Конспект урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные» (УМК "Школа России", 3 класс) + презентация
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные»
Цель деятельности учителя: формирование умений различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных.
Планируемые результаты:
Предметные: понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Оборудование: Русский язык 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч2/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий – М.: «Просвещение» 2012. - 15 - 17с., презентация PowerPoint.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 21.01.2020 | |
Школа: №152 | ФИО учителя: Кузнецова В.В. |
Класс: 3Б | ФИО студента: Данько А., 35 группа. |
Кабинет: 213 | ФИО методиста: Кондратьева И.И. |
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные»
Цель деятельности учителя: формирование умений различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных.
Планируемые результаты:
Предметные: понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Оборудование: Русский язык 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч2/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий – М.: «Просвещение» 2012. - 15 - 17с., презентация PowerPoint.
Челябинск, 2020
Этап урока | Время | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I. Этап самоопределение к деятельности Психологический настрой, организация урока. Словесный: слово учителя Психологический настрой. | 2 мин. | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Николаевна, я проведу сегодня у вас урок русского языка. - Каждый урок должен начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда на протяжении всего занятия дела будут идти хорошо и всё будет получаться. - Сделайте хлопок, если вы пришли на урок с хорошим настроением. - Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится! - Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку. - Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок. | Приветствуют учителя. Психологически готовятся на урок. Слушают учителя. | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. |
II. Актуализация знаний и мотивация. Практический: словарный диктант Практический: классификация имён существительных по определённому признаку Наглядный: демонстрация Словесный: беседа Практический: выполнение пробного задания, группировка слов Словесный: слово учителя | 6 мин. | - Открываем тетрадочки, кладём наискосок, спинки ровно, записываем число, классная работа. - Сейчас мы проведём словарный диктант. На слайде представлены слова, в которых пропущены буквы, вставьте буквы в пропуски и запишите в тетрадь, потом я проверю ваш диктант и поставлю вам оценки. (Аккуратно, альбом, алфавит, берег, быстро, вместе, вокруг, ворона, восемь, воскресение, восток, вторник) - Заканчиваем. - А сейчас прочитайте слова, записанные на экране. (Женя, прочитай вслух) (Солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок) - Какой частью речи они являются? (именем существительным) - Почему вы так решили? (Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?) - Как можно разделить данные существительные на две группы? (Одушевлённые и неодушевлённые) - Какие существительные называются одушевлёнными? - Какие существительные называются неодушевлёнными? - Молодцы! Правила вы знаете, а сегодня мы узнаем что-то новое об этих словах. - Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах. - Вспомним правила работы в парах. - Распределите слова по группам –
Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - другую. (Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов) - Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик? - Какие слова не попали ни в один из этих столбиков? (на слайде таблица) - А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание. - Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего? - Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков? - Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными. | Записывают число и классную работу. Пишут словарный диктант. Читают слова с экрана. - Именем существительным. - Они обозначают предмет, и отвечают на вопросы «Кто? Что?». - Одушевлённые и неодушевлённые - Они обозначают людей и животных и отвечают на вопрос «Кто?» - Обозначают предметы, растения и явления неживой природы и отвечают на вопрос «Что?» Повторяют правила работы в парах. Выполняют задание. 1 – Аня, Миша; 2 – Ивановна, Алексеевна, Петрович; 3 – Попов, Кузнецов. 4 – ученик, дом. Оценивают свою деятельность. - Тем, что в последнем столбике слова обозначающие предметы. - Имена. Слушают учителя. | Р.: принятие и сохранение учебной задачи, сличение с образцом, оценка работы К.: построение монологического высказывания; развитие речи К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, согласованно выполнять совместную деятельность |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа Практический: составление плана | 4 мин. | - Как вы думаете какая тема нашего урока? (Имена существительные собственные и нарицательные) - Поставьте цель урока. Сегодня на уроке мы узнаем … научимся … попробуем … - Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике. (Познакомиться с собственными и нарицательными именами, научиться их различать) - Давайте составим план нашего урока: 1. Познакомимся с именами существительными собственными и нарицательными. 2. Научимся различать собственные и нарицательные имена существительные. 3. Выполним самостоятельную работу. 4. Закрепим знания. | - Имена существительные собственные и нарицательные. - Какие существительные относятся к собственным. - Их различать. - Применять их и писать правильно. Составляют план урока. | К.: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р.: принятие и сохранение учебной задачи, П.: установление причинно-следственных связей, анализ объекты с целью выделения общих признаков, подведение под понятие. |
IV. «Открытие» детьми нового знания Словесный: беседа Практический: работа с терминами Практический: чтение и анализ правила | 8 мин. | - Ребята, вы знаете что обозначают термины «собственные имена существительные» (Это названия, принадлежащие кому-либо, чему-либо) - «Нарицательные имена существительные»? (Ими называют однородные предметы, которые имеют что-то общее) - С какой буквы пишутся имена собственные? - Откройте учебник на странице 15 и прочитайте правило, (Женя) читает вслух - Как вы его поняли? - Какие группы имён собственных вы запомнили? - Кто сможет привести пример имён нарицательных? - Кто сможет привести пример имён собственных? - Давайте заполним таблицу. - На какие группы делятся имена существительные? (Собственные и нарицательные) - Что относится к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей, художественных произведений) - А что относится к именам нарицательным? (Все остальные существительные) - Посмотрите на слайд, где тут имя собственное, а где нарицательное? (собака Дружок) - Как на письме отличаются собственные имена существительные от нарицательных? - Итак какой пункт нашего плана мы с вами сегодня выполнили? - Молодцы! С правилом мы с вами познакомились, и вы с этим успешно справились! Динамическая пауза - А сейчас встаём, немного тело разомнём. Слушайте внимательно! Потом я вам задам вопрос. - Рано утром в парк ходили, Там снеговика лепили. А потом с горы катились, Веселились и резвились. В Катю бросили снежком, В Юлю бросили снежком, В Борю бросили снежком. Получился снежный ком. Холодно гулять зимой, побежим скорей домой! - Тихонько садимся. - Были ли в физминутке имена собственные? Какие? - Покажите цветом карандаша как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными. | - Собственные имена — это имена людей, названия городов… - Нарицательные это остальные имена. - С большой буквы. Изучают правило в учебнике - Какие бывают имена собственные и нарицательные. - Названия городов, улиц… - Мяч, ёлка, снег. - Юля, Москва, Чёрное море. Изучают правило. - Собственные (определение) и нарицательные (определение) - Имена, клички, названия улиц… - Все остальные существительные. - «собака» - нарицательное, а «Дружок» - собственное. - Собственные имена пишутся с большой буквы, а нарицательные с маленькой, если не стоят в начале предложения. - Первый Выполняют физические упражнения. - Да были! Имена: Катя, Юля, Боря. Оценивают свою деятельность. | П.: осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным Р.: осознают и принимают К.: обмениваются мнениями; умеют слушать друг Л.: определение границ собственного знания и незнания |
V. Первичное закрепление Практический: частичное списывание, морфологический анализ Словесный: беседа Практический: орфографический анализ Практический: работа с доской | 5 мин. | - Хорошо! А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные, найдите упражнение 22 на странице 15. - Давайте его прочитаем по цепочке, начиная с первой парты. - (Катя), прочитай первый вопрос. (Какие из этих слов собственные имена существительные, а какие -нарицательные? Как вы это определили? Почему имена существительные получили название собственные?) - Кто хочет ответить на этот вопрос? - (Аня), прочитай второй вопрос (Подберите к данным нарицательным именам другие имена собственные, объясните их значение.) - Кто хочет ответить на этот вопрос? - Кто хочет выйти к доске и выполнить последнее задание, только мы его немного изменим. - Спишите нарицательные имена существительные, подчеркните в словах изученные орфограммы. Остальные работают в тетради. - Ребята, вы согласны? - Если вы справились с заданием без ошибок поставьте себе на полях весёлый смайлик. - Итак, ребята, мы справились со вторым пунктом нашего плана? - Что мы сделали? | Читают упражнение по цепочке. Читает вопрос. - Собсв.: Василий Андреевич Жуковский, Алёша, Алиса, Вологда, Победы, Болгария, Байкал, Мира, Илья Муромец, Зорька, Базилио, Эльбрус. Нариц.: Поэт, мальчик, девочка, город, площадь, страна, озеро, улица, богатырь, корова, кот, гора. - Потому что, это названия городов, стран, озёр и имена. - Поэт Александр Сергеевич Пушкин и т.д. Выполняют задание у доски ив тетрадях. поэт, улица, город, озеро, гора, богатырь, корова, страна - непроверяемые и проверяемые безударные гласные мальчик, площадь - мягкий знак как показатель мягкости девочка - сочетание чк город, кот - звонкие и глухие согласные в конце слов - Оценивают свою деятельность. - Да. | К: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой Практический: Самостоятельная работа. Распределительное списывание. | 5 мин. | - Ну, а сейчас мы выполним 3 пункт нашего плана и напишем самостоятельную работу. - Давайте повторим правила работы в парах. - Выберите имена собственные и нарицательные и разделите их на 2 группы, двое работают у доски. На работу у вас 3 минуты. Начали. (Сергеевич, Динара, дети, карандаш, утро, Иванов, Бобик, город, петух, кот, Челябинск, Украина, стол Рыжик) - Закончили. Сейчас проверим друг друга, все согласны с вариантом на доске? - Правильный вариант указан на слайде. - Оцените друг друга. | Выполняют самостоятельную работу Собств.: Сергеевич, Динара, Иванов, Бобик, Челябинск, Рыжик, Украина. Нариц.: дети, карандаш, петух, кот, город, утро, стол. Взаимопроверка. Оценка деятельности одноклассника. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, согласованно выполнять совместную деятельность |
VII. Включение в систему знаний, повторение Словесный: беседа Практический: работа с упражнением Наглядный: демонстрация | 7 мин. | - Сейчас посмотрите на упражнение 24. - Прочитайте задание. - Кто написал данные произведения? - Как записаны названия произведений? - В чём особенность в записи имени авторов? - Для чего нам нужно уметь записывать названия произведений и имена авторов? - Да, правильно, это умение пригодится вам в старших классах при написании сочинений, таблиц, оно нужно сейчас каждому образованному человеку. - А теперь давайте прочитаем правило на странице 16, сверим наш вывод с правилом из учебника. - Как пишутся названия художественных произведений? - Как пишутся имя и отчество авторов? - Обратите внимание как пишутся кавычки, в печатном тексте кавычки на одном уровне, а в письменном первые кавычки внизу строки, вторые вверху - Посмотрите на упражнение 25. - Прочитайте задание. - Найдите первую картинку, (Саша), прочитай образец. - Теперь первый ряд запишет предложение ко 2 картинке, второй к 3, третий к 4. - Проверим, что у вас получилось, первый ряд кто нам прочитает своё предложение и скажет, как вы записали инициалы автора и название произведения. - Хорошо! Выполнили мы последний пункт плана? - Молодцы! Вы сегодня отлично поработали. - Откройте дневники, запишите домашнее задание. - Выучить слова под буквой Г, выполнить упражнение 27 на странице 17. | «Берёза» - Есенин, «Стрекоза и муравей» - Крылов, Акула – «Толстой», «Аленький цветочек» - Аксаков. Выполняют задание. - С большой буквы и в ковычках. - Первые буквы и отчества написаны. - На уроках чтения, в бибилиотеке. - С большой буквы в кавычках. - Буквами. «Берёза» - Есенин, «Стрекоза и муравей» - Крылов, Акула – «Толстой», «Аленький цветочек» - Аксаков. Выполняют задание. - Да! Записывают домашнее задание. | К.: построение речевых высказываний П.: восприятие информации. Р.: принимать и сохранять задачу |
VIII. Рефлексия Словесный: беседа | 3 мин. | - Оцените свою работу. На слайде выберите фразу и продолжите её. (Сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… я попробую… меня удивило…) - Спасибо за урок. | Оценивают и анализируют свою деятельность. | Л: умение ставить оценку собственной деятельности |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок.
Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов. Разделите слова по группам. 1. Имя человека 2. Отчество 3. Фамилия
1. Имя 2. Отчество 3. Фамилия Аня Миша Ивановна Алексеевна Петрович Попов Кузнецов у ченик д ом 4. Предметы Имена собственные Имена нарицательные
«Имена существительные собственные и нарицательные» Цели урока: Мы узнаем… Научимся… Попробуем… Тема урока:
План урока: 1 . Познакомимся с именами существительными собственными и нарицательными. 2 . Научимся различать собственные и нарицательные имена существительные. 3 . Выполним самостоятельную работу. 4 . Закрепим знания.
Собака Дружок
План урока: 1 . Познакомимся с именами существительными собственными и нарицательными. 2 . Научимся различать собственные и нарицательные имена существительные. 3 . Выполним самостоятельную работу. 4 . Закрепим знания.
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… Меня удивило…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"
презентация с триггерами...
Презентация к уроку русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"
Презентация содержит 13 слайдов....
Технологическая карта урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях». УМК "Школа России" 2 класс
Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях».Планируемые результаты:Предметные: формировать умения писать с за...
Урок, русский язык "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных."
Первоначальное знакомство с темой «Заглавная буква в именах собственных» состоялось в первом классе. Тема эта достаточно важная и многогранная. В данном классе это первый урок по это...
Конспект урока русского языка:"Собственные и нарицательные имена существительные" 2 класс
Конспект урока русского языка:"Собственные и нарицательные имена существительные" 2 классЦель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать ...
Презентация к уроку русского языка"Собственные и нарицательные имена существительные"
Презентация к уроку русского языка"Собственные и нарицательные имена существительные"...
Конспект урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные» (3 класс)
Цели деятельности учителя:формирование умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную буквы в именах собственных.Планируемые результатыПредметные:различать ...