Конспект урока русского языка "Число глаголов" УМК "Школа России" 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Тема урока: «Число глаголов»

 

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять  глаголы по числам, определять число глагола.

 

Планируемые  результаты

 

Предметные:

Знать, как меняется глагол по числам;

Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число

Личностные:

принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

осознавать личностный смысл учения.

 

Тип урока: открытие нового знания.

 

Оборудование: учебник: УМК системы «Школа России», презентация, карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Число глаголов96 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 19 апреля 2021г.

Школа: МОУ СОШ №13

Класс: 3 «К»

Кабинет: 22

      Учитель: Тарабаева С. Б.

             Студент: Шестакова Т., 41гр.

Методист: Солопова Т. В.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: «Число глаголов»

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять  глаголы по числам, определять число глагола.

Планируемые  результаты

Предметные:

Знать, как меняется глагол по числам;

Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число

Личностные:

принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник: УМК системы «Школа России», презентация, карточки.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный

метод: слово

учителя.

15 -30 сек.

-Ребята, на каждом уроке вы убеждаетесь, что русский язык интересен, красив и сложен. Вы уже многое знаете. В своих познаниях продолжаете идти дальше, раскрывая тайны русского языка.

Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия. 

Будем мы внимательны, активны и старательны!

- Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу!

Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать!

Приветствуют учителя и друг друга. Проверяют готовность к уроку.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

4-5

мин.

Словарно – орфографическая работа. (Слайд)

 Интересная часть речи                                                                                                                

             В русском языке живёт                                          

             Кто что делает, расскажет:

             Чертит, пишет или  поёт,

             Вышивает или пашет,

             Или забивает гол,

             Варит,  жарит, моет, чистит-

             Всё расскажет нам… ( глагол).

- Назовите глаголы из данного текста.                                                             

- Что вы знаете уже о глаголе из прошлых уроков?

 Назовите глаголы из данного текста.                                                             

- Что вы знаете уже о глаголе из прошлых уроков?

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает?

- Как изменяется глагол?

-Вот на этот вопрос мы с вами и постараемся ответить к концу урока.     

Картинный  диктант.

Молоток, морковь, заяц, карандаш,  помидор, собака, малина, машина.

Взаимопроверка.  Смайлики.

- Что  объединяет слова, записанные на слайде?

(- Это имена существительные)

- Что вы знаете об именах существительных?

- Подберите к ним глаголы.

( Молоток стучит, морковь растёт, заяц прыгает, карандаш лежит, собака лает, малина цветет, машина едет).

 - Давайте   посмотрим  на слайд.

Слушают учителя

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

4 мин.

- Посмотрите, кто изображен на левой части слайда? (птица)

- На правой?  (птицы)

- Какой частью речи являются слова? (Существительные)

-Что изменилось в записи слов? (окончание)

-Почему?( изображен 1 предмет, значит сущ-е ед.числа, справа два предмета- мн.число).

- Составьте нераспространенное предложение к левой части. (Птица летит)

- К правой части? (Птицы летят).

- Запишите их в тетрадь.

-Что изменилось в записи глаголов? (окончание) выделите.

-Почему? ( летит - обозначает действие одного предмета и  отвечают на вопрос что делает?- ед. число), летят -  глагол обозначает действия нескольких предметов и отвечают на вопрос что делают? – мн.число) -Укажите у себя в тетрадях.

- От какой части речи вы задаете вопрос? Подпишите часть речи – сущ-е.

Как вы думаете, от чего зависит, в каком числе стоят глаголы в предложении?

Сформулируйте тему урока.

Слайд №  9.

Какие цели вы поставите на урок. Чему будете учиться?

- Нет.

- Нет.

- Добавить действие.

- Глаголы: гремит, сверкает, льёт, бегут, шумят, поют.

- Окончаниями

- Действие

- Отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

- Глагол

- Тема сегодняшнего урока: «Глагол»

- Цели на урок: Вспомнить, что такое глагол. Вспомнить его характерные признаки.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Наглядный

метод:

презентация

Практический

метод:

выполнение

работы в тетради

8

мин.

Даны деформированные предложения.

–Какое задание вам предстоит выполнить?

(Составить предложения.)

                Апрельские лучи  землю будят.

Всякая птица своё гнездо любит.

Ласточке день начинать, а соловью завершать.

– Кто в паре будет представлять выполненное задание – Прочитайте предложения. 

- Запишите составленные предложения.

– Что можно сказать о данных предложениях?

(Они повествовательные, невосклицательные, распространенные.)

- Какие еще можно выполнить задания?

(1.Подчеркнуть основу  предложения. 2.Разобрать по составу  слова, выполнить разбор частей речи.)

– Выделите  основу предложения.

- Давайте вспомним тему нашего урока.

(Число глаголов.)

- Что можно сказать о глаголах будятлюбит?

 (Глагол  будят отвечает на вопрос что делают? Множественное число.

 (  Глагол  любит отвечает на вопрос что делает?  Единственное число).

Проблемная  ситуация:

-  Определите  число  у  глаголов начинать, завершать.

 (-  Мы  не можем определить число  глаголов.  Глаголы начинать, завершать отвечают на вопрос что делать?  Это - глаголы   неопределённой  формы.)

- Сделайте вывод.

         Вывод. Глаголы бывают единственного и множественного числа. У    глаголов неопределенной формы число определить нельзя.

– Поменяйтесь тетрадями.

– Оцените работу своих одноклассников. (Смайлики.)

- А теперь немножко поиграем и отдохнем, выполним задание на внимание: «Услышав глагол единственного числа, хлопайте в ладоши».

         Чтение учителем отрывка из книги Т. Рик «Здравствуй Дядюшка Глагол»:  

        «…Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал,   самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вымпел, зажёг, обжёг, флажок, дружок».

Поднимите руку, кто ни разу не ошибся. Молодцы,  самые внимательные!

Слайд № 15

              2. Работа в группах

-Я подготовила для вас задание, в котором вы поработаете корректорами, исследуете текст, всё ли там верно написано, на ваш взгляд, мы потом обсудим с вами.  (Повторить правила работы в группах).

 Ребятам выдаются карточки с текстом.

 В лесу очень шумно, один родничок тихо журчали.

Я подошли к нему. Он были чистый-чистый. Вокруг пела птицы, и он вместе с ними пел.

 Зачитывается новый текст по одному предложению.

 Учитель постепенно открывает каждое предложение.

Выступает капитан или кто-то от группы.

-Что мы сделали с глаголами, чтобы текст  стал верным? Для чего мы это сделали? Определите тему текста. Озаглавьте его. Какой это текст научный или текст-описание? Обоснуйте свой вывод.

-Запишите текст, подчеркните глаголы, определите число.

(Проверка коллективная) 

 Слайд № 16.

        3.Дифференцированная работа.

Работа по вариантам:

        1 вариант

                      Игра «Почтальоны»

Вы должны правильно разнести письма-глаголы по адресам:

Ед. число                                                        Мн. число

Комар  пищит                                                 Комары пищат

Соловей   поёт                                                Соловьи поют

Жаворонок  звенит                                       Жаворонки звенят

Иволга свистит                                               Иволги свистят

Сорока трещит                                               Сороки трещат

Сова кричит                                                    Совы кричат

Дятел стучит                                                   Дятлы стучат

Клёст скрипит                                                 Клесты скрипят                                                      

2  вариант

Игра  «Помоги братьям лосям  спуститься на землю».  ( Ученики должны  правильно распределить    глаголы единственного и  множественного числа  в  две корзины. Один  ученик распределяет мешочки с глаголами единственного числа в 1 корзину,  а второй ученик  распределяет глаголы множественного числа во 2 корзину).

Что мы ещё можем записать в кластер? Правильно, вопросы и то, что обозначает глагол.

Хорошо!

Отвечают на вопросы учителя

Потому что благодаря глаголу наша речь приобретает смысл.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? И тд.

- Вспоминать информацию все вместе.

Упражнение 169

Прочитайте

1.Художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр.

2.Учит, шьёт, лечит, красит, строит, рисует.

  • Определите, к какой части речи относятся слова каждой группы. По каким признакам вы это определили?
  • Составьте и запишите нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркните в предложениях основу.
  • Каким членом предложения является глагол.

Записываем предложения, разбираем предложение по членам.

1.Художник рисует, строитель строит, доктор лечит, учитель учит, швея шьёт, маляр красит.

Прочитайте. Озаглавьте текст.

Среди пингвинов есть и драчуны. Однажды один пингвин бежал мимо нашей палатки и налетел на пустой бидон. Бидон звенит. Пингвин обратно вернулся и опять налетел. Бидон звенит. Пингвин с криком на него налетает и бьёт крыльями. Я пингвина оттаскиваю от бидона, а он мне руки клюёт, злится.

За камнями жил пингвин - забияка. Он меня всегда поджидал и набрасывался. Вцепит клювом в сапог и клюёт, бьёт крыльями.
Когда я ходил за водой, брал с собой половник. Как забияка налетит - я его сразу половником. Он очень половника боялся. Г.Снегирёв.

  • Объясните значение слова половник (большая разливательная ложка с длинной ручкой.).
  • Назовите глаголы, обозначающие действия пингвина (бежал, налетел, вернулся, налетел, налетает, бьёт, клюёт, жил, поджидал, набрасывался, вцепит, налетит, боялся ). В чём различие в значении слов налетел и налетает, звенит и зазвенит? Найдите в тексте глагол, близкий по значению глаголам встречаются, бывают.
  • Выпишите из предложений только глаголы. Подчеркните те, которые отвечают на вопрос что сделал?

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический

метод:

выполнение

работы в тетради

4

мин.

Сейчас предлагаю вам подобрать к существительному, как можно больше слов со значением действия.

Слова: птица, рыба, снег, вода, собака, учебник, книга, камень.

Запишите существительное и несколько слов действий.

Птица летает, прыгает, умирает.

Рыба плавает, дышит.

Снег выпадает, тает.

Вода разливается, грязнеет.

Собака бегает, играет.

Учебник лежит.

Книга оформляется.

Камень бросают, кидают.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

метод:

выполнение

заданий

4 мин.

  Сейчас предлагаю вам поработать самостоятельно.

Два человека работают у доски. Выполнившие первые подходят, чтобы получить отметку.

Карточка 1.

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы , подчеркни глаголы.

Б...гун, ру...кая, любить, н...родная, бегство, созд...вать, ра...казать, х...роший, ог...нек, б...жать, любо..., красить, память, темный, гулять, помнить.

Карточка 2.

Прочитай.

Ночь торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Поднялись олени. Все живое встречало утр о нового дня.

Выпиши глаголы вместе со словами, с которыми они связаны. В скобках перед глаголами напиши вопрос.

Карточка 1.

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы , подчеркни глаголы.

БЕгун, руССкая, любить, нАродная, создАвать, раССказать, хОроший, огОнек, бЕжать, любоВЬ, красить, память, темный, гулять, помнить.

Карточка 2.

Прочитай.

Ночь торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Поднялись олени. Все живое встречало утр о нового дня.

Ночь (что делала?) торопилась

Она (что делала?) падала, уходила, дрогнула, погасла

Выпиши глаголы вместе со словами, с которыми они связаны. В скобках перед глаголами напиши вопрос.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

7

мин.

Давайте вернёмся к кластеру.

Глагол

  • Вопросы: Что делал? Что сделал? Что будет делать?
  • Изменяется по временам
  • Часть речи – Обозначает предмет действие
  • Изменяется по числам
  • В предложении является сказуемым

Молодцы!

Закончили работу!

Ребята, чем вы занимались сегодня на уроке?

-Какие цели вы ставили перед собой?

-Достигли ли вы поставленных целей?

Мы вспоминали, что такое глагол.

Цели на урок: Вспомнить, что такое глагол. Вспомнить его характерные признаки.

Всех целей мы достигли

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог

3-5 мин.

-Перед вами несколько предложений, которые вы должны продолжить:

Продолжить предложения:

- Я сумел …

- Я похвалил бы себя …

- После урока мне захотелось …

Спасибо за урок!

Я сумел вспомнить всё о глаголе.

 Похвалил бы себя за то, что верно выполнил упражнения.

После урока мне захотелось, ещё больше узнать сведения о глаголе.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....

Конспект урока русского языка во 2 классе(Образовательная система «Школа 2100» авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева) Текст Урок 24 (20). Тема: Конструирование текстов.

ТекстУрок 24 (20).Тема: Конструирование текстов.Цель:  – развитие умения устной речи – «достраивание» неоконченного текста (создание начала, концовки по имеющимся фрагментам текста)....

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука" УМК "Школа России"

Дети познакомятся с этимологий слов "Алфавит", "Азбука", со значением алфавита в жизни людей; получат возможность называть буквы в алфавитном порядке....

Конспект урока русского языка в 3 классе "Использование фразеологических оборотов русской речи".

Фразеологизм – устойчивое, неделимое сочетание слов. Фразеологические обороты русской речи украшают, делают ее выразительной, придают меткость и образность. Пришли к нам из старины глубокой, из ск...