технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

ФИО: Силукова Любовь Владимировна

Место работы: МОУ СОШ №106

Предмет: русский язык

Класс: 4

Учебник: Русский язык, УМК «Начальная школа XXI века»

(Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.) учебник для 4 класса в 2-х частях, часть 1.-

Тема урока: «Правописание не с глаголами».

Тип урока: урок «открытия» нового

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Частица не с глаголами”.

Задачи:

- формировать умение написания частицы не с глаголами

- развивать орфографическую зоркость, речь учащихся

- способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах

 

Методы обучения: технология деятельностного метода, ИКТ, проблемные ситуации

 

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая

Средства обучения (для учителя, для учащихся): учебники, рабочие тетради, карточки с учебными заданиями, листы самооценивания,

 компьютер, проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy._tehnologich_karta_rus_yazyk_4_klass.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Силукова Любовь Владимировна

Место работы: МОУ СОШ №106

Предмет: русский язык

Класс: 4

Учебник: Русский язык, УМК «Начальная школа XXI века»

(Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.) учебник для 4 класса в 2-х частях, часть 1.-

Тема урока: «Правописание не с глаголами».

Тип урока: урок «открытия» нового

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Частица не с глаголами”.

Задачи:

- формировать умение написания частицы не с глаголами

- развивать орфографическую зоркость, речь учащихся

- способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах

Методы обучения: технология деятельностного метода, ИКТ, проблемные ситуации

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая

Средства обучения (для учителя, для учащихся): учебники, рабочие тетради, карточки с учебными заданиями, листы самооценивания,

 компьютер, проектор.

Структура и ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Доброе утро, ребята!

Начинаем ровно в срок наш любимейший урок!!

Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся!

Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи и успешности в придачу!

-Пусть у всех будет хорошее настроение, как у нашего солнышка!!

- начинаем урок словами великой русской актрисы Фаины Раневской: «Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке».

- объясните это высказывание?

- к какому разделу русского языка будет относиться наш урок?

-Сегодня у нас, урок-исследование, где вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

У каждого из вас есть лист-самооценивания, где вы должны оценить свою работу на определенном этапе.

Подготовка класса к  работе.

Высказывания учащихся

Правописание

Личностные: самоопределение; регулятивные: прогнозировать предстоящую работу. Развиваем умение высказывать своё предположение Целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Разминка для рук
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.

- Запишите сегодняшнее число.

-На минутке чистописания  мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.

Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг.

Запишите, используя данную закономерность. 

и  иииии…

-Какой темой можно объединить слова?

-Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания?

Дружба творит чудеса.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Эта пословица будет  девизом  нашего урока.
- запишите пословицу в свои тетради

- какая часть речи может так о себе сказать?

 Что без меня предметы?                                                                                                     Лишь названья.
А я приду -
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.

Знания о глаголе вы отразите в мине-тесте.

  1. Глагол – это ………..часть речи
  2. Глагол обозначает ……….
  3. Глагол отвечает на вопросы …..
  4. У глагола есть три времени …….
  5. Глагол бывает ……………
  6. Глагол изменяется по ……..
  7. Глаголы не употребляются с …….
  8. В предложении чаще всего бывает ….. и образует с подлежащим …

Самопроверка. Выставление отметки по критериям. (слайд  )

Что значат глаголы для нашей речи?                                          

  Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.

Разминка для рук.

Гласная и.

Прописывают закономерность

О дружбе

Приятель, товарищ, друг.

Объяснение пословицы.

Записывают пословицу.

Глагол.

Дружба творит.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

3.Постановка учебной задачи.

Создаёт проблемную ситуацию.

Работа в парах . 

-Составьте предложение из разрезных карточек.

1.Друг в беде бросит.

2.Новых друзей наживай, а старых забывай.

3.Бросай друга в несчастье.

4. Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь.

-Что это за предложения?

-Вам они понравились?

-Почему пословицы звучат бессмысленно?

-Перед какой частью речи надо поставить не?

-Прочитайте получившиеся  пословицы, т.к. пословица –это народная мудрость, объясните в чем заключается мудрость данных пословиц.

-А как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом?

- кто знает, как нужно написать НЕ с глаголом?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (слайд  )

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно, мыслить

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Составляют пословицы.

Пословицы

Нет.

Не хватает не.

Предположение детей.

Правописание не  с глаголами  Научиться правильно писать не  с глаголами.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. 

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Итак, наше предположение: Не с глаголами пишется раздельно. 

нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является, НЕ, всегда ли НЕ пишется с глаголами раздельно, а работать мы будем по плану и в наших  группах.

1)Исследование №1

- Какой частью речи является НЕ?

-Это вы выясните самостоятельно.  Откройте «Журналы исследований». Найдите материалы исследования №1. Ответом на каждый вопрос является слово, которое вы будете вписывать  в клеточки по горизонтали.  В итоге у вас получится слово, которое подскажет, какой частью речи является НЕ.

- Проверяем. Какой же частью речи является НЕ?

-Наш первый вывод:  НЕ – это частица. (слайд )

Исследование №2.

- выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной?
План исследования

  1.что вы знаете о самостоятельных частях речи? ( отвечают на вопросы, являются членами предложения)

2.  Назовите самостоятельные части речи. (сущ-е,  прил-е, глагол, местоимение)

-3. Вспомните  о служебных частях речи? ( к ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении)

- Куда же можно отнести частицу?

Значит, частица - служебная часть речи.)

- Какой будет второй вывод?

    Вывод №2: частица НЕ  - служебная часть речи.

Исследование №3

-Всегда ли  частица НЕ пишется с глаголом раздельно?
-
 Откройте материалы исследования №3.

1.Прочитайте предложения.

2. Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова? (любят, навидят, годуют, здоровится) (не купишь, неволить, недомогал, недоумевал)

3. Есть ли в русском языке такие слова? ( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет) и т.д.

4. Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно?

 (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно)

 Вывод №3: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно.

  - Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями их надо запомнить.

-Подводим итог исследований:

- Откройте материалы исследования №3. Вместо пропусков вставьте нужные слова.-

- что у нас получилось?

Выводы:Частица не  пишется с глаголами раздельно,  если употребляется без не.   Если без не  не употребляется, то пишется слитно.

Глаголы-исключения:  НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ,    НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕДОМОГАТЬ

- сверим наш вывод с правилом данным в учебнике. Стр. 92.

- Какой же смысл придаёт глаголу частица не? (отрицание)

                                           

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм)

Дети работают сам-но

Дети работают в группах по плану

Совместно решают поставл-е задачи

Делают вывод

Читают на карточках слова-искл-я

Сам работа в тетр

Делают вывод

Записывают глаголы- исключения в тетради.

Анализируют выводы

Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.

познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, построение речевого высказывания доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

5.Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность восприятия.

«Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг», – поётся в доброй детской песне о дружбе и искренних человеческих взаимоотношениях.

- Есть ли в этом предложении глаголы с частицей НЕ?

- Как будем писать частицу НЕ  в данном случае, докажите , используя алгоритм.

-Запишем предложение под диктовку, обозначим орфограмму графически. Выполним синтаксический разбор предложения.

Мы с вами говорили о дружбе, как о взаимоотношениях между людьми. А кого ещё мы называем нашими друзьями?

-Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не.
-Кто мог бы быть его автором?
- А можно ли этот текст назвать призывом? ( Да, это призыв людей, которые любят природу).

- Творческое задание: измените предложения так, чтобы в них было отрицание.

- Какие предложения получатся? 

- Проведём Словарный диктант с сигнальными карточками (слитно - синяя карточка, раздельно – белая)

Вывод: как справились, кому надо подучить правило.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Работа в парах

(добавляют  к глаголам частицу не)

Записи сравнивются

Используют алгоритм

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа

 Мало знать, надо и применять.

Р.т. пишем грамотно стр. 32 упр.2

Нельзя кое-как, положась на удачу,
Усвоить тему, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки-
Каждое дело “просит” проверки.

        

На солнечные лучики выберите и приклейте карточки с глаголами-пожеланиями для гостей, написанные без ошибок.

Не болейте        Негрустите           Не обижайтесь      Нескучайте

Не волнуйтесь       Не грустите           Не скучайте        Не ленитесь  

Проверка по эталону. Самооценивание.

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок!

 Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, разгадали тайны.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Какую цель перед собой ставили?

-Удалось ли достичь поставленной цели?

- А где же пригодятся полученные знания на уроке?

-В чём были трудности?

- оцените свою работу.

              Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались.

         Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа . Я        понял правило и могу работать по эталону.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно. Я понял правило написания частицы не с глаголами, но у меня есть сомнение.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Открыть правило написания НЕ с глаголами

Да. Мы открыли правило написания частицы НЕ с глаголами. Учились писать слова

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения. познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...