Открытый урок. Тема урока: Согласные звуки [р], [р'], буквы Р, р.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р’], буквами Р, р, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи.
Тип урока: Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные): Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов.
Личностные результаты: Бережно относятся к окружающей природе, проявляют заботу о комнатных растениях.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: проговаривают последовательность своих действий на уроке.
Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного с помощью учителя; логические – делают выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Основное содержание темы, понятия и термины: Согласные звуки [р], [р’], твердые и мягкие, звонкие и глухие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Р, р; многозначные слова, слого-звуковой анализ слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_.docx | 44.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №1»
Рузаевского муниципального района
Республика Мордовия
Тема урока: Согласные звуки [р], [р'],
буквы Р, р.
Учитель начальных классов: Бокучава Т.Т.
г. Рузаевка, 2015 г.
Тема урока: Согласные звуки [р], [р'], буквы Р, р
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р’], буквами Р, р, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи.
Тип урока: Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные): Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов.
Личностные результаты: Бережно относятся к окружающей природе, проявляют заботу о комнатных растениях.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: проговаривают последовательность своих действий на уроке.
Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного с помощью учителя; логические – делают выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Основное содержание темы, понятия и термины: Согласные звуки [р], [р’], твердые и мягкие, звонкие и глухие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Р, р; многозначные слова, слого-звуковой анализ слова.
Образовательные ресурсы: Картинки с изображением забора и двери.
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и обору- дования; эмоциональный настрой на урок. | Фронталь- ная. СловесныйСлово учителя. | Приветствие учащихся. Вот книжки на столе, А вот тетрадки. Не хочется играть Сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят. Урок уж очень важный. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Проявляют эмоциональ-ную отзывчи- вость на слова учителя | Фронта- льный. Наблю- дение учите- ля. |
А почему он важный – Скажет каждый! – Проверим готовность к уроку. |
|
Продолжение
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка | Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка. | Едет мотоцикл. Ставни скрипят. Кони храпят. Вороны кричат. Собаки рычат | – д-р-р-р – х-р-р-р – х-р-р-р – к-а-р-р-р – р-р-р-р | Готовят артикуляцион-ный аппарат к чтению. | Коллективный. Прави- льное произно- шение звуков. |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Какой первый звук вы сейчас произносили? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? | – [р]. – Будем знакомиться со звуком [р] и буквой, обозначающей его на письме. | Формулируют учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [р] и [р’] (учебник, с. 65) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа | На доске – предметные картинки с изображением забора и двери. – Выполните слого-звуковой анализ слов забор и дверь. – Звуки [р] и [р′] согласные, звонкие. | Рассматривают схемы-модели слов забор, дверь; вместе с учителем выполняют слого-звуковой анализ этих слов | Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [р], [р’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особен- ностями произнесения новых звуков. Характе- ризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их | Фронталь-ный. Выделе-ние звуков, устные ответы, чтение слогов-слияний. |
2. Чтение слогов-слияний (учебник, | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа | – Прочитайте слоги-слияния. В каких слогах звук [р] твердый, а в каких он мягкий? – Звонкие или глухие звуки [р] – Почему? | – В слогах ра, ро, ру, ры звук [р] твердый, – Звонкие. Голос преобладает над шумом, они произносятся звонко | ||
3. Упражнение со звуками [р] и [р’] | Коллективная. Словесный. Чистоговорки. | Ра-ра-ра – начинается игра. Ры-ры-ры – у мальчиков шары. Ро-ро-ро – у нас новое ведро. Ру-ру-ру – продолжим мы игру | Проговаривают чистоговорку. | Выделяют новые звуки из слов, наблюдают над особенностями их произношения | Коллективный. Чистого- ворка. |
Продолжение.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4. Знакомство с буквой Р. | Фронталь- ная. Словес- ный, практичес-кий. Беседа, моделиро- вание буквы. | – Звуки [р] и [р’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Р (эр). – На что похожа буква Р? Буква Р – на мачте парус, Вдаль плывет, небес касаясь. | Находят букву Р Высказывают свои предположения. | Находят букву Р Высказывают свое мнение. | Фронталь- ный. Устные ответы, моделирование. |
Физкультминутка | Коллективная. Практический. Гимнас- тика для глаз. | «Темно» (закрыть глаза, руками не прижимать). «Бабочка» (хлопаем глазами) | Выполняют движения согласно тексту. | Осуществляют профилактику утомления для глаз. | Коллектив- ный. Правильное выполнение движений. |
5. Чтение слогов с буквой р. Чтение слов (учебник, с. 65) | Коллективная, индиви- дуальная. Словес- ный, практичес-кий. Чтение. | -Чтение слогов. – Прочитайте слова. – Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта? | (ра, ро, ри, ры, ру) Рар, рор, рур, рыр, рир, ар, тра, нра, лар, кра, кри, кру, кры, кта, кто, рна, рта, рка. Хором читают слова. – Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным. | Читают слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентируют- ся на букву гласного при чтении слогов-слияний. Читают слова с ранее изученными буквами | Коллектив ный. Чтение слов, устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6. Развитие связной речи. Работа с текстом (учебник, с. 65) | Фронталь -ная. Словесный.Чтение, беседа | – Прочитайте текст, соблюдая интонацию. – Что растет у Иры? – Что сделала Ира? – Что случилось? – Почему рассказ называется «Кактус»? – Расскажите о растениях, которые растут в вашем классе и дома. – Как нужно ухаживать за комнатными растениями? | Читают текст вслух. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку и привлекая имеющиеся знания. Рассказывают. | Понимают смысл читаемого. Устанавливают причинно-следственные связи. Называют знакомые комнатные растения, растения, которые есть в классной комнате, дома. Рассказывают об уходе за растениями. Задают вопросы познавательного характера о комнатных растениях. Рассуждают о том, где можно найти необходимую информацию | Фронталь- ный. Чтение, устные ответы. |
7. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» (учебник, с. 64) | Фронталь- ная. Словесный, наглядный. Беседа. | – Рассмотрите картинку. К какой сказке данная картинка? – Кто ее автор? – Кто изображен на картинке? – Что волшебного в этой сказке? – Сколько желаний выполнила рыбка? – Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи? | – К. Чуковский «Тараканище». Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя | Составляют рассказ вают причинно-следственные связи | Фронталь- ный. Устные ответы, описание картинки |
Продолжение
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
8. Выразительное чтение отрывка. Дифференцированное задание (учебник, с. 64) | Фронтальная, индиви- дуальная. Словес- ный. Чтение, беседа. | – Прочитайте выразительно отрывок из сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». – Прочитайте слова, в которых встречается буква Р | Читают. Находят букву Р | Понимают смысл читаемого текста. Соотносят текст с иллюстрацией. Распознают букву Р в словах текста | Фронталь- ный, индиви - дуальный. Выразительное чтение, устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Словно убежать хотят (Бег на месте)! Если их не заведут, То они совсем встают (дети останавливаются). Вот и кончилась игра, Нам за парты сесть пора (Дети садятся за парты) | |||||
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Составле- ние рассказа (учебник, с. 66) | Парная. Словесный. Рассказ. | – Прочитайте слова. Составьте – Подумайте с другом, зачем человеку нужны руки. | Читают слова. Составляют рассказ. | Составляют рассказ | Парный. Устные ответы, рассказ. |
2. Работа с многознач- ными словами (учебник, с. 66) | Фронталь- ная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, чтение | – Рассмотрите рисунки и прочитайте слово. Какой смысл в нем заключен? – Разгадайте ребус. – Прочитайте текст. Какие значения имеет слово коса? | – Водопроводный кран, подъемный кран. – Рак – руки. – Коса – орудие труда, коса – заплетенный волос. | Наблюдают над значением слов. Понимают, что слово может быть одно, а значения разные. Объясняют разные значения многозначных слов. | Фронталь- ный. Чтение, устные ответы. |
3. Чтение слов. Работа с текстом (учебник, с. 67) | Фронталь- ная, индиви- дуальная, практичес- кий. Чтение, беседа | – Прочитайте слова. – Что означают слова в первом столбике? – Что объединяет слова во втором столбике? – Прочитайте текст. Озаглавьте его. | Читают слова. – Названия цветов. и текст вслух. – Родственные. Читают текст. Озаглавливают его | Читают слова по слогам и предложения | Фронталь- ный, индиви- дуальный. Чтение, устные ответы. |
– Ответьте на вопросы к тексту. – Придумайте предложение по схеме. | Отвечают на вопросы. Придумывают предложение по схеме | прочитанного. Выделяют главную мысль в тексте. Придумывают предложение по схеме. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4. Игра слов (учебник, с. 61) | Парная. Словесныйпракти- ческий. Игра. | – Составьте слова из букв. Проверьте работу друг друга | Составляют слова | Работают в паре: совместно определяют цель задания, контролируют правильность ответов друг друга | ПарныйУстные ответы, игра. |
5. Работа с «лентой букв» (учебник, | Фронталь- ная. Словесный.Беседа. | – Объясните расположение букв на «ленте букв» | Рассматривают «ленту букв», объясняют расположение букв на ней | Устанавливают критерий классификации букв на «ленте букв» | Фронтальный. Устные ответы |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронталь- ная, индиви- дуальная. СловесныйБеседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? Выберите свое настроение. Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке. | Инди видуальный, фронта льный. Оценка своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ р ], [ р, ]. Буквы Р,р»
В интересной форме проводится ознакомление с новыми согласными звуками, буквой и закрепление изученного с помощью разнообразных упражнений....
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [т], [т\'] . Буквы Т,т" по "Русской Азбуке" В.Г.Горецкого УМК "Школа России".
Урок обучения грамоте с использованием презентации, упражнений для развития речевого аппарата, игровых моментов....
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [г][г\']. Буква Г"
Цель урока: познакомить учащихся с новыми согласными звуками [г], [г\'], буквой Г; учить читать слоги, слова и предложения с новой буквой; расширить круг чтения, знакомить с героями русских народных ск...
Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....
Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....
Урок русского языка в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова".
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова"....
Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100
Презентация с иллюстрациями к уроку обучения грамоте о звуках и букве Бб....