Конспект урока русского языка "Правописание частицы не с глаголами" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование  навыка  раздельного  написания  глаголов  с  частицей  НЕ; ознакомление  учащихся с  их  отличительными  признаками  и  ролью  в  речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать правило написания частицы не с глаголами;
  • уметь раздельно писать частицу не с глаголами.

Личностные: уметь грамотно строить речевые высказывания; излагать свои мысли и точку зрения.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник Русский язык 2 класс 2 часть  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, конверт с текстом «Друзья природы», карточки «слова с пропущенными гласными».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 16.04.2021

ФИО учителя: Хамидуллина Р.В.

Школа: МОУ «Дербишевская СОШ»

ФИ студента: Сайфуллина С.

Класс: 2 б

ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 11

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Правописание частицы не с глаголами»

Цели деятельности учителя:  формирование  навыка  раздельного  написания  глаголов  с  частицей  НЕ; ознакомление  учащихся с  их  отличительными  признаками  и  ролью  в  речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать правило написания частицы не с глаголами;
  • уметь раздельно писать частицу не с глаголами.

Личностные: уметь грамотно строить речевые высказывания; излагать свои мысли и точку зрения.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник Русский язык 2 класс 2 часть  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, конверт с текстом «Друзья природы», карточки «слова с пропущенными гласными».

Челябинск 2021


Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

1-2 мин

- Здравствуйте, ребята!

Очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Сияние ваших умных глаз

Я знаю каждый в классе гений,

Но без труда и ум не впрок

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок.

- Проверьте свою готовность к уроку.

- Садитесь.

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

Проверяют готовность к уроку

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Л:освоение личностного  смысла учения.

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: запись на доске

Практический: минутка чистописания, словарная работа

Словесный: учебный диалог

4-5 мин

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

Минутка чистописания

- Посмотрите на доску. Что вы видите?

- Пропишите в строчке эти буквы в порядке чередования. (Нн Ее Нн Ее …)

Словарная работа.

Игра “Гласные сбежали”

- Из слов сбежали гласные. Догадайтесь какие.

- У вас на партах лежат листочки со словами.

- Запишите словарные слова, вставляя пропущенные гласные, подчеркните орфограммы (лфвт,  джрнй,  крндш,  клсс,  пнл,  ттрдь,  чтльнц).

- Найдите в словарных словах слово, состоящее из  5 слогов. Составьте предложение с этим словом  по схеме:

Кто? Что делает?  Кому?  Что?

- Приступайте.

- Поднимите руку, кто готов.

- Итак, какое слово состоит из 5 слогов?

- Назовите слоги.

- Давайте посмотрим, какие предложения у вас получились. Кто нам зачитает?

Выполняют задание учителя

Заглавные и строчные буквы Нн и Ее.

Учащиеся прописывают заглавные и строчные буквы Н и Е.

Внимательно слушают задание учителя

Выполняют задание

Показывают свою готовность

Учительница.

У-чи-тель-ни-ца.

Читают свои предложения

К: настроиться на совместную работу и общение с одноклассниками и учителем.

Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

П: ориентироваться в системе знаний; применять их на практике.

П: расширение кругозора

III. Постановка учебной задачи

 Словесный: учебный диалог

Практический: работа с упражнением

4-5 мин

- У меня для вас есть игра.

- Я называю вам слова с отрицанием, а вы мне без отрицания.(не стой, не работай, не радуйся, не поет, не слушайся),

- А теперь наоборот (ленись, капризничай, дерись, обижайся)

- Какой частью речи являются эти слова? (глаголы)

- Что мы знаем о глаголах? (ответы детей)

- Посмотрите на доску, отличается ли написание слов?

- Что такое НЕ?

- Для чего оно нам нужно?

- Кто написал слитно, раздельно? Как правильно и неправильно?

- Кто-нибудь догадался, какая тема сегодняшнего урока?

- Вы правы, тема сегодняшнего урока «Правописание частицы не с глаголами».

- Откройте учебник на стр.78.

- Прочитайте стихотворение. Вспомним правила выразительного чтения.

- Кто хочет прочитать стихотворение вслух выразительно?

- Кто готов ответить на вопрос в конце упражнения?

- Прочитайте и посмотрите, правильно ли мы определили тему сегодняшнего урока? Как тема обозначена в учебнике?

-Какова цель сегодняшнего урока?

- Молодцы!

Слушают учителя

Стой, работай, радуйся, поет, слушайся.

Не ленись, не капризничай, не дерись, не обижайся.

Глаголы.

Ответы детей

С частицей не и без, слитно и раздельно.

Частичка, слово-помощник.

Предположения детей

Правописание частицы не с глаголами.

Читают стихотворение вполголоса

Читает желающий или сильный ученик

Отвечают на вопрос по желанию

Так же как мы и сказали.

Научиться правильно писать частицу не с глаголами.

Р: планирование учебной деятельности

П: самостоятельное выделение и формулирование цели

IV. Открытие нового знания

Словесный: рассказ учителя

Словесный: диалог

Практический: работа с правилом

Практический: работа с упражнением

7-8мин

- Чтобы узнать как пишется частица НЕ с глаголами, послушайте вот такую историю.

- С какой  частью  речи  употребляется  частица НЕ?  

- Какой  смысл  вносит  частица  НЕ?

- Как вы думаете,  как  пишется  частица НЕ  с  глаголом?

- Давайте прочитаем правило на стр.78. Кто прочитает вслух?

- Что такое это НЕ?

- Всегда ли она пишется раздельно? Почему?

- Посмотрите на упр.136, стр.78.

- О чем говорится в пословицах? Как вы понимаете смысл первой, второй, третьей?

- О каких человеческих качествах?

- Какие слова на новое правило нам встретились?

- Какая из этих пословиц больше всего подходит к нашему уроку?

- Запишем эту пословицу.

- Давайте подчеркнем частицу, напишем часть речи и число.

- Давайте проверим, все ли выполнено верно.

- Молодец, садись.

Внимательно слушают историю

С глаголами.

Отрицательный, все отвергает.

Раздельно.

Читают правило

Частица.

Всегда. Потому что это орфограмма.

Находят упражнение

Ответы детей

Умение общаться с людьми

Не хвались, … .

Предположения учащихся

Один ученик работает у доски

Проверяют работу одноклассника

П: ориентироваться в системе знаний.

К: уметь слушать мнение другого, отстаивать свое мнение.

П: осуществлять анализ объектов труда в связи с поставленной задачей.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с учебником, упражнением

Словесный: учебный диалог

4-5 мин

Работа в парах

- Посмотрите упр. 137, с.79.

- Вам нужно самостоятельно прочитать текст. В парах объяснить что такое рифма, найти рифмующиеся слова.

- Вслушайтесь в звучание и сделайте вывод, какое звукосочетание слышится в конце рифмующихся слов.

- Спишите стихотворение по заданию.

- Давайте проверим.

- Что такое рифма?

- Какие рифмующиеся слова вы нашли?

- Какое звукосочетание слышится в конце этих слов?

- Как пишется частица не?

- Молодцы, ребята, все отлично поработали.

Внимательно слушают задание

Списывают стихотворение

Ответы детей

Едется, гололедица, падается, не радуется.

[ца].

Раздельно.

К: умение полно и точно выражать свои мысли

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: работа с текстом

Наглядный: презентация

4-5 мин

Индивидуальная работа

- Сейчас вам нужно поработать самостоятельно.

- У вас на партах лежит листочек с текстом. Вам необходимо исправить в нем ошибки.

- Приступайте.

- Кто готов – поднимите руки.

- Поменяйтесь листочками с соседом. Давайте проверим.

- Посмотрите на слайд.

- Если все верно, то поставьте зеленый кружок, если 1-2 ошибки – желтый, если больше 2 ошибок, то красный.

- Поднимите руку, у кого зеленый, у кого желтый, у кого красный?

- Ребята, какой совет мы дадим тем, у кого красный?

- Хорошо, идем дальше.

Слушают задание

Начинают выполнять задание

Сообщают о готовности

Обмениваются работами

Сверяют с эталоном

Оценивают работу соседа.

Предложения детей

Р: осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

К: анализировать и оценивать выполненную работу.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: слово учителя

Практический: самостоятельная работа

7-8 мин

Работа в группе (по рядам)

- Чтобы выполнить следующее задание, вам необходимо разделиться на 3 группы по рядам.

- Каждой группе я раздам листы с заданием.

- У вас есть задания – приступайте.

- Итак, первая группа. Какое у вас было задание?

- Какие глаголы вы выписали?

- Молодцы!

- Вторая группа. Какое задание было у вас?

- Что вы записали?

- Молодцы!

- Третья группа. Прочитайте ваше задание.

- Прочитайте, какой текст у вас получился.

- Молодцы, третий ряд!

- Вы все отлично потрудились. Давайте подведем итоги урока.

Внимательно слушают задание.

Приступают к выполнению

Прочитать предложения и выписать из них только глаголы с НЕ.

Не торопись, не спеши, не знаешь, не говори, не течет.

Списать глаголы, добавляя частицу НЕ.

Не вставай, не прыгать, не ложись, не смотреть, не торопись.

Вставьте по смыслу в текст глаголы с частицей НЕ, используя слова для справок.

Ножик, вилку или ложку не держите в кулаке.

Не кормите тут же кошку:

Плошка кошки – в уголке.

Хлеб в солонку не макайте

И друг дружку не толкайте

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

VIII. Рефлексия

Словесный: беседа

2-3 мин

- Кто назовет тему, которую мы сегодня изучили?

- Какую цель мы ставили?        

- Достигли мы цели? Как нужно писать частицу не?

- У меня на слайде представлены смайлики, в зависимости от вашего настроения от проделанной работы – нарисуйте на полях тот, который вам подходит.

- Поднимите руку у кого первый? Второй? Третий?

- Спасибо за урок, ребята, вы свободны!

Правописание частицы не с глаголами.

Научиться правильно писать частицу не с глаголами.

Да. Раздельно.

Оценивают свою работу на уроке

Л: умение ставить оценку собственной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "ЖИ-ШИ" в 1 классе УМК "Школа России

В процессе урока используются инновационные методы, которые позволяют заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, что актуально на данном этапе их развития. Материал урока ...

Конспект урока русского языка по теме "Род имен прилагательных" 3 класс УМК "Школа России"

Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка, надеюсь, что он будет вам полезен!...