Конспект урока русского языка:"Собственные и нарицательные имена существительные" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока русского языка:"Собственные и нарицательные имена существительные" 2 класс
Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные, познакомить с правописанием собственных имен существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkandevich_t.a._konspekt_uroka_rus._yaz._sobst._im._sushch.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №2 г.Семикаракорска"
Ростовской области
Конспект
урока по русскому языку по теме:
«Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание собственных имён существительных».
2 класс. УМК «Планета знаний»
Подготовила:
учитель начальных классов
Шкандевич Т.А.
Тема:" Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных".
Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные, познакомить с правописанием собственных имен существительных.
Задачи:
образовательные:
- добиться: осмысленности усвоения учебного материала по теме: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных;
- осознания различия имён собственных и нарицательных;
- умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные»;
- закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие:
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала;
- обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность;
- способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости;
- обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные:
- способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков;
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные»;
- уметь различать имена существительные собственные и нарицательные; уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные:
- положительное отношение к учению;
- понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию;
- понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий, планировать свои действия;
- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания;
- находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД).
Ход урока
I. Организация начала урока. Психологический настрой.
1.1 Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу.
- Я желаю тебе сегодня добра.
- Ты желаешь мне сегодня добра.
- Мы желаем сегодня друг другу добра.
- (Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальцами, ладонями).
- Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.
1.2 Слайд 2.
- Девиз сегодняшнего нашего урока:
Ум и сердце
В работу вложи,
Каждой секундой
В труде дорожи!
II. Актуализация опорных знаний.
2.1 Слайд 3. Минуткачистописания. (СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ)
- Что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза?
2.2 Слайд 4, 5
- Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.
- (Земля, День Земли, Дон, Волга, река, День Победы, Марс, планета) Распределите слова по группам - названия рек, названия планет, праздники. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.
- заполнение таблицы (на столе карточки)
Название рек | Название планет | Праздники | |
- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
Слайд 6.
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)
- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.
- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?
- А чему хотели бы научиться? Поставьте цель урока.
Сегодня на уроке мы:
узнаем …
научимся …
попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.
IV. Открытие нового знания.
4.1 Слайд 7. Чтение стихотворения.
Я имя существительное.
Об этом я пою.
Я называю всё вокруг,
Всем имена даю.
Бываю нарицательным,
Но надо понимать,
Что я могу быть собственным,
Старайся различать.
- Как вы думаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?
4.2 Слайд 8. Понятие "Собственное"
У человека – имя,
у собаки и кошки – кличка,
у города и реки – название.
- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
- С какой буквы пишутся имена собственные?
- А все остальные – несобственные - нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
- Под какими рисунками у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?
- Прочитаем правило в учебнике.
- Какие существительные мы называем собственные?
- С какой буквы они пишутся?
- А у кого еще может быть своё собственное имя?
- Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.
- Приведите примеры собственных имён существительных.
- Какие существительные мы называем нарицательные?
- С какой буквы они пишутся?
- Приведите примеры нарицательных имён существительных.
V. Первичное закрепление знаний.
Слайд 9
5.1 Игровой момент.
- Давайте проведем игру "Собери пару"
5.2 Работа с учебником.
- Откройте учебники на стр.82
- Почему 12 апреля называют Днем космонавтики?
Слайд 10
Работа по учебнику стр.82 упр 13
Слайд 11
- С какой буквы мы напишем имя, отчество и фамилию первого космонавта? Какие это существительные: собственные или нарицательные?
5.3 Словарная работа
Слайд 12
- Запись слов. Какие это существительные: собственные или нарицательные?
- Составьте устно с любым из слов предложение.
Физминутка. Слайд 13
VI. Вторичное закрепление знаний.
- Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.
- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?
- Как называется город, в котором мы живём?
- Наш город маленький, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя – Семикаракорск.
6.1 Слайд 14. Воспитательный момент. Родной город Семикаркорск.
- Наш город имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем городе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе на классных часах.
- Один из них, поэт Борис Куликов написал такие строки о городе:
Откуда я? С Дона! Где высь да простор,
Где сладкие звоны Семикаракор,
Где поле широко, работа красна,
Где песня далёко-далёко слышна…
6.2 Слайд 15. Работа по восстановлению деформированного текста.
- Мы сейчас будем работать в группах.
- Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем городе, вставив, где нужно собственные имена существительные.
Слайд 16
Мой город.
Мой родной город - _____________________. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река __________. В нашем городе жил замечательный поэт___________________________________________________.
- Какой у вас получился рассказ?
6.3 Слайд 17. Проверка текста.
VII. Рефлексия деятельности.
Слайд 6. 18
- Какие цели мы ставили в начале урока?
- Достигли ли мы целей?
Слайд 19.
- Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой.
- Я многому научился, но ещё нуждаюсь в помощи.
- Мне было трудно на уроке.
7.1 Домашнее задание:
Слайд 20.
- придумай сказку о Большой букве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"
презентация с триггерами...
Презентация к уроку русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"
Презентация содержит 13 слайдов....
Технологическая карта урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях». УМК "Школа России" 2 класс
Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях».Планируемые результаты:Предметные: формировать умения писать с за...
Урок, русский язык "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных."
Первоначальное знакомство с темой «Заглавная буква в именах собственных» состоялось в первом классе. Тема эта достаточно важная и многогранная. В данном классе это первый урок по это...
Презентация к уроку русского языка"Собственные и нарицательные имена существительные"
Презентация к уроку русского языка"Собственные и нарицательные имена существительные"...
Конспект урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные» (3 класс)
Цели деятельности учителя:формирование умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную буквы в именах собственных.Планируемые результатыПредметные:различать ...
Конспект урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные» (УМК "Школа России", 3 класс) + презентация
Конспект урока по русскому языкуТема: «Собственные и нарицательные имена существительные»Цель деятельности учителя: формирование умений различать собственные и нарицательные имена сущ...