1.Самоопределение к деятельности.
| Доброе утро, ребята! Начинаем ровно в срок наш любимейший урок!! Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся! Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи и успешности в придачу! -Пусть у всех будет хорошее настроение, как у нашего солнышка!! - начинаем урок словами великой русской актрисы Фаины Раневской: «Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке». - объясните это высказывание? - к какому разделу русского языка будет относиться наш урок? -Сегодня у нас, урок-исследование, где вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. У каждого из вас есть лист-самооценивания, где вы должны оценить свою работу на определенном этапе. | Подготовка класса к работе.
Высказывания учащихся Правописание
| Личностные: самоопределение; регулятивные: прогнозировать предстоящую работу. Развиваем умение высказывать своё предположение Целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
| Разминка для рук Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. - Запишите сегодняшнее число. -На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке. Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг. Запишите, используя данную закономерность. и иииии… -Какой темой можно объединить слова? -Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? Дружба творит чудеса. -Как вы понимаете смысл этой пословицы? Эта пословица будет девизом нашего урока. - запишите пословицу в свои тетради - какая часть речи может так о себе сказать? Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду - Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады И хлеб в полях растёт. Знания о глаголе вы отразите в мине-тесте. - Глагол – это ………..часть речи
- Глагол обозначает ……….
- Глагол отвечает на вопросы …..
- У глагола есть три времени …….
- Глагол бывает ……………
- Глагол изменяется по ……..
- Глаголы не употребляются с …….
- В предложении чаще всего бывает ….. и образует с подлежащим …
Самопроверка. Выставление отметки по критериям. (слайд ) Что значат глаголы для нашей речи? Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения. |
Разминка для рук.
Гласная и.
Прописывают закономерность
О дружбе
Приятель, товарищ, друг.
Объяснение пословицы.
Записывают пословицу.
Глагол.
Дружба творит. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. |
3.Постановка учебной задачи. Создаёт проблемную ситуацию.
| Работа в парах . -Составьте предложение из разрезных карточек. 1.Друг в беде бросит. 2.Новых друзей наживай, а старых забывай. 3.Бросай друга в несчастье. 4. Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь. -Что это за предложения? -Вам они понравились? -Почему пословицы звучат бессмысленно? -Перед какой частью речи надо поставить не? -Прочитайте получившиеся пословицы, т.к. пословица –это народная мудрость, объясните в чем заключается мудрость данных пословиц. -А как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом? - кто знает, как нужно написать НЕ с глаголом? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (слайд ) - Какую цель поставим перед собой на уроке? -А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно, мыслить | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Составляют пословицы.
Пословицы Нет. Не хватает не.
Предположение детей.
Правописание не с глаголами Научиться правильно писать не с глаголами.
| Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
| Итак, наше предположение: Не с глаголами пишется раздельно. нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является, НЕ, всегда ли НЕ пишется с глаголами раздельно, а работать мы будем по плану и в наших группах.
1)Исследование №1 - Какой частью речи является НЕ? -Это вы выясните самостоятельно. Откройте «Журналы исследований». Найдите материалы исследования №1. Ответом на каждый вопрос является слово, которое вы будете вписывать в клеточки по горизонтали. В итоге у вас получится слово, которое подскажет, какой частью речи является НЕ. - Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? -Наш первый вывод: НЕ – это частица. (слайд )
Исследование №2. - выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной? План исследования 1.что вы знаете о самостоятельных частях речи? ( отвечают на вопросы, являются членами предложения) 2. Назовите самостоятельные части речи. (сущ-е, прил-е, глагол, местоимение) -3. Вспомните о служебных частях речи? ( к ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении) - Куда же можно отнести частицу? Значит, частица - служебная часть речи.) - Какой будет второй вывод? Вывод №2: частица НЕ - служебная часть речи.
Исследование №3 -Всегда ли частица НЕ пишется с глаголом раздельно? - Откройте материалы исследования №3. 1.Прочитайте предложения. 2. Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова? (любят, навидят, годуют, здоровится) (не купишь, неволить, недомогал, недоумевал) 3. Есть ли в русском языке такие слова? ( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет) и т.д. 4. Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно? (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно) Вывод №3: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно. - Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями их надо запомнить.
-Подводим итог исследований: - Откройте материалы исследования №3. Вместо пропусков вставьте нужные слова.- - что у нас получилось? Выводы:Частица не пишется с глаголами раздельно, если употребляется без не. Если без не не употребляется, то пишется слитно.
Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕДОМОГАТЬ
- сверим наш вывод с правилом данным в учебнике. Стр. 92. - Какой же смысл придаёт глаголу частица не? (отрицание) | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм)
Дети работают сам-но
Дети работают в группах по плану
Совместно решают поставл-е задачи
Делают вывод
Читают на карточках слова-искл-я
Сам работа в тетр
Делают вывод
Записывают глаголы- исключения в тетради. Анализируют выводы | Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей. познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, построение речевого высказывания доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации
|
5.Первичное закрепление. Устанавливает осознанность восприятия. | «Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг», – поётся в доброй детской песне о дружбе и искренних человеческих взаимоотношениях. - Есть ли в этом предложении глаголы с частицей НЕ? - Как будем писать частицу НЕ в данном случае, докажите , используя алгоритм. -Запишем предложение под диктовку, обозначим орфограмму графически. Выполним синтаксический разбор предложения. Мы с вами говорили о дружбе, как о взаимоотношениях между людьми. А кого ещё мы называем нашими друзьями? -Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не. -Кто мог бы быть его автором? - А можно ли этот текст назвать призывом? ( Да, это призыв людей, которые любят природу). - Творческое задание: измените предложения так, чтобы в них было отрицание.
- Какие предложения получатся?
- Проведём Словарный диктант с сигнальными карточками (слитно - синяя карточка, раздельно – белая)
Вывод: как справились, кому надо подучить правило. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух
Работа в парах (добавляют к глаголам частицу не) Записи сравнивются
Используют алгоритм | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организует деятельность по применению новых знаний.
| Самостоятельная работа Мало знать, надо и применять. Р.т. пишем грамотно стр. 32 упр.2
Нельзя кое-как, положась на удачу, Усвоить тему, решить задачу, Правильно сшить костюм без примерки- Каждое дело “просит” проверки.
На солнечные лучики выберите и приклейте карточки с глаголами-пожеланиями для гостей, написанные без ошибок. Не болейте Негрустите Не обижайтесь Нескучайте Не волнуйтесь Не грустите Не скучайте Не ленитесь | Проверка по эталону. Самооценивание.
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.
|
7.Рефлексия деятельности (итог урока) Организует рефлексию
| Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок! Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, разгадали тайны. - Над какой темой мы сегодня работали? - Какую цель перед собой ставили? -Удалось ли достичь поставленной цели? - А где же пригодятся полученные знания на уроке? -В чём были трудности? - оцените свою работу.
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа . Я понял правило и могу работать по эталону. Если не разобрались в теме, было не очень интересно. Я понял правило написания частицы не с глаголами, но у меня есть сомнение.
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Открыть правило написания НЕ с глаголами Да. Мы открыли правило написания частицы НЕ с глаголами. Учились писать слова | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения. познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы. |