Конспект урока русского языка "Разделительные мягкий (ь) и твердый (ъ) знаки" (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Устинова Ульяна Владимировна

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка написания разделительных ь и ъ знаков, закрепление каллиграфических навыков, углубление знаний о разделительной функции мягкого и твердого знаков; повторение правописания разделительных мягкого и твердого знаков.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать графический облик разделительных ь и ъ знаков, алгоритм написания.

Уметь: сравнивать письменное написание слов с печатным; писать буквы ь и ъ в соответствии с образцом, и в соединении с другими буквами;  правильно писать слова с разделительными мягким и твердым знаками.

Личностные:

Продолжать развивать мелкую моторику рук; способность к самооценке.

Уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: урок рефлексии

 

Оборудование: презентация, «Мой Алфавит». 1 кл. Прописи в 2-х ч. Ч2/ [Л.Ф. Климанова, А.В. Абрамов, Н.А. Пудикова]. – М.: Просвещение, 2012

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 31.01.2020

ФИО учителя: Савушкина Т.П.

Школа: 104

                                                         ФИ студента: Устинова Ульяна

Класс: 1М

                                                           ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 214

                                                   Подпись:______________

Подпись:__________

Конспект урока письма

Тема: «Разделительные мягкий (ь) и твердый (ъ) знаки»

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка написания разделительных ь и ъ знаков, закрепление каллиграфических навыков, углубление знаний о разделительной функции мягкого и твердого знаков; повторение правописания разделительных мягкого и твердого знаков.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать графический облик разделительных ь и ъ знаков, алгоритм написания.

Уметь: сравнивать письменное написание слов с печатным; писать буквы ь и ъ в соответствии с образцом, и в соединении с другими буквами;  правильно писать слова с разделительными мягким и твердым знаками.

Личностные:

Продолжать развивать мелкую моторику рук; способность к самооценке.

Уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: урок рефлексии

Оборудование: презентация, «Мой Алфавит». 1 кл. Прописи в 2-х ч. Ч2/ [Л.Ф. Климанова, А.В. Абрамов, Н.А. Пудикова]. – М.: Просвещение, 2012

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж:

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Самоопределение к деятельности

Словесный метод: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Ульяна Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок письма. Рада всех видеть, садитесь.

Приветствуют учителя.

Р: волевая саморегуляция

  1. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: выразительное чтение стихотворений; беседа

2-3 мин

-Ребята, предлагаю наш урок начать со стихотворения. Слушайте внимательно, потом буду задавать вопросы.

Стихотворение:

Было сели, стало съели.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? —
Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже.
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.

-Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворения?

Слушают стихотворение.

-О разделительном ъ знаке.  

П: прослушивание и восприятие художественного текста

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

  1. Постановка учебной задачи

Аналитико-синтетический: подводящий диалог

Объяснительно-иллюстративный: беседа по иллюстрации на слайде

Словесный:

беседа

 3 мин

- Посмотрите на слайд, перед вами картинка со словами, ваша задача прочитать эти слова и подумать, на какие 2 группы можно разделить данные слова.

-Давайте проверим, посмотрите на слайд.

-После каких букв пишутся разделительные мягкий и твердый знаки?

- Кто сможет назвать мне буквы, перед которыми пишутся разделительные мягкий и твердый знаки?

-Кто может назвать тему нашего сегодняшнего урока?

-Посмотрите внимательно на слова, которые есть на картинке, как они записаны, а нужно как их записать?

- Ребята, кто может мне назвать задачу нашего сегодняшнего урока?

План урока:

  1. Повторение правильного написания разделительного мягкого знака в словах;
  2. Закрепить написание  разделительных мягкого и твердого знаков в словах;
  3. Усвоить правильное написание слов с  разделительным твердым знаком.

- Слова с разделительным твердым знаком и слова с разделительным мягким знаком.

- После букв, обозначающих согласный звук.

- е, ё, ю, я.

-Разделительные мягкий и твердый знаки.

-Печатными буквами. Строчными.

-Научиться писать слова с разделительными  ь и ъ знаками в соединении с другими буквами каллиграфическим почерком, в соответствии с образцом.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

  1. Включение в систему знаний.

Объяснительно-иллюстративный: беседа по иллюстрации на слайде, видеоролик

Словесный:

беседа

Объяснительно-иллюстративный: беседа по иллюстрациям на слайдах

Игровой, практический: упражнение на мелкую моторику

25мин

-Ребята, посмотрите на доску, перед вами ребус. Какое слово спрятано в этом ребусе? (7Я)

-Правильно, ребята.

-Давайте откроем наши прописи на странице 58. Снизу, после задания с картинкой даны два слова – Семь-семья. Обведите эти слова по пунктиру. Но для начала, давайте вспомним, как нужно правильно сидеть за партой при письме:

1. Сядьте ровно, выпрямив спину.

2. Проверьте расстояние между партой и вами. Должен вмещаться кулачок.

3. Две ноги стоят на полу.

Держание ручки:

-Возьмите ручку так, чтобы ручка лежала на среднем пальце и придерживалась большим, указательным пальцем мы можем свободно поднимать вверх. Помните, что кончик ручки должен смотреть в плечо той руки, в которой вы держите ручку.

Положение тетради:

-Кто помнит, как должна лежать тетрадь?

-А теперь обведите слова и словосочетания, которые написаны ниже.

-Ребята, а вы знали, что число 7 волшебное?  Кто-нибудь знает про 7 чудес света? Сейчас я покажу вам видеоролик, посмотрите внимательно и потом расскажите, о каких чудесах света идет речь?

-Вернемся к словам. Еще одно слово, это Семья. Как вы думаете, ребята, какой должна быть семья?

-Кто аккуратно, точно по контуру обвел слова, поставьте себе на полях плюс, у кого есть какие-то ошибки ничего.

Работа в парах.

-Следующее задание вам предстоит выполнить в парах. Посмотрите на слайд.  В русском языке есть слова, котороые обозначают один предмет и много предметов. Например, один  - лист, много – листья. Вам в парах нужно будет придумать примеры, кто-то из вас придумывает слово, которое обозначает один предмет, а другой придумывает слово, которое обозначает много предметов.  

-Что у вас получилось, давайте проверим у пары на первом ряду 3 парта 2, прочитай слово, которое придумал твой сосед.  

-Все, кто хорошо и без ошибок сделал задание, поставьте себе плюс.

- Какой вывод можем мы сделать? На что нацелена тема урока?

- Подчеркните разделительный мягкий знак.

-Какова его функция?

-Ребята, сейчас вы побудете в роли учителя. Смотрите, буквы заблудились, вам нужно будет составить из этих букв слова и записать.

-Давайте  прочитаем каждое слово.

- Возьмите линейку и зеленую пасту. Вам нужно будет подчеркнуть слова, в которых вы видите мягкий знак и выписать их, а после выпишите слова с твердым знаком.

-Давайте проверим, какие у вас получились слова. Назовите сначала все слова с мягким знаком, а после все слова с твердым знаком.

- Все, кто выполнил это задание без ошибок, ставьте - плюс на полях, у тех, у кого есть ошибки - ничего.

- Давайте немного отдохнем. Отложите ваши ручки в стороны, поставьте руки на локоток и покажите мне ваши ладошки. Сейчас мы будем делать разминку для наших рук. (Этот пальчик – массируем каждый палец)

На странице 59 вам дан текст. Нужно будет обвести его и вставить, где нужно, разделительный твердый знак. Но сначала прочитайте предложения со словами, в которые нужно вставить разделительный твердый знак.

-Начинайте выполнять задание.

После того, как вы выполните данное задание, обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте с экраном.

- Тем, у кого нет ни одной ошибки, поставьте плюс на поля, а тем, у кого есть ошибки ничего.

-Семья.

Вспоминают и повторяют правила.

-Она должна быть наклонена, чтобы угол тетради смотрел, ровно по середине груди.

-Нет.

Смотрят видеоролик.

-О пирамиде Хеопса, Александрийском маяке, Висячих садах Семирамиды, Храм в честь Зевса, Храм Артемиды, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский.

-Дружной, сплоченной, единой.

Ставят плюс.

-Стул, перо, крыло.

-Стулья, перья, крылья.

- На закрепление умений и навыков писать слова с разделительным мягким знаком.

-Он разделяет согласную и гласную.

-Буквы заблудились, составьте из них слова.

-Съел, льёт, пьёт,  бьёт, день, лень, подъём, Ольга, подъезд.

-льёт, пьёт, бьёт, день, лень, Ольга

-съел, подъём, подъезд.

- Он сел и отъел кусочек. Потом отъел еще кусочек. Только сел, а уже все съел.

Выполняют самостоятельно.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в письменной и устной форме.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Р: помнить и удерживать правило, инструкцию во времени;

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценка результатов работы.

VIII. Рефлексия деятельности

Частично-поисковый: самоанализ

Словесный: обобщение

2-3 мин

- Вот и подошел к концу наш урок. Посчитайте свои плюсы, которые стоят на полях. Поднимите руку те, у кого 4 плюса, у кого 3 плюса. Где ты совершил ошибку? Что тебе показалось сложным?

- Давайте вспомним. Что мы сегодня повторяли?

-Вы что-то сегодня узнали нового?

-Что вам понравилось на уроке? А что не понравилось?

-Спасибо за урок, вы все хорошо работали. До свидание.

-Правописание слов с разделительными мягким и твердым знаками.

-Да, семь чудес света.

Л: формирование основ оптического восприятия мира, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Конспект урока русского языка по теме: «Разделительный твердый знак»

Конспект урока русского языка для учащихся 3 класса УМК "Школа России". Урок - закрепления изученного материала.  Задачи данных уроков – научить правильно писать в словах разделительный  тве...

Конспект урока русского языка Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Перспектива"....

Конспект урока русского языка Мягкие и твердые согласные звуки 2 класс УМК Ритм

Конспект урока русского языка "Мягкие и твердые согласные звуки"во 2 классе, УМК Ритм. Урок помогает познакомить школьников с алгоритмом обозначения  мягкости и твердости согласных на п...

Конспект урока русского языка "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихЦели деятельности учителя: формирование умения писать мягкий знак на конце имен существительных ж...