Самоопределение, мотивация к учебной деятельности Цель: формирование самооценки готовности к уроку; создание положительного эмоционального фона | - Какое сегодня прекрасный день! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Сядьте правильно и улыбнитесь соседу справа и соседу слева. - Предлагаю сделать девизом урока следующие слова: (Сл.) Если читать, то вдумчиво, Если писать, то грамотно. Если слушать, то внимательно. Если отвечать, то чётко и внятно. - Настроение хорошее? Мысли хорошие? Друзья – одноклассники рядом? -Тогда в путь. Как всегда, нас ждёт очень много работы: интересной, познавательной, увлекательной.
- Сегодня мы сами будем себя оценивать в «листах самооценки». И первое, что необходимо сделать: (под номером 1) раскрасьте цветок под свое настроение в начале урока: если отличное – зеленое, хорошее – синим, плохое - красным. | Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на работу.
Да! Да! Да! | Личностные: создание позитивного настроения; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
|
Актуализация знаний (подводящий диалог) Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний | 1. Минутка чистописания - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. - Какие буквы мы будем прописывать сегодня? (Сл.) - Используя шифр как можно быстрее найдите буквы, которые скрываются за этими числами. (Сл.)
- ФИО. Напишите красиво целую строчку. - Где вы могли встретить эту тройку букв? Какие слова спрятались в этих буквах? - Это аббревиатура (вывешиваю слово на доску), сложносокращенные слова, о них подробнее узнаете в старших классах. Такие сокращения допускаются в научных документах, деловых бумагах. | Фронтальная работа
Заглавные
При подписывании письменных работ. Фамилия, имя, отчество.
| Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Личностные: интерес к учебному материалу |
Целеполагание. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы. | - Смогли ли вы определить тему урока?
- Какие задачи поставим перед собой на урок? - Прочитайте слова. (Сл.) кол лён бор
- С какой буквы написаны слова?
- Что можно сказать об этих словах как о части речи? - Правильно, ребята! Все имена существительные, которые пишутся со строчной буквы - это нарицательные имена существительные. А назовите еще нарицательные имена существительные. Молодцы!
- Могут ли слова начинаться с заглавной буквы? В каком случае?
- А бывают ли случаи, когда в середине предложения слова пишутся с заглавной буквы? Молодцы!
- А как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы? | Большая буква в фамилиях, именах и отчествах людей.
1. Научиться писать собственные имена существительные с заглавной буквы. 2. Различать их на письме. Проводят наблюдение Со строчной, с маленькой Это имена существительные) Приводят примеры нарицательных имен существительных Если слово стоит вначале предложения. Да, имена, отчества, фамилии людей, клички животных, название городов, деревень, рек, гор Имена собственные. | Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Личностные: интерес к учебному материалу |
Осознанное выполнение действий для решения обозначенных задач Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Физминутка
| 1. Образование имён собственных - Объясните значения этих слов. (Сл.) Бор - сосновый лес, находящийся на песчаной почве. Кол - короткий шест, заостренный с одного конца. Лён – это растение.) - Запишите эти слова в столбик. - Изменятся ли значения этих слов, если мы допишем к каждому из них букву я? (Сл.) Прочитайте. - Что теперь обозначают эти слова? (Это имена собственные.) - Как мы их будем писать? (С заглавной буквы.) Запишите их во второй столбик. (Сл.) кол Коля лён Лёня бор Боря - Имя (вывешиваю слово на доску) - личное название человека, даваемого ему при рождении. - А известно ли вам, что означает ваше имя? -Человека, носящего одинаковое с кем-нибудь имя, называют тёзка. А у нас в классе есть тёзки? Назовите. - Как будут звать девочку Лену, когда она станет взрослой? - Это её полное имя. А вы знаете, какое ваше полное имя? Толя, Паша, Стас? - Есть имена, которые не изменяются, например, Олег, Марина, Инна, Нина. 2. Дополнение кратких имён полными. - А теперь выполним задание. К кратким именам напишите полные: (Сл.) Женя – Саша – Рита – Вова – Света – - Имена Саша и Женя могут принадлежать как мальчикам, так и девочкам. (Сл.) а) фиксация результата (+/-) в «Листе самооценки»
- Люди давно поняли, что одного имени мало, чтобы узнать о ком идёт речь. К имени стали добавлять, чей он сын или чья она дочь. Так и говорили: Иван сын Петра, Марья дочь Степана. - Что же образовалось от имени отца? Отчества (вывешиваю слово на доску) людей тоже пишутся с заглавной буквы. 3. Запись имени и отчества Запишите имена и отчества: Юра - сын Пети Оля - дочь Вани Таня – дочь Васи Олег – сын Ромы а) фиксация результата (+/-) в «Листе самооценки»
4. Образование фамилий - (Сл.) Прочитайте слова кольцо перо озеро - (Сл.) Подумайте, как изменится значение слов, если мы к каждому из них допишем букву В? Что получится? - У нас получились фамилии. Фамилии (вывешиваю слово на доску) людей тоже пишутся с заглавной буквы. Запишите эти фамилии. а) фиксация результата (+/-) в «Листе самооценки»
- Если услышите слово, которое надо писать с большой буквы – тянитесь вверх и хлопайте в ладоши. - Если услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы- приседайте! Постарайтесь запомнить имена. Пушка, Пушкин, Петрович, петрушка, галка, Галя, сани, Саня, кузнец, Кузнецова | Определяют лексическое значение слов. Осуществляют запись слов в столбик. Высказывают предположения относительно изменения значения слова с присоединением буквы «я». Записывают имена людей.
Заслушивают информацию от учителя. Сообщают значения имён. (Елена.) Дети называют свои полные имена.
Дети выполняют работу в парах.
Евгений Александр Маргарита Владимир Светлана Проводится проверка
Отчество Дети работают в парах. Проводится взаимопроверка. Юрий Петрович Ольга Ивановна Татьяна Васильевна Олег Романович
Высказывают предположения
Записывают фамилии.
| Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя; Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности; принимать участие в работе парами и группами; Познавательные: строить логическое рассуждение, включаю-щее установление причинно-следственных связей; Умение сравнивать, делать выводы. Подтверждение своего открытия, положительная мотивация. |
Первичное закрепление нового материала Цель: организация и осуществление совместной учебно-познавательной деятельности. | 1. Происхождение фамилий (работа по учебнику с.56)
Очень люблю, когда все собираются. Белой скатертью стол накрывается Бабушка с мамою, Папа и я, Мы называемся вместе - (Сл.) Семья. Семья - это группа живущих вместе близких родственников. - Как различить семьи? (По фамилии) - Что такое фамилия? - Как же появились фамилии на Руси? Откуда можно получить информацию? (Из учебника). Откройте учебник на 56 странице. - Какие вопросы вы можете составить по содержанию прочитанного? | Фамилия – это семейное наименование, прибавляемое к личному имени, которое передаётся от родителей к детям.
Читают научную статью.
Формулируют составленные вопросы. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
Включение нового знания в систему знаний и повторение Цель: осуществление первоначального контроля своего участия в доступных видах познавательной деятельности | 1. Самостоятельная работа (Сл.) 1 группа. - От данных слов образуйте отчество. Будьте внимательны!
1. Алексей 5. Евгения 2. Мария 6. Александр 3. Павел 7. Валерия 4. Ольга 8. Виктор (Сл.) 2 группа. - Расставьте цифрами фамилии в алфавитном порядке: 3 | Быковский
| 2 | Бибиков
| 1 | Абдуллина
| 5 | Кернер
| 4 | Катасонова
| 6 | Кувшинов
|
(Сл.) 3 группа. Назовите имена: - Имеющие удвоенные буквы согласных (Анна, Инна, Геннадий, Алла, Жанна); -принадлежащие и девочкам и мальчикам (Женя, Саша, Валя, Валера); - образованные от названия цветов (Лилия, Роза) (Сл.) 4 группа Расшифруйте и запишите предложение. [вас’а] [л’ис’ич’к’ин] [и] [й’ана] [п’итухова] – д_журные. (Вася Лисичкин и Яна Петухова–дежурные.) (Сл.) 5 группа. Назовите слова парами: полное и сокращенное имя. Саша- Александр (а) Алёша- Алексей Нина- Нина Дмитрий- Дима Сокращенное имя от Маргарита –Рита (Сл.) 6 группа. Коля и Оля – друзья. (Коля Мухин и Оля Сорокина - друзья.) Проверка по слайдам. Оценивание работы групп и каждого по оценочному листу (ответственным ребёнком в группе) - Итогом работы на уроке становится сформулированное правило. | Выполняют самостоятельную работу в группах.
Самопроверка по ключу Фиксация результата (+/-) в «Листе самооценки»
Проверка по слайдам. Оценивание работы групп и каждого по оценочному листу (ответственным ребёнком в группе)
Группы представляют результат своей работы и выявляются лидеры. Формулируют правило. Имена, отчества, фамилии людей пишутся с заглавной буквы. | Регулятивные: осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя
Коммуникативные: развивать способности работы в парах, слушать собеседника и вести диалог.
|
Итог работы. Рефлексия. Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке; организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности. | - Вспомните тему сегодняшнего урока. - Какие задачи были поставлены? - Все ли удалось реализовать? - Что было трудным? - Какие еще имена собственные пишутся с заглавной буквы? Это будет задачей следующего урока. А сейчас заполните «облако тэгов»: Сегодня на уроке: - Я узнал, открыл для себя…
- Я научился, смог…
- Я могу похвалить себя и своих одноклассников за …
- Мне понравилось …
| Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности.
| Регулятивные: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания |