Конспект урока русского языка "Род глаголов в прошедшем времени" УМК "Школа России" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Род глаголов в прошедшем времени»
Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л -, с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать часть речи «глагол»;
Знать род глаголов прошедшего времени в ед.числе;
Уметь выделять родовые окончания анализировать грамматические признаки глаголов;
Уметь находить у глаголов суффикс - л -,
Уметь определять число и род у глаголов прошедшего времени.
Личностные:
Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению; проводить самооценку своей деятельности; устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.
Тип урока: «Открытие» нового знания
Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть, презентация, раздаточный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Род глаголов в прошедшем времени | 42.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 27.04.2021 Школа: МОУ «СОШ №13» Класс: 3 «К» | ФИО учителя: Тарабаева С.Б. ФИО студента: Шестакова Т. ФИО методиста: Солопова Т.В. |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Род глаголов в прошедшем времени»
Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л -, с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать часть речи «глагол»;
Знать род глаголов прошедшего времени в ед.числе;
Уметь выделять родовые окончания анализировать грамматические признаки глаголов;
Уметь находить у глаголов суффикс - л -,
Уметь определять число и род у глаголов прошедшего времени.
Личностные:
Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению; проводить самооценку своей деятельности; устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.
Тип урока: «Открытие» нового знания
Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть, презентация, раздаточный материал
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Самоопределение к деятельности Психологический настрой | 1 мин. | Доброе утро, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза, подтянитесь, проснитесь и откройте глаза. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Л: самоопределение. |
Актуализация знаний Словесный: учебный диалог | 3 мин. | Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Придумайте предложение с этим словом С какой частью речи мы работали на последних уроках? - Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Глагол – это…….. Глаголы, изменяются по……. В настоящем времени обозначает действие, которое … В прошедшем времени обозначает действие, которое … В будущем времени обозначает действие, которое …… Молодцы,ребята! | Отвечают на вопросы Глагол Предложения детей Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что сделает? И т.д. По числам происходит в наст.вр. в момент речи уже произошло или происходили в пр. вр., до момента речи произойдут в б.вр., после момента речи | П: структурирование знаний. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; |
Постановка учебной задачи | 5 мин. | Прочитайте слова. Светил, светила, светило. Что в них общего? Чем отличаются эти глаголы? Выделите окончания. Подберите к ним имена существительные по смыслу. Сформулируйте тему урока. Поставьте цели на урок. | Формулируют тему урока. Это глаголы прошедшего времени, родственные слова, имеют суффикс –л Окончаниями. Светил-нулевое, светила-а, светило-о. Месяц светил, луна светила, солнышко светило. Род глаголов в прошедшем времени Будем учиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания. | Р: целеполагание. Р:планирование. |
«Открытие» детьми нового знания Словесный: беседа Практический: упражнение Словесный: учебный диалог Практический: Списывание Практический: морфемный разбор слова Репродуктивный: работа с правилом | 8мин. | Можете ли вы представить нашу речь без глаголов? Почему? Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения? Откройте тетради и запишите число, классная работа. Не забываем про посадку, пишем красиво! Открываем учебники на стр. 121, № 214 Прочитайте стихотворение. Определите время и число глаголов. Поставьте к каждому глаголу вопрос. Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени. Сделайте вывод: для чего служит суффикс л? Да верно, если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. Спишите. Укажите род имён существительных и глаголов. Выделите окончания глаголов. Ребята, как определить род глагола? Прочитайте после упражнения «обратите внимание!», и скажите были ли мы правы? Давайте разберём слово «дождик» по составу. Теперь выполняем упражнение 215, стр. 121. Прочитайте. -Докажите, что глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами. Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул -Определите время, число, род глаголов. Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам? -Спишите глаголы, укажите их род, выделите окончания. -Определите ещё одну особенность формы глаголов прошедшего времени. Что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе? Вывод: такие окончания можно назвать родовыми. Перелистните страница и прочитайте правило. Были ли наши суждения правильными? | Нет. Глаголы придают предметам движение, действие. Нет. Записывают число, классная работа. Выполняют упражнение. Солнце грело, всё грело и грело. Дождик падал, гулял ветерок. И малина взяла да поспела Точно- точно в положенный срок! Грело-пр.время,ед.число, падал-пр.вр,ед.ч.,гулял-пр.вр.,взяла-пр.вр.,ед.ч.,поспела-пр.вр.,ед.ч. Солнце (что делало?) грело. Дождик (что делал?) падал. Ветерок (что делал?) гулял. Малина (что сделала?) взяла, поспела. суффикс Л Образует форму прошедшего времени. Вывод: Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. Списывают упражнение. По роду имени существительного, с которым он связан. Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу. дожд — корень, что делал? блестел□, сиял□, сверкал □. что делала? блестела, сияла, сверкала. что делало? блестело, сияло, сверкало. что сделал? блеснул□, засиял□, сверкнул□. что сделала? блеснула, засияла, сверкнула что сделало? блеснуло, засияло, сверкнуло. Эти глаголы являются синонимами, т.к. у них близкое значение испускать свет. Различаются тем, что первый глагол в каждой паре показывает длительное действие, а второй глагол показывает, что действие внезапно началось и быстро закончилось. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. Не изменяются по родам Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются. | П: поиск и выделение необходимой информации. П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение. Р: прогнозирование. Р: коррекция. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Динамическая пауза | 1 мин. | Сейчас давайте встанем и немного разомнемся. - Если глагол в ж.роде– присели. - Если глагол в м.роде – руки вперед. - Если глагол в ср.роде – поморгали глазами. Молодцы, тихо все сели. | Выполнять упражнения | Р: эмоциональный настрой. |
Первичное закрепление Практический: учебно-производственный труд словесный: учебный диалог | 5 мин. | Выполняем упр№217, с.122 Прочитайте. О чём стихотворение? Какое настроение вызывают эти строки? Какие слова передают такое настроение? Какое значение внесла в глаголы приставка за-? Спишите. Определите род и число глаголов. Выделите окончания. | Выполняют упражнение. Что-то вдруг загрохотало! И огнём заполыхало! И берёза застонала И руками замахала! И осина!... И сосна!... Верно, думали война… Это стихотворение о грозе. Тревожное настроение. Загрохотало, заполыхало, застонала, замахала. Приставка за- вносит в глаголы значение начала действия. Выполняют упражнение письменно. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение. Р: прогнозирование. Р: коррекция. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. |
Самостоятельная работа с самопроверкой Практический-карточка | 7 мин. | Ребята сейчас Вы будете выполнять самостоятельно №216. Вам нужно образовать от данных глаголов все формы прошедшего времени. Записать и выделить окончания. У вас на работу 5 минут. Время вышло, проверяем по эталону с доски. Встаньте, те кто не допустил ошибок, молодцы! А теперь, те кто допустил более 3-х ошибок, ребята вам дома нужно будет ещё раз закрепить материал. | Работают самостоятельно м.р. ж.р. ср.р. | П: структурирование знаний П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Включение в систему знаний Практический: упражнение | 2 мин. | Ребята, сейчас мы будем выполнять №218. Находим в словаре синонимов и антонимов пары глаголов. Запишем их сначала в неопределённой форме, а затем в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа. Ребята, ваше домашнее задание будет это же упражнение, вам нужно будет найти по две пары глаголов. И записать также, как мы в классе. | Выполняют упражнение. Думать, мыслить. Думал, мыслил. Молчать, говорить. Молчал, говорил. Записывают домашнюю работу. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение. |
Рефлексия деятельности Словесный-беседа, учебный диалог | 2 мин. | Давайте подведём итоги. Все ли цели мы реализовали? От чего зависит род глагола? Как изменяются глаголы прошедшего времени в ед.ч.? Кто сможет рассказать правило? Посмотрите на карточки самоконтроля и сделайте вывод о том, смогли ли вы достичь поставленной цели. Спасибо за урок. Урок окончен. | Слушать учителя. Отвечать на вопросы. Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу. По родам, по числам. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются. | П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Глагол. Обобщение» 4 класс УМК "школа 2100"
Урок построен с доминирующей деятельностью обучающихся в форме деловой игры «Заседание редакционного совета журнала «Глагол», где использовалась фронтальная, групповая, индивидуальная работа и ав...
Конспект урока русского языка "Глаголы совершенного и несовершенного вида; особенности употребления их в речи".
Учащиеся учатся образовывать видовые пары глаголов, правильно употреблять их в речи....
Конспект урока русского языка "Глагол"
Конспект урока русского языка "Глагол"...
Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи"
Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний о глаголе; отработки практических навыков в написании и определении глагола; организовать деятельность учащихся по формированию у...
Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи (повторение)" (4 класс)
Тип урокаУрок повторения изученного материала.ЦельАктуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы.Предметные результатыСамосто...
Конспект урока русского языка «Глаголы будущего времени», 3 класс, УМК "Перспектива"
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы будущего времени»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о будущем сложном времени глагола; умений изменять глаголы по временам....
Конспект урока русского языка "Глагол" (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Глагол» Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о глаголе, формирование умения распознавать глаголы среди других частей реч...