Конспект урока по русскому языку 3 класс "Личные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование представления у учащихся о понятиях «личные местоимения»; развитие умений выполнения подобных упражнений по теме личные местоимений.

Планируемые результаты

Предметные

- знать: определение понятия «личные местоимения».                                                                                   

- уметь:  распознавать местоимения среди других частей речи; определять лицо и число местоимений.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности.

Тип урока: систематизация знаний.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-y_lichnye_mestoimeniya.docx169.06 КБ
Файл 1-y.pptx364.94 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:         12.04.2021 г.                                                                                ФИО учителя: Мингазова Г. К.

Школа: «Бажикаевская СОШ»                                                                ФИ студента: Фазылова Адиля, 41 гр.

Класс: 3 «Б»                                                                                        ФИО методиста: Солопова Т. В.

                                                                                                                                                                                 

Конспект урока русского языка

Тема: Личные местоимения.

Цели деятельности учителя:  формирование представления у учащихся о понятиях «личные местоимения»; развитие умений выполнения подобных упражнений по теме личные местоимений.

Планируемые результаты

Предметные 

- знать: определение понятия «личные местоимения».                                                                                  

- уметь:  распознавать местоимения среди других частей речи; определять лицо и число местоимений.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности.

Тип урока: систематизация знаний.

Оборудование: УМК «Школа России», учебник русского языка 3 класс, 2 часть. Авторы: В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. Презентация.

Челябинск, 2021

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

Фронтальная форма работы

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Адиля Маратовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь на свои места.

- Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему. Теперь все посмотрите на меня и улыбнитесь мне. Я желаю вам отличного настроения и продуктивной работы.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Садятся на свои места.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

        

Практический: чтение упражнения, совместное обсуждение

Вид упр.: списывание с доп.заданиями

Наглядный: презентация

Словесный: беседа, обсуждение.

Частично-поисковый: наблюдение;

 выбор ответа на поставленный вопрос.

Выборочное воспроизведение с комментированием.

5 мин

Фронтальная форма работы

- Ребята, давайте вспомним, какую большую тему мы начали изучать в 3 четверти?

- Что вы узнали о частях речи?

- Отлично! Так как у вас есть знания о частях речи, мы с вами проделаем следующую работу.

- На слайде расположены различные слова. Прочитайте их внимательно.

(весна, звонкий, я, птицы, яркая, ты, она, ручей, веселье)

- Ваща задача заключается в том, чтобы распределить эти слова на группы по грамматическим признакам.

- Подумайте и предложите свои варианты «разбивки» этих слова на группы.

-Какие еще будут предположения?

-Попробуйте распределить слова по частям речи. Как вы это сделали и что у вас получилось?

-Итак, у вас получились 3 группы: существительные, прилагательные. А помните ли как называется та часть речи, которая оказалась у вас в 3 группе?

-Верно! Но хорошо ли мы знаем эту часть речи?

Отвечают на вопросы учителя:

-Мы начали изучать части речи.

-Узнали, как они изменяются, умеем различать части речи, так как узнали их признаки.

Слушают учителя, читают слова со слайда.

Слушают задание.

-Можно распределить эти слова по частям речи.

-Получилось: весна, птицы, ручей - сущ., так как отвечают на вопросы (кто?что?); звонкий, яркая, веселые - прил., отвечают на вопросы (какой?какая?какие?); я, ты, она - отвечают на вопрос (кто?), но не обозначают предмет  ...

Дети испытывают затруднения.

- Местоимения.

Затрудняются ответить.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К.: Умение представлять и сообщать в устной форме, использовать речевые средства для диалога и аргументации своей позиции.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Подводящий диалог

5 мин

- Исходя из всего этого, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Обратите снова свое внимание на эту группу местоимений из предыдущего задания. Прочитайте их внимательно.

- Мы с вами узнаем не просто о местоимениях, а о личных местоимениях. Значит как звучит полная тема нашего урока?

- А вы знаете, что такое личные местоимения?

- Значит какие цели поставим перед собой на урок?

-Замечательно! Кроме того, мы узнаем, когда в речи употребляем местоимения - это тоже важно знать.

Формулируют тему урока:

-Местоимения.

Читают местоимения из предыдущего задания.

-Личные местоимения.

-Нет, не знаем.

Узнаем, что такое личные местоимения, научимся их находить.

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

IV. «Открытие» нового знания

Словесный: объяснение упражнения

Практический: выполняют упражнение

Вид упр.: списывание с доп. заданиями

Словесный: беседа, комментируют свои действия свои действия

Частично-поисковый: наблюдение;

 выбор ответа на поставленный вопрос

Словесный: беседа, комментируют свои действия свои действия

Частично-поисковый: наблюдение;

 выбор ответа на поставленный вопрос

Словесный: беседа, комментируют свои действия свои действия

11 мин

Индивидуальная и фронтальная формы работы.

- Откройте учебники на стр. 92 и найдите упр.156. Рассмотрите рисунки. Прочитайте местоимения, которые есть на рисунке.

Снимок

- Кто прочитает 1 задание под текстом упражнения?

-Что такое местоимение? Каков будет правильны ответ?

-А почему не подходит первый вариант ответа?

- Верно, к первому варианту больше подходит такая часть речи как имя существительное.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

- Кто хочет прочитать второе задание под упражнением?

- Кто готов ответит?

- Отлично!

- Ребята, что же такое местоимение?

- Как же все-таки называются местоимения, которые вы перечислили в предыдущем задании?

- Какие местоимения указывают на того, кто говорит?указывают на того, к кому обращаются с речью?указывают на того, о ком  (или о чем) говорят?

- Давайте сейчас соберем в одно единое целое все то, что вы сказали сейчас про местоимение и про личные местоимения. Кто попробует?

- Совершенно верно. Сейчас я предлагаю вам проверить себя. Для этого найдите правило на стр.92 и сравните свой ответ и то, что вам предлагает учебник.

- Кто прочитает вслух правило из учебника?

- Верно ли мы сказали о местоимении и о личном местоимении?

-Найдите упр.157 на стр.93. Прочитайте выразительно. Может кто-то желает прочитать вслух?

Снимок

- Сколько здесь всего предложений?

- Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.

- Спишите это стихотворение, если кто уверен в себе, можете написать его по памяти. Не забудьте подчеркнуть местоимения и обведите в овал обращения.

- Давайте проверим, как вы выполнили упражнение. Начнем с 1 ряда, с 1 парты.

- Как вы нашли местоимения?

- Замечательно! Те местоимения, которые вы подчеркнули, на что указывают?

- Поднимитесь со своих мест. Давайте проведем динамическую паузу.

Физминутка

Воспринимают услышанное и выполняют задание.

Один ребенок читает первое задание.

- Местоимения указывают на предметы, но не называют их.

-Так как там сказано, что М называют предметы, это ошибка, ведь называет предметы - существительное.

Записывают число и классная работа.

Ребенок читает задание, остальные внимательно слушают.

он, она,они,оно, я,ты, мы,вы.

- Местоимение - это часть речи. Они указывают на предметы, но не называют их.

- Это были личные местоимения.

-Я,мы/ ты,вы/он,она,они,оно.

-М - это часть речи, указывает на предметы, но не называет их. Я,мы/ ты,вы/он,она,они,оно - личные местоимения. Я, ты - указывают на того, кто говорит. Ты,вы - указывают на того, к кому обращаются. Он,она,оно,они - указывают на того, о ком или о чем говорят.

Читают правило в учебнике и сравнивают свой ответ.

-Да, все правильно.

Читают упражнение.

- в упражнении 4 предложения.

- Солнце, солнце, ты откуда? (вопросительное, невоскл.). -Я из зорьки золотой! (повест., воскл.). - Дождик, дождик, ты откуда? (вопрос., невоскл.). -Я из тучки грозовой! (повест., воскл.).

Выполняют упр., подчеркивают местоимения.

- Солнце, солнце, ты откуда? -Я из зорьки золотой! - Дождик, дождик, ты откуда?  -Я из тучки грозовой!

- Местоименя указывали на предеметы, но не называли их.

-Местоимение «я» указывает на того,кто говорил. Местоимение «ты» указывает на того, к кому обращаются с речью.

П.: смысловое чтение, построение речевого высказывания

Л.: уметь

воспринимать новую информацию.

К.: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

Л.: Обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

К: Формулировать собственное мнение и позицию.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V. Первичное закрепление

Практический: выполнение задания с помощью дидактической игры «Сосчитай - ка»

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания с помощью дидактической игры «Четвертое лишнее»

7 мин

        Индивидуальная форма работы.

- Давайте, мы с вами немного поиграем.

Игра называется «Сосчитай - ка».

Цель: формирование навыка нахождения местоимений в тексте.

- Правила игры: играет весь класс. Я буду читать текст из рассказа К. Паустовского. При вторичном чтении вы должны сосчитать количество местоимений в тексте. Победителем считается тот, кто правильно определит число местоимений.

- Ну что все готовы? Тогда начнем. Будьте внимательны!

Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне эту загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.

- Давайте проверим. Посчитайте сколько всего местоимений вы услышали в тексте.

- Поднимите руку те у кого получилось 17?

- Молодцы! Побеждает у нас тот , кто насчитал 17 местоимений.

- Сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру «Четвертое лишнее».

Цель: закрепление навыка нахождения местоимений в тексте.

- Правила игры: играют три команды. На доске в три столбика записаны местоимения и одно лишнее слово. Игрокам нужно найти и подчеркнуть в каждом ряду это лишнее слово. Участники игры по очереди выходят к доске и выполняют задание. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно выполнит задание. В конце игры команды выходят к доске и объясняют, почему подчеркнутые ими слова лишние.

- 1 ряд - 1 команда, 2 ряд - 2 команда и 3 ряд - 3 команда.

- Начинаем.

Материал для игры:

1 команда

Я, он, на, ты

Нас, нами, нем, нам

Мной, меня, мни, мне

2 команда

Вас, воз, вес, вар

Но, оно, она, они

Мы, он, вы, но

3 команда

Мнем, мну, мне, мни

Тебя, тебе, тобой, табун

Он, его, ему, яму

Нос, низ, наст, нас

- Все молодцы! Побеждает у нас та команда, которая первыми закончила задание.

Слушают задание.

Выполняют задание.

Поднимают руки, кто насчитал 17 местоимений.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

П.: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П.: формировать универсальные логические действия грамотности учащихся.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: самостоятельная работа

Словесный: беседа

Практический: анализ и разбор таблицы по данному диалогу, с помощью вопросов

6 мин

Индивидуальная форма работы.

- У каждого на парте лежат листочки с телефонным диалогом. Прочитайте этот диалог, ваша задача найти в диалоге местоимения и подчеркнуть их.

- Алло! Здравствуй, Настя. Это - Полина. Ты хорошо меня слышишь?

- Да. Привет, Полина.

- Мне нужна Даша. Скажи, пожалуйста, она дома?

- Нет, она ушла в магазин.

- А Саша? Он где?

- Саша ушел на секцию по боксу.

- А они скоро придут домой?

- Не знаю.

- Спасибо, Настя. Пока.

- На выполнение этого задания я вам даю 3 минуты. Время пошло.

- Проверяем. Какие вы местоимения подчеркнули?

- Молодцы!

- Найдите таблицу на стр.93.  Сейчас с помощью нашего телефонного разговора мы разберем эту таблицу.

- Как назвала себя Полина, начиная разговор? (я);

- А если бы Полина и себя, и Настю назвала одним словом, какое бы местоимение она употребила? (мы).

- Отлично, вы отлично справились, таблицу «Личных местоимений» следует знать наизусть, ведь очень важно правильное употребление этих местоимений.

Снимок

Выполняют задание.

- Ты, меня, мне, она, она, он, они.

- Я.

- Мы.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

П.: формировать универсальные логические действия грамотности учащихся.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Практический: выполнение задания

Словесный: беседа

4 мин

Фронтальная форма работы.

Индивидуальная форма работы.

- Посмотрите на слайд. Вам дан текст. Ваша задача - прочитать текст и исправить ошибки. Будем работать в определенном порядке: с первого предложения. Кто нашел ошибку - поднимает руки и доказывает, что там есть ошибка.

- Внимательно изучите текст. Кто готов ответить?

В саду.

У танюши всаду много цветов. За ними ухажывает бабушка марья. Кругом цветут пушыстые хризантемы. Их окружыли чюдесные бабочьки.

Изучают текст на слайде.

Находят ошибки в тексте.

Танюши - это собственное имя, пишется с большой буквы.

В саду - предлоги с существительными пишутся раздельно.

УхажИвает - жи/ши пиши через “И”.

Марья - имя собств., пишется с большой буквы.

ПушИстые, окружИли - жи/ши пиши через “И”.

ЧУдесные - чу/щу пиши через “У”.

БабоЧКи - ЧК/ЧН пишутся без “ь”.

П.: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К.: умение полно и точно выражать мысли

К.: умение полно и точно выражать мысли

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: обобщающая беседа

3 мин

Деятельностная

- Ребята, как звучала тема нашего урока?

- Какие цели мы ставили? Как вы думаете, достигли мы целей?

- Возникали ли у вас трудности сегодня на уроке?

- Сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание: учить правило на стр.92, упр.159 на стр.94.

- Отлично, урок окончен, до свидания!

Проводят самоанализ деятельности.

Отвечают на вопросы, делятся мыслями.

Записывают домашнее задание.

П.: построение речевого высказывания

П.: осуществление синтеза

Р.: осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

весна, звонкий, я, птицы, яркая, ты, она, ручей, веселье

Слайд 3

Существительное: Прилагательное: Местоимение: - весна - звонкий - я - птицы - яркая - ты - ручей - ручей - она

Слайд 4

Тема: Личные местоимения Цель: Узнаем, что такое личные местоимения, научимся их находить

Слайд 6

Двенадцатое апреля. Классная работа.

Слайд 9

Игра «Сосчитай - ка» Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне эту загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.

Слайд 10

Проверка - Алло! Здравствуй, Настя. Это - Полина. Ты хорошо меня слышишь? - Да. Привет, Полина. - Мне нужна Даша. Скажи, пожалуйста, она дома? - Нет, она ушла в магазин. - А Саша? Он где? - Саша ушел на секцию по боксу. - А они скоро придут домой? - Не знаю. - Спасибо, Настя. Пока.

Слайд 12

В саду. У танюши всаду много цветов. За ними ухажывает бабушка марья. Кругом цветут пушыстые хризантемы. Их окружыли чюдесные бабочьки.

Слайд 13

В саду. У Т анюши в саду много цветов. За ними уха жи вает бабушка М арья. Кругом цветут пу ши стые хризантемы. Их окру жи ли чу десные бабо чк и.

Слайд 14

Домашнее задание Выучить правило на стр. 92, упр. 159 на стр. 94.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку Склонение местоимений 3-го лица

Тема: «Склонение местоимений 3-го лица»Тип урока: комбинированныйЦель и задачи урока:·        Создать условия для знакомства учащихся с изме...

Конспект урока по русскому языку «Роль местоимений в речи» 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку 4 класс«Роль местоимений в речи»УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку: Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма (УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по русскому языку "Род местоимений 3-го лица единственного числа" УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: развитие умений определять род местоимений 3 лица в единственном числе. Планируемы результаты:Предметные: -уметь правильно употреблять местоимения 3-го лица в речи...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Местоимение". (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять морфологические признаки местоимений; закрепление умений орфографически правильно обозначать на письме местоимения с предлогами; рас...

Конспект урока по русскому языку \'\' Личные местоимения\'\' УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс

Конспект урока  по русскому языку '' Личные местоимения''   УМК ''Школа России'' 3 класс...