает вспомнить этапы урока, а также трудности, с которыми столкнулись при работе. Предлагает найти альтернативные варианты решения возникших на уроке проблем

Вспоминают этапы урока, а также трудности, с которыми столкнулись при работе. Предлагают альтернативные варианты решения возникших проблем при работе в группе, индивидуально

Конспект урока

  1. Мотивация к деятельности (1 мин)

Разъяснение детям о форме урока, приветствие гостей, проверка к готовности урока, положительный настрой.

  1. Актуализация знаний (6 мин)

Разгадывание ребусов

-Разгадайте ребусы: (уют, Юля, люк)

Последовательное выделение звуков в словах, определение места буквы Ю в слове, и количества обозначаемых звуков.

-Называйте по порядку звуки в словах, а я буду их записывать. Сколько звуков обозначает буква Ю в каждом слове, почему?

Хоровое проговаривание правила йотированных гласных

- Буква Ю обозначает 2 звука в начале слова и после гласного, и один звук – после мягкого согласного.

  1. Организация познавательной деятельности (5 мин)

Просмотр мультипликационного фильма и его пересказ по серии картинок

- Давайте посмотрим мультфильм, смотрите его внимательно, потому что вам необходимо будет его пересказать, с помощью серии картинок.

4. Подготовка к самостоятельной деятельности (2 мин) 

- Слова с каким звуком встречались чаще всего? Знакомы ли вы с этим звуком и буквой?

- Предположите, что мы сегодня будем делать на уроке?

- Какая тема урока?

  1. Организация самостоятельной деятельности

Знакомство со звуком [ц] (9 мин)

Самостоятельная хар-ка звука

-Давайте попробуем дать характеристику новому звуку [ц] по алгоритму, данному в учебнике с помощью ленты звуков и букв. Почему согласный? Докажи, что это глухой звук (2 мин)

 Чтение слогов в учебнике (с. 51)

-Давайте прочитаем звуки, учитывая знание, что звук ц всегда твердый

-Отгадайте загадки:

1. На одной ноге стоит

    В воду пристально глядит

    Тычет клювом наугад –

    Ищет в речке лягушат. (Цапля)

2. Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.
Когда они встречаются,
Части разделяются. (Ножницы)

Звуковой анализ слова

-Где находится буква Ц? Какой звук обозначает?

- Придумайте сами слова с буквой Ц.

Знакомство с буквами Ц,ц

Графический образ буквы

- На что похожа буква? Из каких элементов состоит? Напишите в воздухе печатную букву.

- Послушайте маленькие стихи о букве, чтобы еще лучше запомнить ее написание.

Буква Ц – внизу крючок

Точно с краником бачок.

_______________

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

 Как кошачья лапка.

_______________

Демонстрация печатных букв Ц на доске и запись в тетради.

-Следите за правильным написанием печатных букв, а потом сами запишите их в тетради.

  1. Физпауза (1мин)

-Ребята, поделитесь на группы: я каждой группе отдам воображаемые предметы, а вы передавайте их друг другу, учитывая их форму, размер, вес: легчайшее перышко, иголка, маленький цыпленок, мячик, ведро воды, мешок картошки.

  1. Закрепление и включение в систему знаний (10 мин)

Обсуждение иллюстрации в учебнике

-Посмотрите на картинку и скажите, что вы видите? Что держит в руке мастер? Зачем? Как называется его профессия?

Чтение слов и текста с буквой Ц

-Будем читать слова и текст по цепочке. Один читает- все остальные обязательно следят, чтобы не разорвать нашу «цепочку».

Обсуждение значений слов «кузнец» «кузница» «подковать».

- Если мы не знаем значение слова, что мы должны делать? Куда обратиться за помощью? В большом современном толковом словаре сказано, что кузнец - это мастер, занимающийся обработкой горячего металла. А кузница – это мастерская или помещение для обработки горячего металла, а также помещение для ковки сельскохозяйственных животных.

Печатание слов в тетрадях под диктовку, составление звуковых схем.

-Напечатайте под диктовку слова, поделите их на слоги, составьте схемы и расставьте ударения

  1. Рефлексия (1мин)

-Давайте вспомним, что мы делали на уроке. Что вам показалось трудным? Что вы можете сделать, чтобы не сталкиваться с трудностями?

Щ,щ

Конспект урока

  1. Мотивация к деятельности (1 мин)

Разъяснение детям о форме урока, приветствие гостей, проверка к готовности урока, положительный настрой.

  1. Актуализация знаний (6 мин)

Разгадывание ребусов

-Разгадайте ребусы: (Яна, мяч, красивая)

Последовательное выделение звуков в словах, определение места буквы Я в слове, и количества обозначаемых звуков.

-Называйте по порядку звуки в словах, а я буду их записывать. Сколько звуков обозначает буква Я  в каждом слове, почему?

Хоровое проговаривание правила йотированных гласных

- Буква Я обозначает 2 звука в начале слова и после гласного, и один звук – после мягкого согласного.

  1. Организация познавательной деятельности (4 мин)

Просмотр мультипликационного фильма и его пересказ по серии картинок

- Давайте посмотрим мультфильм, смотрите его внимательно, потому что вам необходимо будет его пересказать, с помощью серии картинок.

4. Подготовка к самостоятельной деятельности (2 мин) 

- Слова с каким звуком встречались чаще всего? Знакомы ли вы с этим звуком и буквой?

- Предположите, что мы сегодня будем делать на уроке?

- Какая тема урока?

  1. Организация самостоятельной деятельности (10 мин)

Знакомство со звуком [ц]

Самостоятельная хар-ка звука

-Давайте попробуем дать характеристику новому звуку [ц] по алгоритму, данному в учебнике с помощью ленты звуков и букв. Почему согласный? Докажи, что это глухой звук (2 мин)

 Чтение слогов в учебнике (с. 63)

-Давайте прочитаем звуки, учитывая знание, что звук щ всегда мягкий

-Отгадайте загадки:

1. Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это… (щука)

2. Перед сном и после сна Гигиена всем нужна! Промыв глазки, ушки, губы… Очень важно чистить зубы! Всех микробов, точно плеткой, Выгонит зубная … (щетка)

Звуковой анализ слова

-Где находится буква Щ? Какой звук обозначает?

- Придумайте сами слова с буквой Щ. Разобрать одну схему в приложении.

Знакомство с буквам Щ,щ

Графический образ буквы

- На что похожа буква? Из каких элементов состоит? Напишите в воздухе печатную букву.

- Послушайте маленькие стихи о букве, чтобы еще лучше запомнить ее написание.

Щ-играющий щенок

Кверху лапками он лег.

_______________

На расческу щ похожа!

Три зубца сего? И что же!

_______________

Демонстрация печатных букв Щ,щ на доске и запись в тетради.

-Следите за правильным написанием печатных букв, а потом сами запишите их в тетради.

  1. Физпауза (1мин)

-Ребята, поделитесь на группы: я каждой группе отдам воображаемые предметы, а вы передавайте их друг другу, учитывая их форму, размер, вес: легчайшее перышко, иголка, маленький цыпленок, мячик, ведро воды, мешок картошки.

  1. Закрепление и включение в систему знаний (10 мин)

Обсуждение иллюстрации в учебнике

-Посмотрите на картинку и скажите, что вы видите? Что держит в руке Емеля? Где стоит Емеля?

Чтение слов и текста с буквой Ц

-Будем читать слова и текст по цепочке. Один читает- все остальные обязательно следят, чтобы не разорвать нашу «цепочку».

Обсуждение значений слов «прорубь » чаща.

- Если мы не знаем значение слова, что мы должны делать? Куда обратиться за помощью? В большом современном толковом словаре сказано, что кузнец - это мастер, занимающийся обработкой горячего металла. А кузница – это мастерская или помещение для обработки горячего металла, а также помещение для ковки сельскохозяйственных животных.

Печатание слов в тетрадях под диктовку, составление звуковых схем.

-Напечатайте под диктовку слова, поделите их на слоги, составьте схемы и расставьте ударения

  1. Рефлексия (1мин)

-Давайте вспомним, что мы делали на уроке. Что вам показалось трудным? Что вы можете сделать, чтобы не сталкиваться с трудностями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Закрепление сведений о букве Мм, и звуках [м],[м’]. Обобщение изученного о буквах и звуках.

Цели деятельности учителя: Закрепление звуков  [м],[м’] и букв М,м, закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по ...