Конспект урока по русскому языку "Личные местоимения", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Разработка открытого урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 21.19 КБ |
otsenochnyy_list.docx | 12.26 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Организационный момент
Прозвенел звонок
начинаем свой урок.
Посмотрите на свою парту.
Всё ли в порядке,
всё ли готово к уроку?
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Посмотрите друг друга
И друг другу улыбнитесь!
И сегодня у нас гости
Поприветствуем их.
Я желаю вам, чтобы на уроке присутствовало хорошее настроение, чтобы наш урок вам запомнился, чтобы вы помогали друг другу и сделали для себя небольшие открытия.
Предлагаю вам самим выбрать символ нашего урока: Солнышко или Тучка? (Приклеить на доску)
Пусть солнце светит вам в пути!
II. Актуализация опорных знаний
Давайте вместе прочитаем девиз нашего урока
«Исследование создает новое знание»
Чем сегодня будем заниматься на уроке? (исследованием)
Запишем в тетради дату и место нашего исследования.
В нашей работе будем вести оценочные листы исследования.
Кем же вы будете сегодня на уроке? (ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ)
А кто такой « ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?» (Тот, кто делает открытия)
Это словарное слово, запишите его в тетрадь.
К какой части речи относится слово исследователь? (имя существительное)
Как вы определили? (ответы детей)
Давайте с этим словом составим словосочетание с именем прилагательным. Что такое имя прилагательное? (Ответы детей)
Представьте, что мы с вами отправились в научно-исследовательскую лабораторию, но на нашем пути возникли препятствия, которые надо преодолеть. Это словарное слова, которые мы должны правильно написать.
Самолет, комната, рябина, трамвай, пятница, ромашка, растение, поэт, животное, гвоздика.
Поменяйте тетрадями, проверьте у соседа карандашом и поставьте оценки.
10 слов – «5»
9 – 8 слов – «4»
7 – 6 слов – «3»
5 слов и меньше – «2»
III. Постановка цели.
Отправляемся дальше в лабораторию. Младший научный сотрудник подготовил для нас текст.
Определите тему текста, прочитав его самостоятельно.
Лимон применяют для лечения и профилактики многих болезней, так как, лимон обладает жаропонижающим свойством. Лимон используют при лечении дыхательных путей. Лимон полезен при ангине. Если заболели – пейте чай с лимоном!
Никита читает в слух.
Кто определил тему текста? (о пользе лимона)
Какое слово здесь употребляется не один раз? (лимон)
Что надо сделать, чтобы избежать повторов? (отредактировать текст).
Какая часть речи слово лимон? (Существительное)
Каким словом можно его заменить? (Он)
Кто помнит, какой частью речи является слово «ОН»? (местоимение)
А почему так назвали «»местоимение»? (занимает «МЕСТО ИМЕНИ»)
Давайте попробуем отредактировать этот текст и заменить слово лимон местоимением.
Попробуйте сами назвать тему нашего урока. (Местоимения)
Что мы сегодня с вами будем исследовать? (местоимение)
Сотрудник лабораторий сообщил нам, что мы справились с заданием, поэтому мы сможем сами проводить исследования. Попробуем?
Составим план нашего исследования.
1. Что нужно вспомнить…. что такое местоимение? (карточка вспомнить…)
2. А потом … сделаем открытия. (открытия)
3. Применение наших открытия.(применить)
IV. Открытие нового знания
Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имен существительных.
А что вы помните о местоимении? (Ученики вспоминают правило).
Вывод: Местоимение – это часть речи, которая заменяет в речи имена существительные. Местоимения не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них.
После работы с текстом про лимон, сделайте вывод, для чего нужны местоимения? (Избегать повторов, чтобы речь была красивой, Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они – как запасные игроки в игре)
Давайте послушаем один телефонный разговор. (выходят девочки)
—Алло! Здравствуй, Виолетта. Это я – Туяна. Ты хорошо меня слышишь?
—Привет, Туяна.
—Мне нужна Даша. Скажи, пожалуйста, она дома?
—Нет, она ушла в магазин.
—А Саша? Где он?
—Саша ушёл на секцию по футболу.
—А они скоро придут домой?
—Не знаю.
Какие местоимения они использовали во время телефонного разговора?
(она, я, ты, он, они).
Мы сегодня продолжим изучать местоимения, а раз мы – исследователи, то должны будем сделать открытия и дополнить название нашей темы. Какие мы с вами сегодня будем исследовать местоимения? (Открывается запись «…….местоимения"). Как вы сказали, местоимения указывают на предмет, а указывая на предмет, мы указываем на определенное лицо. (личные)
Личные местоимения – это и будет наше первое открытие.
Личные местоимения можно распределить в три группы, а какие мы это с вами сейчас попробуем исследовать.
Скажите, как назвала себя Туяна, начиная разговор? (Она назвала себя – я).
Туяна указала на себя. Она говорила о себе. Значит это местоимение указало на кого? (Ответы детей)
Оно указывает на того, кто говорит.
Это первая группа личных местоимений, которая относится к первому лицу.
А посмотрите на эти местоимения и скажите, какое еще местоимение можно отнести к 1 лицу. (мы)
Как Туяна обратилась к Владе, ко 2-му участнику диалога? (Она сказала ей – ты)
А как она могла обратиться к нескольким участникам разговора? (вы)
На кого указывают местоимения ты и вы. («ты, вы» - указывают на того, к кому обращаются с речью)
Это вторая группа личных местоимений, которая относится ко второму лицу.
Какими местоимениями воспользовались девочки, говоря о тех, кого не было рядом с ними?( он, она, они)
Значит, к 3 лицу относятся какие местоимения? (указывают на того, о ком или о чем идет речь)
Откройте учебник на странице 92. Прочитайте правило.
Работа с правилом.
Сделайте вывод, о том, можно ли в разговорной речи обойтись без местоимений? (Ответы детей)
Во время разговора мы часто пользуемся местоимениями. Без них трудно обойтись в нашей речи— будут повторы.
Оцените себя. Как вы работали при разборе диалога.
V. Физминутка
VI. Закрепление нового материала
Вставьте пропущенные местоимения.
В воскресенье…. пришли в лес. Деревья стояли в красивом снежном уборе. …. были украшены серебристым инеем. …. переливался всеми цветами радуги. Неожиданно …. увидел дятла.
Вместо какой части речи мы употребили слова они, он ? Что вы заметили? Что меняется у местоимений, как и у существительных? (число)
Рассмотрите таблицу в учебнике на странице 93. Правильно ли было наши исследования. (работа по таблице)
Оцените себя.
Давайте выполним упр.159 на странице 94.
VII. Рефлексия
Давайте составим паспорт местоимения.
1.Местоимение-это …
2.Употребляется вместо …
3.Не называет, а … на предмет.
4.Местоимение отвечает на вопросы …
5.Личные местоимения меняются по … и по…
Оцените работу в оценочных листах.
VIII. Подведение итогов
По оценочным листам
IX. Домашнее задание.
Стр 94 упр 160
Предварительный просмотр:
Оценочный лист
Фамилия имя __________________________________
№ | Задание | Балл |
1 | Работа со словарными словами | |
2 | Работа с текстом (о пользе лимона) | |
3 | Работа с диалогом. Открытие: изменение местоимений по лицам | |
4 | Работа с текстом. Открытие: изменение местоимений по числам | |
5 | Упражнение 159 | |
6 | Паспорт местоимения | |
Подведение итогов |
Оценочный лист
Фамилия имя __________________________________
№ | Задание | Балл |
1 | Работа со словарными словами | |
2 | Работа с текстом (о пользе лимона) | |
3 | Работа с диалогом. Открытие: изменение местоимений по лицам | |
4 | Работа с текстом. Открытие: изменение местоимений по числам | |
5 | Упражнение 159 | |
6 | Паспорт местоимения | |
Подведение итогов |
Оценочный лист
Фамилия имя __________________________________
№ | Задание | Балл |
1 | Работа со словарными словами | |
2 | Работа с текстом (о пользе лимона) | |
3 | Работа с диалогом. Открытие: изменение местоимений по лицам | |
4 | Работа с текстом. Открытие: изменение местоимений по числам | |
5 | Упражнение 159 | |
6 | Паспорт местоимения | |
Подведение итогов |
Оценочный лист
Фамилия имя __________________________________
№ | Задание | Балл |
1 | Работа со словарными словами | |
2 | Работа с текстом (о пользе лимона) | |
3 | Работа с диалогом. Открытие: изменение местоимений по лицам | |
4 | Работа с текстом. Открытие: изменение местоимений по числам | |
5 | Упражнение 159 | |
6 | Паспорт местоимения | |
Подведение итогов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урокапо математике в 1 классе
Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...
конспект урокапо математике в 1 классе
Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока Русский язык. 4 класс. Тема: Синтаксическая роль местоимения в предложении.
Русский язык. 4 класс.Тема: Синтаксическая роль местоимения в предложении.Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о личных местоимениях; уточнить знания о синт...
План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'
Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....
Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений» УМК "Школа России"
Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений»...
Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица» УМК "Школа России"
Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»...
Конспект урока русского языка "Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица" УМК "Школа России" 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Местоимения. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица» Цели деятельности учителя:формирование представления о личных местоимениях. Планируемые...