Конспект урока по русскому языку на тему: "Спряжение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Помещикова Ольга Юрьевна

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spryazhenie_glagola._konspekt.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по рускому языку для 4 класса

Тема: Спряжение глаголов

Учитель: Помещикова О.Ю.
Цель урока: 

- систематизация и закрепление знаний учащихся по теме: «Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени». 
Задачи урока: 
1.Совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с изученными орфограммами;
2.Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность, формировать умения работать в группе.

3. Расширять и активизировать словарный запас детей. 
4.Воспитывать интерес к предмету, уважение друг к другу, к природе, расширять кругозор, воспитывать самостоятельность, активность. 

Ход урока. 

I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний:

- Ребята, чтобы перейти к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить: что мы знаем о глаголе.

* На парте перед вами лежат индивидуальные листы. Я прошу каждого подписать их.  Вам сегодня предстоит не только усвоить новый материал, но и выполнить  ряд заданий.

(Ученики самостоятельно работают с раздаточным материалом, потом данная работа проверяется устно)

Восстановите пропущенный текст:

а) Часть речи, которая обозначает …(действие предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? что делал? что будут делать?) называется глаголом.
б) Не с глаголами пишется …
(раздельно).
в) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы… (что делать?, что сделать?)
г) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания ….
(ть, ти, нулевое окончание в глаголах на чь).
д) Глаголы изменяются в прошедшем времени по …(по числам), а в единственном  числе по … (родам). В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ... (числам и лицам).
е) В предложении глагол обычно бывает …(сказуемым) и согласуется с … (подлежащим).

Проверка  

- Составьте цепочки из окончаний I спряжения II спряжения (схема)

III. Орфографическая минутка 

Прочитайте слова, назовите орфограммы. 

Прилетят, зазеленеет, веселят, весна, затопит, вьют, зажурчат, согреет. 

Сформулируйте задание к упражнению.

I спряжение                                                                    II спряжение 
Зазеленеет (б.в. ед.ч. 3л.)                                         Прилетят (б.в. ед.ч. 3л.) 
вьют (н.в. ед.ч. 3л.)                                                   веселят (н.в. ед.ч. 3л.) 
согреет (б.в. ед.ч. 3л.)                                               затопит (б.в. ед.ч. 3л.) 
                                                                                   зажурчат (б.в. ед.ч. 3л.) 

Исключить лишнее, почему? 

Исходя из заданий, выполненных на уроке, сформулируйте, пожалуйста, тему урока, цель.

IV. Целеполагание:

- Верно, тема нашего урока – спряжение глаголов.Сегодня мы научимся различать спряжение глаголов, чтобы верно определять безударные личные окончания глаголов. Чтобы ответить на  вопрос: что значит спряжение, выполните  2 задание:  продолжите предложения:  Имя прилагательное  - изменяется (по родам, падежам и числам)

Имя существительное  -   склоняется (изменяется) по числам, падежам

 А глагол -   изменяется по ...(по лицам и числам)      

- Как называется изменение глагола по лицам и числам? (спряжением)

V. Работа над предложением. 

Зелёной, первые, землю, прорезают, травки, стрелочки, весеннюю. 

Что вы можете сказать, какие мнения в классе? Почему эту группу слов нельзя назвать предложением? Запишите получившееся предложение. 
Сформулируйте задания к упражнению.

Первые стрелочки зелёной травки прорезают весеннюю землю. 

Задания, которые предлагали дети: Назвать орфограммы; Дать характеристику предложения; Подчеркнуть главные члены предложения; Определить спряжение глагола.

VI. Работа по теме урока. 

Сколько спряжений у глагола? Как определить спряжение, лицо, число, время? Докажите. 

Поставьте ударение в словах,  вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов: (слайд6)

Вед..шь,  скольз..т,  крич..т,  зов..м,  говор..шь,   бер..т, сто..шь, по..т, жд..м,  вез..те

- Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Они стоят под ударением)

-А теперь с другой группой глаголов поработайте: поставьте ударение:

Он  ход…т-

ты игра…шь-

котёнок мурлыч…т-

лень вал…т-

кто расскаж…т-

мы не скуча…м-

- В какой части слова пропущены гласные? (в окончании)

- Легко ли  определить гласные в окончаниях глаголов?  Почему? (Они стоят в безударном положении)

- Измените глаголы так, чтобы пропущенные гласные стали ударными. Запишите их рядом. Какая форма глагола у вас получилась? (Н.ф. глагола)

-  Посмотрите на глагольный суффикс.  Если глагольный суффикс и – 2-е спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – ы - 1-е спряжение.

- А теперь определите спряжение и вставьте соответствующие гласные. 

VII. Физминутка.

VII. Творческая работа.

Используя слова, над которыми работали на уроке, иллюстрацию напишите сочинение о весне. Как можно озаглавить текст?

  • Выделить орфограммы. Подчеркнуть глаголы, указать лицо, число, время. 

VIII. Проверка самостоятельной работы.

IХ. Составление алгоритма.    

ПАМЯТКА ШКОЛЬНИКА:

- Итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.)

– Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? (Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию:
1-е спряжение – ешь, ет, ем, ете (ут), ешь, ет, ем, ете (ют)
2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят)

– А если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма.

а) поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс.
б) Если глагольный суффикс и – 2-е спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – -ы- 1-е спряжение.

X. Итог урока:

- Ребята наш урок подходит к концу. И в заключение, ответьте на вопросы:

-Какова была тема урока?
- А проблема?
-Что нового о глаголе вы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему:"Спряжение глаголов". (4 класс).

Конспект урока  по русскому языку предназначен для учителей начальной школы....

Конспект урока по русскому языку на тему" Спряжение глаголов"

Обобщение изученного о глаголах, знакомство со спряжением глаголов, упражнение в распознавании спряжений глаголов...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Спряжение глаголов», 4 класс

Цели деятельности учителя:формировать умение определять лицо и число по местоимениям и личным окончаниям;познакомить учащихся со спряжением глаголов по лицам и числам.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока по русскому языку по теме «Спряжение глаголов». (УМК "Школа России"), 4 класс.

Цели деятельности учителя: формирование понятия «спряжение глагола», «личное окончание глагола»; Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «спряжение глагола»...