Урок по русскому языку "Грамматические признаки частей речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока обобщения знаний учащихся о признаках частей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskie_priznaki_chastey_rechi.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Цели: актуализировать знания об изученных частях речи; упражнять в различении частей речи и определении их признаков.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: портрет О.Н. Трубачева, схема «Части речи», карточки для работы в парах и группах, учебник «Русский язык».
Учитель:
Проведено: 05.11.2020
Методист: __________ /И.Д.Игонина/
Волгоград
Ход урока
- Мотивация.
II. Актуализация знаний.
Распределительный диктант
— Запишите слова в три столбика.
Прелестный, пробегал, беседка, гигантский, дремал, закуска, капустный, честный, засадил, брошь, сторож, счастливый, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, жираф, сковородка, грустный, берёзка, опередить, положу.
— По какому признаку вы распределили слова по группам? (Первый способ — слова с непроизносимыми согласными, с безударными гласными, с парными согласными в корне. Второй способ — по частям речи.)
— Подчеркните орфограммы. (Взаимопроверка, самооценка.)
III.Самоопределение к деятельности.
- Сегодня тему нашего урока я спрятала в стихотворном тексте. Послушайте стихотворение и назовите тему урока.
Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоимение,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометия ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем … (части речи).
- Правильно. Тема нашего урока – части речи.
— Как вы думаете, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых?
— Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но если мы положим на одну «полку» слова молоко и смеяться, на другую — по и восемь, будет ли порядок? — Что же делать? {Слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие общими признаками.)
— Рассмотрите схему. По какому признаку можно сгруппировать слова? {По частям речи.)
— Сформулируйте задачи урока. {Повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные части речи.)
IV. Работа по теме урока.
Задание 1. Работа в парах с карточками.
- Разбейте множество слов на группы. Подчеркните цветным карандашом:
красным – слова, обозначающие предмет;
зеленым – слова, обозначающие действия предмета;
синим – слова, обозначающие признак предмета;
желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выполнить задание?
ст..лица у па..ажир р..совать за учить инт..ресный на
м..дведь св..ркает ж..лезный синее
пишет от нежный красивый
до домик огород смотрит
- Проверьте работу друг у друга. Оцените работу.
Физкультминутка
Задание 2. Работа в группах.
- Отгадайте загадки. О какой части речи говорится в каждой загадке?
- К самостоятельным или служебным частям речи она относится?
Загадки про части речи
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
______________________________
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про
________________________________
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
___________________________________
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
___________________________________
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
________________________
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
____________________
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
______________________
Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока.
Работа по учебнику - упр. 116 (с. 70).
—Выполните письменное задание к упражнению.
VI. Рефлексия.
VII. Подведение итогов урока.
— На какие две большие группы можно разделить все слова русского языка?
— Какую роль играют в языке служебные части речи?
— Приведите примеры самостоятельных частей речи и назовите их грамматические признаки.
— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
— Что показалось вам трудным?
VIII. Домашнее задание.
Упр. 117 (с. 70).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Служебные части речи"
Знакомство со служебными частями речи....
Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".
Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....
Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.
Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи. Обобщение" (2 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: "Части речи. Обобщение"Цель деятельности учителя: формирование умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.Планируемые резуль...
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Части речи. 1 класс
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Части речи» Тема урока: «Части РЕЧИ» Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщение и закрепление знаний учащихся о частях речи Цель урока:...
План-конспект урока по русскому языку 3кл "Части речи. Имя существительное"
Конспект урока 3 класса по теме " Части речи. Имя существительное" Программа " Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока по русскому языку 3кл Части речи ПНШ
Технологическая карта урока-путешествия по русскому языку 3кл Части речи ПНШ...