Учебный предмет: Русский язык. Автор учебника, учебных пособий: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова Тема урока: Слова исконные и заимствованные
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Клипина Ирина Владимировна

Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема: Слова исконные и заимствованные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mart_12.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2 класс

Учитель: Клипина И.В.                         Дата12.03.2021г.

Учебный предмет: Русский язык.

Автор  учебника, учебных пособий:  С.В.Иванов, А.О.Евдокимова

Тема урока: Слова исконные и заимствованные

Цели урока: 

Дидактическая – создать условия, для усвоения нового материала используя методы активного обучения.

Образовательная – наблюдать за словами исконными и заимствованными; расширять словарный запас учащихся; определять значение слова с помощью словаря; наблюдать за использованием исконных и заимствованных слов, развивать орфографическую зоркость.

Развивающая – Развивать коммуникативные компетенции учащихся ; умение задавать вопросы, умение аргументировать свою точку зрения; умение толерантно относится к чужому мнению; способность участвовать в совместном принятии решений; развитие внимания, логического мышления.

Воспитательная – формировать ответственность за результаты своего труда и работы всего класса; прививать любовь к “слову”, сокровищнице народной мудрости и традиций.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование урока: Учебники:  С.В. Иванов  «Русский  язык» 2  класс, тетради учащихся; компьютер, проектор, карточки с заданием

Планируемые результаты

Предметные: наблюдать за словами исконными и заимствованными; расширять словарный запас учащихся; определять значение слова с помощью словаря; наблюдать за использованием исконных и заимствованных слов, решать учебные и практические задачи - грамотно записывать самостоятельно простые  предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают)  научатся раскрывать одну из особенностей текста - его тематическое единство;

получат возможность научиться: участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве,  получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы речевого этикета.

Метапредметные: Познавательные: общеучебные - овладение умением составлять простые предложения, применяя исконные и заимственные слова в устной и письменной речи.

Регулятивные: проводить работу по предложенному плану, применять освоенные способы действия, осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью  выполнения учебных операций.

Коммуникативные: строить письменное высказывание на заданную тему с использованием простых  предложений, приходить к общему мнению на основе выбора удачного варианта решения коммуникативной задачи.

Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных работ.

Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

УУД

Организация

начала

занятия

Психологическая подготовка учащихся к общению.

« Свет солнца в ладони возьму.

И к сердцу положу

И станет всё вокруг

Добрее и светлее».

- Ребята, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относится к окружающим вас людям.

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Чистописание

-Правописание заглавной и строчной буквы К,к

РУУД

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Актуализация знаний учащихся

Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности.

     ( отгадывают загадку)

«Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет» ( Весна)

С приходом весны изменилось ли у вас настроение? (да)

Каким оно стало? (хорошее, задорное, веселое, бодрое).

Как назовем эти слова? (синонимы).

Слова – синонимы отвечают на один и тот же вопрос и близкие по значению.

Игра « Подбери синоним»

Ребята – дети, бежать- мчаться, красный-алый, азбука-алфавит, чудесный- волшебный, дорога-путь, грустить-печалиться, вьюга-метель.

Ребята, послушайте стихотворение.

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

Учитель: - Как называются эти слова? Антонимы-слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению.

Работа по карточкам

Учитель:  А с какими словами мы познакомились на прошлом уроке,  я узнаю из карточек. Вставьте  пропущенные слова.

Слова, одинаковые по звучанию и (или) написанию, но разные по значению, называют омонимами.

  1. Одинаково звучат и пишутся (коса)
  2. Одинаково звучат, пишутся по – разному (кот, код(т))
  3. Одинаково пишутся, звучат по – разному. ( замОк, зАмок)

Дети приводят примеры:   1. Уж наступил вечер. Уж питается лягушками.

2.Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.

3. Сложный код. Пушистый кот.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Постановка проблемы и определение темы и цели урока

 Работа по учебнику

Учитель: - Откройте учебник стр.71 урок 112

Прочтите, в каком блоке будем работать? Как звучит тема урока? Какова главная цель урока?

Тема: Слова исконные и заимствованные

Цель урока: Узнать, какие слова исконные и заимствованные, мы научимся использовать слова, которые пришли в нашу речь из других языков и узнаем о словах, которые родились в русском языке.

- Чему будем учиться на уроке? (находить и правильно употреблять их в речи)

Словарная работа

- Коробка для школьных принадлежностей.( пенал)

- Электронная вычислительная машина. (компьютер)

Рубрика «Давай подумаем»

Учитель:- Ещё совсем недавно в русском языке не было слов пенал, фломастер, компьютер, кроссовки, потому что не было таких предметов.  

- Как вы думаете, откуда пришли в русский язык эти слова?

ПУУД

Сотрудничество учителя и детей

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

(Регулятивные УУД)

Уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя

(Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Объяснение нового материала

Работа над правилом. Стр. 72

Упражнение №1.(запись слов в тетрадь).

- Обрати внимание на выделенные слова.

- Понятны ли тебе значения этих слов?

- Уточни их толкование по словарику учебника.

Уметь осуществлять анализ объектов

(Познавательные УУД)

Открытие нового знания

Работа в паре

Упражнение 2стр.3
- Для чего в нашей речи нужны заимствованные и исконные слова? 

КУУД

Знакомство с новыми действиями по работе с текстом

Первичное закрепление

 

Физкультминутка

Коллективное выполнение с комментированием, по алгоритму

- Рассмотрите картинки. (велосипед, ракетка, шорты)

- Назовите предметы по лексическому значению слов

- Работа со словариком учебника

- Почему в русском языке появились эти заимствованные слова?

Вывод: Проще произнести «ракетка», чем «овальная лопатка для игры в теннис»?

Фронтальная работа

Упр. 3, стр. 73 – 74-работа с учителем

Суффикс (от лат. suffixus — прибитый, приколоченный) — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов или форм данного слова, например: мебель — мебель-н-ый, земля — земл-ян-ой, медведь — медвеж-онок, новый — нов-ейш-ий. 
Суффикс не является обязательным элементом слова. 
В слове может быть один суффикс, а может быть несколько, например: множить — множ-и-телъ, чит-а-ть — чит-а-тель, напомин-а-тъ — напомин-а-ни[]э]. 
- Почему часть слова, стоящую за корнем, назвали суффиксом?

- Попробуй придумать своё название этой части слова.

КУУД

Разбор задания в группах.

Сотрудничество учителя и ученика

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

(Познавательные УУД)

Самостоятельная работа с проверкой по эталону и включение нового знания в систему знаний и повторение

Самостоятельная работа

Упр. 4, стр. 74

- Объясни, одним словом данные выражения и запиши предложения.

- Из какого языка пришли к нам слова синоним, антоним, омоним? СЛАЙД

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

(Коммуникативные УУД)

Информация о домашнем задании.

Упр. 5, стр.74, работа со словарём.(устный разбор)

Запись в дневники.

Подведение итогов учебного занятия,  

рефлексия.

– Какая тема урока была?

Расскажите   чему научились на уроке.

Сегодня на уроке:

Я научился…

Поднимите руку, кто оценивает свою сегодняшнюю работу на 5.

Поднимите руку, кому в группе работалось легко и комфортно.

Урок окончен.

Учитель выставляет оценки.

Управление поведения партнера, оценка действия партнера

(Коммуникативные УУД)

Рефлексия

(Коммуникативные УУД)

Смыслообразование

(Личностные УУД)

Слова, одинаковые по……………………….и (или)………………………….., но разные по значению, называют…………………………….        

Слова, одинаковые по……………………….и (или)………………………….., но разные по значению, называют…………………………….

Слова, одинаковые по……………………….и (или)………………………….., но разные по значению, называют…………………………….

Слова, одинаковые по……………………….и (или)………………………….., но разные по значению, называют…………………………….

Слова, одинаковые по……………………….и (или)………………………….., но разные по значению, называют…………………………….

Слова, одинаковые по……………………….и (или)………………………….., но разные по значению, называют…………………………….

Слова, одинаковые по……………………….и (или)………………………….., но разные по значению, называют…………………………….

Слова, одинаковые по……………………….и (или)………………………….., но разные по значению, называют…………………………….

Слова, одинаковые по……………………….и (или)………………………….., но разные по значению, называют…………………………….

Слова, одинаковые по……………………….и (или)………………………….., но разные по значению, называют…………………………….

Слова, одинаковые по……………………….и (или)………………………….., но разные по значению, называют…………………………….

Слова, одинаковые по……………………….и (или)………………………….., но разные по значению, называют…………………………….

Слова, одинаковые по……………………….и (или)………………………….., но разные по значению, называют…………………………….

Слова, одинаковые по……………………….и (или)………………………….., но разные по значению, называют…………………………….

Слова, одинаковые по……………………….и (или)………………………….., но разные по значению, называют…………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ слабослышащих

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш,)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ с...

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ слабослышащих

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш,)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ с...

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ слабослышащих

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш,)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ с...

Предмет Русский язык Класс 1 Автор УМК « Школа России» В.П. Канакина Тема урока «Обозначение мягкости согласных звуков Ь».

Предмет  Русский  языкКласс 1Автор УМК « Школа России»  В.П. Канакина Тема урока «Обозначение мягкости согласных звуков Ь»....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Русский язык» для 4 класса н...

Технологическая карта урока по учебному предмету « Русский язык», 2 класс, тема «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

     Конспект урока русского языка «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова» по программе "Школа России". Урок- путешествие.  ...