Конспект урока русского языка "Род глаголов в прошедшем времени" УМК "Школа России" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Род глаголов в прошедшем времени»

 

 

Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л -, с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать часть речи «глагол»;

Знать род глаголов прошедшего времени в ед.числе;

Уметь выделять родовые окончания анализировать грамматические признаки глаголов;

Уметь находить у глаголов суффикс - л -,

Уметь определять число и род у глаголов прошедшего времени.

Личностные:

Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению; проводить самооценку своей деятельности; устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть,    презентация, раздаточный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Род глаголов в прошедшем времени42.36 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 27.04.2021

Школа: МОУ «СОШ №13»

Класс: 3 «К»

                                                ФИО учителя: Тарабаева С.Б.

                                                ФИО студента: Шестакова Т.

                                                ФИО методиста: Солопова Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Род глаголов в прошедшем времени»

Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л -, с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать часть речи «глагол»;

Знать род глаголов прошедшего времени в ед.числе;

Уметь выделять родовые окончания анализировать грамматические признаки глаголов;

Уметь находить у глаголов суффикс - л -,

Уметь определять число и род у глаголов прошедшего времени.

Личностные:

Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению; проводить самооценку своей деятельности; устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть,    презентация, раздаточный материал

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности

Психологический настрой

1 мин.

Доброе утро, мои дорогие!

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза, подтянитесь, проснитесь и откройте глаза.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Л: самоопределение.

Актуализация знаний

Словесный:

учебный диалог

3 мин.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
Напишите соединения гла, гло;
Запишите новое словарное слово герой

Придумайте предложение с этим словом

С какой частью речи мы работали на последних уроках?

- Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Глагол – это……..

Глаголы, изменяются по…….

В настоящем времени обозначает действие, которое … 

В прошедшем времени обозначает действие, которое …

В будущем времени обозначает действие, которое ……

Молодцы,ребята!

Отвечают на вопросы

Глагол

Предложения детей

Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что сделает? И т.д.

По числам

происходит в наст.вр. в момент речи

уже произошло или происходили в пр. вр., до момента речи

произойдут в б.вр., после момента речи

П: структурирование знаний.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся;

Постановка учебной задачи

5 мин.

Прочитайте слова.

Светил, светила, светило.

Что в них общего?

Чем отличаются эти глаголы?

Выделите окончания.

Подберите к ним имена существительные по смыслу.

Сформулируйте тему урока.

Поставьте цели на урок.

 Формулируют тему урока.  

Это глаголы прошедшего времени, родственные слова, имеют суффикс –л

Окончаниями.

Светил-нулевое, светила-а,

светило-о.

Месяц светил, луна светила, солнышко светило.

Род глаголов в прошедшем времени

Будем учиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания.

Р: целеполагание.

Р:планирование.

«Открытие» детьми  нового знания

Словесный: беседа

Практический:

упражнение

Словесный:

учебный диалог

Практический:

Списывание

Практический:

морфемный разбор слова

Репродуктивный:

работа с правилом

 8мин.

Можете ли вы представить нашу речь без глаголов?

Почему?

Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения?

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Не забываем про посадку, пишем красиво!

Открываем учебники на стр. 121, № 214

Прочитайте стихотворение.

Определите время и число глаголов.

Поставьте к каждому глаголу вопрос.

Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени.

Сделайте вывод: для чего служит суффикс л?

Да верно, если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. 

Спишите. Укажите род имён существительных и глаголов. Выделите окончания глаголов.

Ребята, как определить род глагола?

Прочитайте после упражнения «обратите внимание!», и скажите были ли мы правы?

Давайте разберём слово «дождик» по составу.

Теперь выполняем упражнение 215, стр. 121.

Прочитайте.

-Докажите, что глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами.

Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул

-Определите время, число, род глаголов. Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам?

-Спишите глаголы, укажите их род, выделите окончания.

-Определите ещё одну особенность формы глаголов прошедшего времени.

Что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе?

Вывод: такие окончания можно назвать родовыми.

Перелистните страница и прочитайте правило.

Были ли наши суждения правильными?  

Нет.

Глаголы придают предметам движение, действие.

Нет.

Записывают число, классная работа.

Выполняют упражнение.

Солнце грело, всё грело и грело.

Дождик падал, гулял ветерок.

И малина взяла да поспела

Точно- точно в положенный срок!

Грело-пр.время,ед.число, падал-пр.вр,ед.ч.,гулял-пр.вр.,взяла-пр.вр.,ед.ч.,поспела-пр.вр.,ед.ч.

Солнце (что делало?) грело.

Дождик (что делал?) падал.

Ветерок (что делал?) гулял.

Малина (что сделала?) взяла, поспела.

суффикс Л

Образует форму прошедшего времени.

Вывод: Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. 

Списывают упражнение.

По роду имени существительного, с которым он связан.

Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

дожд — корень, 
ик — суффикс, 
нулевое окончание, 
дождик — основа слова.

что делал? блестел□, сиял□,  сверкал □.

что делала? блестела, сияла, сверкала.

что делало? блестело, сияло, сверкало.

что сделал? блеснул□, засиял□, сверкнул□.

что сделала? блеснула, засияла, сверкнула 

что сделало? блеснуло, засияло, сверкнуло.

Эти глаголы являются синонимами, т.к. у них близкое значение испускать свет.

Различаются тем, что первый глагол в каждой паре показывает длительное действие, а второй глагол показывает, что действие внезапно началось и быстро закончилось.

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.

Не изменяются по родам

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.

Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.

П: поиск и выделение необходимой информации.

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К: аргументировать своё мнение.

Р: прогнозирование.

Р: коррекция.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Динамическая пауза

1 мин.

Сейчас давайте встанем и немного разомнемся.

- Если глагол в ж.роде– присели.

- Если глагол в м.роде – руки вперед.

- Если глагол в ср.роде – поморгали глазами.

Молодцы, тихо все сели.

Выполнять упражнения

Р: эмоциональный настрой.

Первичное закрепление

Практический:

учебно-производственный труд

словесный:

учебный диалог

5 мин.

Выполняем упр№217, с.122

Прочитайте.

О чём стихотворение?

Какое настроение вызывают эти строки?

Какие слова передают такое настроение?

Какое значение внесла в глаголы приставка за-?

Спишите. Определите род и число глаголов. Выделите окончания.

Выполняют упражнение.

Что-то вдруг загрохотало!

И огнём заполыхало!

И берёза застонала

И руками замахала!

И осина!... И сосна!...

Верно, думали война…

Это стихотворение о грозе.

Тревожное настроение.

Загрохотало, заполыхало, застонала, замахала.

Приставка за- вносит в глаголы значение начала действия.

Выполняют упражнение письменно.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение.

Р: прогнозирование.

Р: коррекция.

Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический-карточка

7 мин.

Ребята сейчас Вы будете выполнять самостоятельно №216.

Вам нужно образовать от данных глаголов все формы прошедшего времени. Записать и выделить окончания.

У вас на работу 5 минут.

Время вышло, проверяем по эталону с доски.

Встаньте, те кто не допустил ошибок, молодцы! А теперь, те кто допустил более 3-х ошибок, ребята вам дома нужно будет ещё раз закрепить материал.

Работают самостоятельно

              м.р.         ж.р.        ср.р.
Расти — рос
, росла, росло;
                  м.р.       ж.р.         ср.р.
упасть — упал
, упала, упало;
                           м.р.         ж.р.              ср.р.
говорить — говорил
, говорила, говорило;
                        м.р.          ж.р.          ср.р.
поднять — поднял
, подняла, подняло;
                        м.р.     ж.р.     ср.р.
гореть — горел
, горела, горело;
                      м.р.           ж.р.       ср.р.
звенеть —
 звенел, звенела, звенело;
                    м.р.     ж.р.      ср.р.
цвести — цвёл
, цвела, цвело;
                    м.р.      ж.р.        ср.р.
играть — играл
, играла, играло.

П: структурирование знаний

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Включение в систему знаний

Практический:

упражнение

2 мин.

Ребята, сейчас мы будем выполнять №218.

Находим в словаре синонимов и антонимов пары глаголов. Запишем их сначала  в неопределённой форме, а затем в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа.

Ребята, ваше домашнее задание будет это же упражнение, вам нужно будет найти по две пары глаголов. И записать также, как мы в классе.

Выполняют упражнение.

Думать, мыслить. Думал, мыслил.
Беспокоить, тревожить. Беспокоил, тревожил.

Молчать, говорить. Молчал, говорил.
Находить, терять. Находил, терял.

Записывают домашнюю работу.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.

К: аргументировать своё мнение.

Рефлексия деятельности

Словесный-беседа,

учебный диалог

2 мин.

Давайте подведём итоги.

Все ли цели мы реализовали?

От чего зависит род глагола?

Как изменяются глаголы прошедшего времени в ед.ч.?

Кто сможет рассказать правило?

Посмотрите на карточки самоконтроля и сделайте вывод о том, смогли ли вы достичь поставленной цели. 

Спасибо за урок. Урок окончен.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

По родам, по числам.

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.

Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Глагол. Обобщение» 4 класс УМК "школа 2100"

Урок построен с доминирующей деятельностью обучающихся в форме деловой игры «Заседание редакционного совета журнала «Глагол», где использовалась фронтальная, групповая, индивидуальная работа и ав...

Конспект урока русского языка "Глаголы совершенного и несовершенного вида; особенности употребления их в речи".

Учащиеся учатся образовывать видовые пары глаголов, правильно употреблять их в речи....

Конспект урока русского языка "Глагол"

Конспект урока русского языка "Глагол"...

Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи"

Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний о глаголе; отработки практических навыков в написании и определении глагола; организовать деятельность учащихся по формированию у...

Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи (повторение)" (4 класс)

Тип урокаУрок повторения изученного материала.ЦельАктуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы.Предметные результатыСамосто...

Конспект урока русского языка «Глаголы будущего времени», 3 класс, УМК "Перспектива"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы будущего времени»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о будущем сложном времени глагола; умений изменять глаголы по временам....

Конспект урока русского языка "Глагол" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Глагол»  Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о глаголе, формирование умения распознавать глаголы среди других частей реч...