Конспект урока по теме "Женский день. И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Шалагина Юлия Александровна

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о произведении И. Бунина «Матери», «В бурю»; развитие навыков выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: биографию и творчеством И. Бунина;

уметь: прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению.

Личностные: проведение самооценки своих действий; желание получать новые знания; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник литературного чтения: 2 класс, 2 часть, Климанова; Горецкий; Голованова; презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 14.04.2021г.                                                                                                        ФИО учителя: Лапаева Е.М.

Школа: Увельская СОШ №2                                                                                                       ФИ студента:  Шалагина Ю.А. 46 группа

Класс: 2а                                                                                                                                                                                ФИО методиста: Кошкарова Л.С.

Кабинет:  24

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «Женский день. И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о произведении И. Бунина «Матери», «В бурю»; развитие навыков выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: биографию и творчеством И. Бунина;

уметь: прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению.

Личностные: проведение самооценки своих действий; желание получать новые знания; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник литературного чтения: 2 класс, 2 часть, Климанова; Горецкий; Голованова; презентация, раздаточный материал.

П.Увельский 2021г.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь

Приветствуют учителя

(читают хором)

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

2. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод:

опрос

Наглядный метод представление

презентаций

3 мин

Посмотрите на доску, прочитайте стихотворение

Мама Милу с мылом мыла,

В глаз попало Миле мыло,

Мама Миле говорила:

- Не сердись, дочурка Мила!

-Не сержусь, - сказала Мила, -

- Я выплакиваю мыло.

-Читаем все вместе.

Предлагаю вам вспомнить, что такое скороговорки.

Для чего они нужны?

Кто сможет прочитать это стихотворение как скороговорку.

- О чем это стихотворение?

-Что вы можете сказать об отношениях мамы и дочки? 

- чтобы быстро и правильно говорить.

- о маме и девочке Миле

- Они любят друг друга, относятся друг к другу с нежностью

П: осмысление читаемого текста

К.: участие в учебном диалоге, построение речевых высказываний

П.: постановка звука

3.Постановка учебной задачи

Словесный:

диалог.

3 мин

Предположите, о чем или о ком мы будем сегодня читать?

Откройте страницу 116 учебника.

С какими произведениями познакомимся?

А какую цель на урок вы можете поставить?

Сегодня мы познакомимся с темой, которая посвящена Женскому дню.

А что это за день?

Когда его празднуют?

Что нужно делать в этот день?

Только в этот день нужно так поступать?

- Ребята, как вы думаете, почему для каждого человека мама самый близкий человек?

Сколько тепла таит в себе это слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!

- о маме

- «Матери»

- узнать о новом стихотворении.

- день женщин

- 8 марта

- поздравлять своих мам, бабушек и сестёр

- потому что … .

К.: участие в учебном

диалоге; построение

речевых

высказываний.

4. Открытие нового знания

Словесный:беседа

10мин

-Первое стихотворение, с которым мы познакомимся, написал Иван Алексеевич Бунин «Матери».

Знакомство с биографией И.А. Бунина.

С творчеством Ивана Бунина мы еще не знакомились, поэтому я сейчас расскажу вам небольшую биографию этого поэта.

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него.

Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”

ФИЗМИНУТКА

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П:построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К.: построение

речевого

высказывания.

К: умение полно и точно выражать мысли; вырабатывать отстаивать собственную точку зрения

5. Первичное закрепление

Словесный метод: беседа

Наглядный: презентация 

6 мин

Первичное восприятие стихотворения «Матери».

- А сейчас давайте послушаем стихотворение. (Чтение учителем)

- Понравилось вам это стихотворение? Чем?

- От имени кого написано стихотворение? (от имени автора)

- Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением?

- Да, автор любил свою мать всю свою жизнь. Это она сумела привить поэту любовь к поэзии, она ему много читала, рассказывала, пела.

- Кем была мама для поэта?

- Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение?

Какие слова в стихотворении вы с трудом понимаете?

Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.

Ангел-хранитель – сверхъестественное существо, служитель Бога и его посланец к людям, чтобы оберегать их, хранить. У каждого человека есть свой ангел-хранитель.

Очаровать – это произвести неотразимое впечатление на кого-либо.

- Что в вашем понятии означает слово «сумрак»?

Сумрак – это неполная темнота, при которой ещё можно различать предметы.

- А что значит «кроткий» голос?

Кроткий голос – незлобный, смирный.

- Автор вспоминает о былом или, рассказывает о том, что сейчас  с ним происходит?

- Найдите слова, которые вызывают воспоминание о детстве.

- Чей же образ находится в центре внимания автора?

- Что автору особенно запомнилось у мамы?

– Докажите словами из текста

- А какой у неё голос? Найдите в тексте.

- Какой вопрос возник у автора? Найдите в тексте.

- Как вы думаете, почему он называет маму ангелом? Вспомните значение этого слова.

- Мама, как ангел, оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддерживает всегда и в горе, и в радости.

- Кто желает прочитать стихотворение?

- Как вы думаете, какому чтению своего стихотворения порадовался бы поэт?

Работа над пословицами(в парах)

Соединить пословицы

  • Нет друга нежнее матери.
  • При солнце тепло, а при матери добро.
  • Птица рада весне, а дитя матери.
  • Материнская молитва со дна моря вынимает

от имени автора

- чувство любви к своей матери

- ангелом

- Спокойно, тихо, таинственно

- о былом

- я помню спальню и лампадку … .

- Образ матери

- её голос

- и милый, кроткий голос твой.

- ангельский

- Не ты ли ангелом была?

П: структурирование знаний.

6. Самостоятельная работа

12 мин

 - Самостоятельно про себя прочитайте стихотворение на стр.117.

- Придумайте вопрос к стихотворению.

- Хорошо, проверим.

Выполняют самостоятельную работу.

П: структурирование знаний.

7. Включение в систему знаний

Наглядный: презентация

Словесный: беседа

4 мин

Восприятие стихотворения «В бурю».

Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворение известного вам русского поэта Алексея Николаевича Плещеева.

Как оно называется?

Что такое буря?

Видели ли вы это явление?

Какая у вас была реакция?

Звуки бури

Сейчас мы услышим звуки бури и вспомним свою реакцию на нее.

Страшно вам сейчас было?

Почему?

О чём может быть произведение с таким названием?

Знакомство с текстом (аудиозапись)

Давайте послушаем стихотворение и определим, верными были ваши предположения или нет.

Верны ли наши предположения о содержании текста по его названию?

Какие чувства вызвало у вас стихотворение? О чём оно?

- Хорошо, какие незнакомые слова вам встретились в тексте?

- Сейчас мы узнаем, что они означают.

(на слайде незнакомые слова)

-Кто рассказывает о буре?

-Какие чувства буря вызывает у малыша?

-Какие чувства вызывает у матери буря?

-Давайте поработаем в группах и выполним следующие задания

1 группа - найдите слова, описывающие маму.

«Мама». Какая она?

Что узнаём из стихотворения?

Какие краски будете использовать, рисуя маму?

2 группа - найдите слова, описывающие бурю.

Какие краски будете использовать, рисуя бурю?

Что же хотел сказать нам поэт, рассказывая эту историю? 

Кто победил в противостоянии: буря или мать?

Какие строчки это подтверждают?

О чём переживает мать? Что её волнует?

Сможет ли мать всегда быть рядом и защитить?

- Послушайте четверостишье:

… бурь ещё не мало

Впереди, быть может,

И не раз забота

Сон его встревожит.

- Как вы поняли эти строки?

Какие бури могут быть у взрослых?

Кто приходит на помощь в первую очередь?

- Ребята, поднимите руки, кто подумал, вспомнил о своей маме, работая сейчас на уроке?

- Что вы вспомнили о своих мамах?

А вам пели мамы колыбельные песенки?

Кто может вспомнить?

Я предлагаю вам представить себя в роли поэтов и написать несколько поэтических строк. Я даю вам две первые строки. А вы продолжите их.

Вот моя кроватка,

Спать в ней очень сладко…

Кто желает прочитать своё произведение вслух.

Свои стихи подарите мамам.

- Да, ваши мамы каждое утро провожают вас в школу, готовят завтраки, встречают, помогают вам во всём, переживают за вас.

- Как вы думаете, почему взрослому человеку так дороги эти воспоминания о детстве, о маме? (Это его память)

Мама – это самое дорогое и родное. Мама открыла нам дорогу в жизнь и научила шагать по ней. Мама – это тот человек, который связывает прошлое, настоящее и будущее.

Домашнее задание.

1) Научиться читать выразительно стр.117-118

2) написать мини-сочинение о маме.

3) Выучить стихотворение «Матери» И. Бунина наизусть

- «В бурю»

- очень сильный ветер

- да

- было страшно

Слушают аудиозапись

-да

- тревогу, стихотворение о матери с малюткой и о буре за окном

(называют)

- автор

- он плачет

- тревожность

-Нежная, качает колыбель, поёт, мой малютка, гонит бурю, успокаивает, охраняет, обещает солнце и любовь

-Сердитая, воет, стучит, гром, несёт чёрные тучи, тревожит сон

-Если рядом мама, то не страшны никакие бури

- мать

-2 последних четверостишия

- о том, что малютку испугает буря

- да

- забота помогает пережить бурю

- страз за своих детей

- мама

Придумывают поэтические строки.

.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем

8. Рефлексия деятельности

Словесный:

вопрос- ответ;

слово учителя

1 мин

- наш урок подошел к концу.

-Выберите и продолжите любое предложение:

Сегодня уроке я узнал…..

На этом уроке я похвалил бы себя……

После урока мне захотелось…..

- Молодцы!

Выбирают и продолжают предложения.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мама Милу с мылом мыла, В глаз попало Миле мыло, Мама Миле говорила: - Не сердись, дочурка Мила! -Не сержусь, - сказала Мила, - Я выплакиваю мыло.

Слайд 3

Тема урока И.Бунин «Матери»

Слайд 4

Цель урока - узнать о новом стихотворении

Слайд 6

Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 – 8 ноября 1953 гг.

Слайд 7

Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами. Ангел-хранитель – сверхъестественное существо, служитель Бога и его посланец к людям, чтобы оберегать их, хранить. У каждого человека есть свой ангел-хранитель. Очаровать – это произвести неотразимое впечатление на кого-либо. - Что в вашем понятии означает слово «сумрак»? Сумрак – это неполная темнота, при которой ещё можно различать предметы. - А что значит «кроткий» голос? Кроткий голос – незлобный, смирный

Слайд 9

Нет друга При солнце тепло, Птица рада весне, Материнская молитв а а дитя матери со дна моря вынимает нежнее матери а при матери добро.

Слайд 10

Алексей Николаевич Плещеев 4 декабря 1825 г . - 8 октября 1893 г.

Слайд 12

Путник —тот, кто находится в пути, идёт или едет куда-либо. Дремлет – состояние полусна Встревожить - вызвать у кого-либо тревогу, вывести из состояния покоя.

Слайд 13

1 группа - найдите слова, описывающие маму. «Мама». Какая она? Что узнаём из стихотворения? 2 группа - найдите слова, описывающие бурю. Какие краски будете использоваться, рисуя бурю?

Слайд 14

… бурь ещё не мало Впереди, быть может, И не раз забота Сон его встревожит. Как вы поняли эти строки?

Слайд 15

Вот моя кроватка, Спать в ней очень сладко…

Слайд 16

Домашнее задание 1) Научиться читать выразительно стр.117-118 2) написать мини-сочинение о маме. 3) Выучить стихотворение «Матери» И. Бунина наизусть

Слайд 17

Сегодня уроке я узнал….. На этом уроке я похвалил бы себя…… После урока мне захотелось…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: И.А. Бунин «Родник».

Конспект урока по теме: И.А. Бунин  «Родник»....

конспект урока по литературному чтению И.Бунин "Листопад"

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе. И.Бунин "Листопад"...

Конспект урока 1 сентября День Знаний 1 класс

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное  учреждениеОдинцовская средняя общеобразовательная школа № 1    Урок,посвященный 1 сентябряв 1 классе   Подготовила ...

Урок литературного чтения во 2-Г классе по теме И.Бунин «Матери» , А. Плещеев «В бурю». Автор Л. В. Фурса

Урок литературного чтения входит в программу для обязательного изучения, конспект урока расширен знакомством с балладой о матери, имеет воспитательно-патриотическое направление, связанное с трагическо...

Конспект урока по литературному чтению И. Бунин. Листопад.

Материал содержит подробный конспект урока литературного чтения, проведенного в 4 классе по теме:"И. Бунин. "Листопад"    /Программа "Школа России"/...

Рабочие листы по литературному чтению (И.Бунин "Матери", А.Плещеев "В бурю")

Рабочие листы по литературному чтению разработаны с целью детальной проработки текста, его анализа. Визуализация помогает учащимся лучше запомнить содержание текста, воспроизводить его, актуализироват...

Конспект урока по математике. Тема" Повторение пройденного материала". (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление умения читать, записывать, сравнивать трехзначные числа; закрепление умения решать задачи изученных видов; закрепление вычислительных навыков; развитие логическо...