Открытый урок. Тема урока: Согласные звуки [р], [р'], буквы Р, р.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Бокучава Теона Тимуровна

Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р’], буквами Р, р, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи.

Тип урока: Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные): Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов.

Личностные результаты: Бережно относятся к окружающей природе, проявляют заботу о комнатных растениях.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: проговаривают последовательность своих действий на уроке.

Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного с помощью учителя; логические – делают выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Основное содержание темы, понятия и термины: Согласные звуки [р], [р’], твердые и мягкие, звонкие и глухие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Р, р; многозначные слова, слого-звуковой анализ слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_.docx44.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №1»

Рузаевского муниципального района

Республика Мордовия

Тема урока: Согласные звуки [р], [р'],

буквы Р, р.

 

Учитель начальных классов:  Бокучава Т.Т.

г. Рузаевка, 2015 г.

Тема урока: Согласные звуки [р], [р'], буквы Р, р

Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р’], буквами Р, р, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи.

Тип урока: Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные): Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов.

Личностные результаты: Бережно относятся к окружающей природе, проявляют заботу о комнатных растениях.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: проговаривают последовательность своих действий на уроке.

Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного с помощью учителя; логические – делают выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Основное содержание темы, понятия и термины: Согласные звуки [р], [р’], твердые и мягкие, звонкие и глухие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Р, р; многозначные слова, слого-звуковой анализ слова.

Образовательные ресурсы: Картинки с изображением забора и двери.

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и обору-

дования; эмоциональный настрой на урок.

Фронталь-

ная. СловесныйСлово учителя.

Приветствие учащихся.

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки.

Сегодня в классе у  ребят.

Урок уж очень важный.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных

принадлежностей

на столе.

Проявляют эмоциональ-ную отзывчи-

вость

на слова учителя

Фронта-

льный. Наблю-

дение учите-

ля.

А почему он важный –

Скажет каждый!

– Проверим готовность к уроку.

 


Продолжение  

1

2

3

4

5

6

II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка.

Едет мотоцикл.

Ставни скрипят.

Кони храпят.

Вороны кричат.

Собаки рычат

– д-р-р-р

– х-р-р-р

– х-р-р-р

– к-а-р-р-р

– р-р-р-р

Готовят артикуляцион-ный аппарат к чтению.

Коллективный. Прави-

льное произно-

шение звуков.

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

– Какой первый звук вы сейчас произносили?

Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

[р].

– Будем знакомиться со звуком [р] и буквой, обозначающей его на письме.

Формулируют учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [р] и [р’] (учебник, с. 65)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

На доске – предметные картинки с изображением забора и двери.

– Выполните слого-звуковой анализ слов забор и дверь.

– Звуки [р] и [р′] согласные, звонкие.

Рассматривают схемы-модели слов забор, дверь; вместе с учителем выполняют слого-звуковой анализ этих слов

Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [р], [р’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особен-

ностями произнесения новых звуков. Характе-

ризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их

Фронталь-ный.

Выделе-ние звуков, устные ответы, чтение слогов-слияний.

2. Чтение слогов-слияний (учебник,
с. 65)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа

– Прочитайте слоги-слияния. В каких слогах звук [р] твердый, а в каких он мягкий?

– Звонкие или глухие звуки [р]
и [р’]?

– Почему?

– В слогах ра, ро, ру, ры звук [р] твердый,
а в слоге
ри звук [р’] – мягкий.

– Звонкие. Голос преобладает над шумом, они произносятся звонко

3. Упражнение со звуками [р] и [р’]

Коллективная. Словесный. Чистоговорки.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчиков шары.

Ро-ро-ро – у нас новое ведро.

Ру-ру-ру – продолжим мы игру

Проговаривают чистоговорку.

Выделяют новые звуки из слов, наблюдают над особенностями их произношения

Коллективный. Чистого-

ворка.


Продолжение.

1

2

3

4

5

6

4. Знакомство с буквой Р.

Фронталь-

ная. Словес-

ный, практичес-кий.

Беседа, моделиро-

вание буквы.

– Звуки [р] и [р’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Р (эр).

На что похожа буква Р?

Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет, небес касаясь.

Находят букву Р
на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Находят букву Р
на «ленте букв».

Высказывают свое мнение.

Фронталь-

ный. Устные ответы, моделирование.

Физкультминутка

Коллективная. Практический. Гимнас-

тика для глаз.

«Темно» (закрыть глаза, руками не прижимать).

«Бабочка» (хлопаем глазами)

Выполняют движения согласно тексту.

Осуществляют профилактику утомления для глаз.

Коллектив-

ный. Правильное выполнение движений.

5. Чтение слогов  с буквой р.

Чтение слов (учебник, с. 65)

Коллективная, индиви-

дуальная. Словес-

ный, практичес-кий. Чтение.

 -Чтение слогов.

– Прочитайте слова.

– Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта?

(ра, ро, ри, ры, ру)

Рар, рор, рур, рыр, рир, ар, тра, нра, лар, кра, кри, кру, кры, кта, кто, рна, рта, рка.

Хором читают слова.

– Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным.

Читают слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентируют-

ся на букву гласного при чтении слогов-слияний. Читают слова с ранее изученными буквами

Коллектив

ный.

Чтение слов, устные ответы

1

2

3

4

5

6

6. Развитие связной речи. Работа с текстом (учебник, с. 65)

Фронталь -ная. Словесный.Чтение, беседа

– Прочитайте текст, соблюдая интонацию.

– Что растет у Иры?

– Что сделала Ира?

– Что случилось?

– Почему рассказ называется «Кактус»?

– Расскажите о растениях, которые растут в вашем классе и дома.

– Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

Читают текст вслух.

Отвечают на вопросы, опираясь на картинку и привлекая имеющиеся знания.

Рассказывают.

Понимают смысл читаемого. Устанавливают причинно-следственные связи. Называют знакомые комнатные растения, растения, которые есть в классной комнате, дома. Рассказывают об уходе за растениями. Задают вопросы познавательного характера о комнатных растениях. Рассуждают о том, где можно найти необходимую информацию

Фронталь-

ный.

Чтение, устные ответы.

7. Развитие связной речи.

Работа с иллюстрацией к сказке А. С. Пушкина

«О рыбаке и рыбке» (учебник, с. 64)

Фронталь-

ная. Словесный, наглядный. Беседа.

– Рассмотрите картинку. К какой сказке данная картинка?

– Кто ее автор?

– Кто изображен на картинке?

– Что волшебного в этой сказке?

– Сколько желаний выполнила рыбка?

– Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?

– К. Чуковский «Тараканище».

Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя

Составляют рассказ
по картинке, анализируют, определяют, что в ней волшебного. Формулируют правильные ответы на вопросы. Устанавли-

вают причинно-следственные связи

Фронталь-

ный. Устные ответы, описание картинки


Продолжение  

1

2

3

4

5

6

8. Выразительное чтение отрывка. Дифференцированное задание (учебник, с. 64)

Фронтальная, индиви-

дуальная. Словес-

ный. Чтение, беседа.

– Прочитайте выразительно отрывок из сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

– Прочитайте слова, в которых встречается буква Р

Читают. Находят букву Р

Понимают смысл читаемого текста. Соотносят текст с иллюстрацией. Распознают букву Р в словах текста

Фронталь-

ный,

индиви -

дуальный. Выразительное чтение, устные ответы

1

2

3

4

5

6

Словно убежать хотят

(Бег на месте)!

Если их не заведут,

То они совсем встают

(дети останавливаются).

Вот и кончилась игра,

Нам за парты сесть пора

(Дети садятся за парты)

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Составле-

ние рассказа (учебник, с. 66)

Парная. Словесный. Рассказ.

– Прочитайте слова. Составьте
с ними рассказ.

– Подумайте с другом, зачем человеку нужны руки.

Читают слова. Составляют рассказ.

Составляют рассказ
на основе опорных слов, соблюдая логику повествования.

Парный. Устные ответы, рассказ.

2. Работа с многознач-

ными словами (учебник, с. 66)

Фронталь-

ная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, чтение

– Рассмотрите рисунки и прочитайте слово. Какой смысл в нем заключен?

– Разгадайте ребус.

– Прочитайте текст. Какие значения имеет слово коса?

– Водопроводный кран, подъемный кран.

– Рак – руки.

– Коса – орудие труда, коса – заплетенный волос.

Наблюдают над значением слов. Понимают, что слово может быть одно, а значения разные. Объясняют разные значения многозначных слов.

Фронталь-

ный. Чтение, устные ответы.

3. Чтение слов. Работа с текстом (учебник, с. 67)

Фронталь-

ная, индиви-

дуальная, практичес-

кий. Чтение, беседа

– Прочитайте слова.

– Что означают слова в первом столбике?

– Что объединяет слова во втором столбике?

– Прочитайте текст.        Озаглавьте его.

Читают слова.

– Названия цветов.

 и текст вслух.

– Родственные.

Читают текст. Озаглавливают его

Читают слова по слогам и предложения
с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Понимают смысл.

Фронталь-

ный,

индиви-

дуальный. Чтение, устные ответы.

– Ответьте на вопросы к тексту.

– Придумайте предложение по схеме.

Отвечают на вопросы. Придумывают предложение по схеме

прочитанного. Выделяют главную мысль в тексте. Придумывают предложение по схеме.

 

1

2

3

4

5

6

4. Игра слов (учебник, с. 61)

Парная. Словесныйпракти-

ческий. Игра.

– Составьте слова из букв. Проверьте работу друг друга

Составляют слова
из букв.

Работают в паре: совместно определяют цель задания, контролируют правильность ответов друг друга

ПарныйУстные ответы, игра.

5. Работа с «лентой букв» (учебник,
с. 67)

Фронталь-

ная. Словесный.Беседа.

– Объясните расположение букв на «ленте букв»

Рассматривают «ленту букв», объясняют расположение букв на ней

Устанавливают критерий классификации букв на «ленте букв»

Фронтальный. Устные ответы

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронталь-

ная, индиви-

дуальная. СловесныйБеседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

Выберите свое настроение.

удивленирадпеч

Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке.

Инди

видуальный, фронта

льный. Оценка своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ р ], [ р, ]. Буквы Р,р»

В интересной форме проводится ознакомление с новыми согласными звуками, буквой и закрепление изученного с помощью разнообразных упражнений....

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [т], [т\'] . Буквы Т,т" по "Русской Азбуке" В.Г.Горецкого УМК "Школа России".

Урок обучения грамоте с использованием презентации, упражнений для развития речевого аппарата, игровых моментов....

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [г][г\']. Буква Г"

Цель урока: познакомить учащихся с новыми согласными звуками [г], [г\'], буквой Г; учить читать слоги, слова и предложения с новой буквой; расширить круг чтения, знакомить с героями русских народных ск...

Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

Урок русского языка в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова".

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова"....

Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100

Презентация с иллюстрациями  к уроку обучения грамоте  о звуках и букве Бб....