Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кулёва Юлия Александровна

Цели: познакомить со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме; учить правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_2.docx200.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Цели: познакомить со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме; учить правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.

Планируемые результаты

Личностные:

- Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- умение проявления самостоятельности в разных видах деятельности.

- понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-умение составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- умение работать в парах, группах при решении орфографических задач.

Познавательные УУД:

-уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, схема);

- умение осуществлять анализ и синтез;

- умение строить рассуждения;

- умение обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола;

- умение участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов;

- умение решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов.

Коммуникативные УУД

- умение выдвигать собственные гипотезы и обосновывать их, обмениваться мыслями;

- умение прислушиваться к мнению собеседников;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

Предметные:

- умение стремиться к совершенствованию собственной речи;

- умение пробудить у учащихся интерес к русскому языку;

- умение развивать устную и письменную речь;

- умение расширить активный словарный запас;

- умение определять спряжение глаголов;

- умение решать орфографическую задачу в правописании личных безударных окончаний глаголов;

- умение определять лицо и число глагола;

- умение объяснять смысл пословиц.

Ресурсы (оборудование)

  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • учебник по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко (М; «Просвещение» 2015 г.)
  • Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко (М; «Просвещение» 2015 г.)

Структура и содержание учебного занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД

I.  Организационный момент. 

Добрый день!

Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 II. Актуализация знаний

- Прочитайте словосочетания.

Увидели в музе.., стояли на площад.., сидим на скамейк.., набрали много земляник.., на ветк.. сирен…

- Какую орфограмму мы будем повторять? (Безударные падежные окончания имен существительных)

- Как правильно написать безударные падежные окончания имен существительных?

- Спишите, вставьте пропущенные окончания имен существительных, укажите их падеж.

В задании использовались карточки из личного кабинета учителя –

https://uchi.ru/teachers/groups/6326232/subjects/2/course_programs/4/lessons/17434

- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

III. Создание проблемной ситуации.

- Прочитайте. Назовите пропущенные окончания глаголов.

Звен.. веселые ручейки. Уже цвет.. подснежник-хохлатка. Береза распуска.. свои клейкие листочки.

- Почему окончание глагола в третьем предложении вызвало затруднение? (Оно безударное)

- Сформулируйте задачи урока. (Научиться определять безударные личные окончания глаголов)

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

IV. Исследование проблемы

- Какие орфограммы, связанные с правописание глаголов вы знаете? (мягкий знак после шипящих во всех формах глаголов, правописание личных безударных окончаний глаголов, написание НЕ с глаголами)

- Посмотрите на слова, записанные на экране:

Плач…шь

Люб…т

Сеять

- Что их объединяет? (Это глаголы)

- Какой глагол можно исключить? (Сеять)

- Почему? (Глагол неопределённой формы)

- Как определили, что это глагол  неопределённной  формы?  (Задали вопрос)

У вас на партах лежат листочки с алгоритмом определения спряжение. Возьмем их и вернемся к нашим глаголам. Воспользуемся нашим алгоритмом и вставим пропущенную гласную. Найдите таблицу на с.93.

мечта.шь – мечтать (I) – е - мечтаешь

помеша.те – помешать (I) - е - помешаете

стро.т – строить (II ) –и- строит

кле.шь – клеить (II ) –и- клеишь

Ну вот мы справились с заданием.

 Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

V. Физминутка

Организует проведение физминутки

VI. Первичное закрепление

Работа с заданиями от Учи.ру на интерактивной доске

Работа в группах.

- Исследуйте пословицы. Объясните, как вы их понимаете. Определите спряжения глаголов, вставьте пропущенные буквы в личные окончания глаголов. Помните правила работы в группах.

1) По одёжке встреча..т,  по уму провожа…т.

2) Без труда не вын…шь и рыбку из пруда.

3) Дела…шь наспех – дела..шь на смех.

4) Учи других и сам науч…шься.

5) Руки не протян…шь, так и с полки не достан…шь.

- От группы 1 чел. объясняет. Каждой группе по одной пословице. Остальные проверяют.

-Потренируемся в определении спряжения по неопределенной форме.

Упр. 192 – с устным объяснением

VII. Итог урока

- С какой орфограммой работали на уроке?

- Какую цель ставили?

- Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (Спряжение)

- Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием? (По неопределенной форме)

- Какие глаголы относятся ко II спряжению?

VIII. Рефлексия

Выскажи своё отношение одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда :

  • было интересно:
  • было трудно/легко:
  • справился с заданиями  / не справился:
  • выполнял задания сам / нуждался в помощи

IX. Домашнее задание

Правило стр.94, упр. 195. Нужно указать спряжения глаголов.

Раздел «Задания из карточек» в личном кабинете учителя

https://uchi.ru/teachers/groups/6326232/subjects/2/course_programs/4/cards/73741


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....

Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...