Урок русского языка. 1 класс. "Правописание слов чу-щу"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Ивлева Татьяна Витальевна

Урок по программе УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_05.02_ivleva.docx35.14 КБ
Файл russkiy_yazyk_05.02_.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Выполнила: Ивлева Татьяна

Технологическая карта

Тема урока

Правописание слов чу-щу

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Способствовать формированию правила чу-щу

Задачи

-Учиться писать сочетания чу-щу в словах;

-формировать каллиграфические, орфографические умения;

- воспитать трудолюбие, аккуратность, внимательность к процессу письма.

Планируемые образовательные результаты (предметные)

-Будут учиться писать слова с словосочетанием чу-щу;

-повторят звуки [ч’] и [щ’];

- повторят ча-ща;

- повторят письмо буквы Щ и её соединения в словах.

Личностные результаты

Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; Проявлять внимание, желание больше узнать; Оценивать собственную учебную деятельность.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные:  удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: приобретать и осуществлять практические навыки и умения.

Коммуникативные: уметь взаимодействовать с учителем и коллективом: слушать собеседника, излагать свое мнение, уметь договариваться.

Основные понятия

Сочетание чу-щу

Межпредметные связи

Русский язык-литература-окружающий мир

Ресурсы:Основные

Дополнительные

Тетрадь

Презентация

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работа

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Ребята, встаньте, урок начинается. Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Татьяна Витальевна. И сегодня урок русского языка у вас проведу я.

Парта - это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Вставайте дружно каждый раз,

Когда учитель входит в класс.

Быть должны у вас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Руки дружно поднимайте,

Если спросят - отвечайте.

Давайте проверим рабочее место. У вас на столах должны лежать ручка, тетрадка, дневник, учебник.

Приветствуют учителя

Настраиваются на работу

Проверяют свои рабочие места

2. Актуализация и пробное учебное действие.

-Дети, откройте свои тетради, запишите число и классная работа.

1.Проведем минутку чистописания.

 - Ребята, пишем вместе со мной, я на доске, а вы в тетради. На первой строчке запишите соединение заглавной буквы и строчной буквы Щщ, до конца строки.

Какое это соединение?

2. Словарная работа.

На следующей строке запишите «Словарь»

Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение.

Медведь, заяц, лисица, собака, корова.

 Проверка:

 Теперь я предлагаю вам проверить свою работу, посмотрите на доску и проверьте.

Теперь, на следующей строке запишем предложение со словарным словом корова. Пишем под диктовку.

Корова стояла на лугу.

Подчеркните главные члены в этом предложении.

Теперь повторим, что мы изучали на прошлом уроке. (1 слайд)

Чаща, танец ча-ча-ча,

Чайник, гуща, алыча,

Пишутся всегда-всегда,

Только через букву А.

Теперь давайте поработаем в парах, каждая пара приведет нам пример слов со словосочетанием ча-ща, после прочитаете их.

Молодцы. Я думаю, эти правила вы будете помнить всегда.

Записывают

Верхнее

Словарь:…

Записывают предложение под диктовку

Подчеркивают существительное и глагол

Умение контролировать правильное выполнение работы.

Пишут словосочетание в тетрадь, читают их

3. Выявление места и причины затруднения

Ребята, на доске вы видите слова, давайте прочитаем их и узнаем, есть ли здесь лишнее слово.

Роща, дача, чудо, чаща, чаша.

Какое слово лишнее в этом ряду? Почему?

Лишнее слово чурка, т.к. остальные слова на правописание слогов ЧА-ЩА, а в этом слове другое правило.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Правильно ребята, а какое же правило встретилось в слове чудо?

А, может быть, вы догадались, какая тема будет на уроке?

Молодцы ребята! На уроке мы будем писать слова и предложения на изучаемое правило.

Послушайте стихотворение.

Я грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу:
Чулки и чудо, и чугун,
Чудак и щука, и ворчун,
Ищу, пищу, верчу, тащу-
Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!

Слоги ЧУ-ЩУ пишутся с буквой У.

Написание слов с буквосочетаниями ЧУ-ЩУ

Слушают стихотворение.

5. Реализация построенного проекта

Назовите буквы

Ребята, а что вы знаете про эти буквы?

Какие звуки они обозначают?

Что у них общего?

Да, ребята, так как звук [ч] и [щ], всегда мягкие, то не требуют дополнительного смягчения. Поэтому  они пишутся с буквой У.

Не хочу идти к врачу.

Не хочу - пищу, кричу,

Щу да Чу, Чу да Щу-

с буквой У и ЧУ и ЩУ.(2 слайд)

Давайте хором прочитаем это стихотворение.

Повторите правило, которое нам рассказало это стихотворение.

Какие слова с этим правилом есть в этом маленьком стихотворении? Прочитайте их.

Все ли они вам понятны? Спишите их в тетрадь и подчеркните орфограмму чу и щу.

Еще раз прочитаем слова, которые мы выписали.

А теперь пора нам отдохнуть и  сделать разминку.

Ч и Щ

Эти буквы всегда обозначают мягкие, глухие, согласные звуки

ЧУ-ЩУ пиши с буквой У

Хочу, к врачу, пищу, кричу.

Физкультминутка

– Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо, поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбку подарили.

Ходьба на месте.

Потягивание.

Повороты туловища.

Наклоны влево-вправо.

Поднятие, опускание рук.

Ходьба на месте.

6. Первичное закрепление с проговариванием внешней речи

Посмотрите на слайд (2 слайд)

На нем есть предложения, прочитаем их вместе и вставим пропущенные буквы.

Вася решил задач... .

Петя помог товарищ.. выполнить задание.

Мой брат на рыбалке поймал щ..ку.

Ребята, какие буквы пропущены? Какое правило написания надо вспомнить?

Пропущена буква У

ЧУ-ЩУ пиши с буквой У

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу и эталону.

Включение в систему знаний и повторение.

 Ребята, обратите внимание на слайд, на нем есть 2 предложения с пропущенными буквами, давайте их впишем.

1)  Ася пошла в рощ..

2) Ж..вотные – наш.. меньшие братья. С ними надо друж..ть.

3) Увидел грач.. – весну встреч..й.

(3 слайд)

Правильно ребята, а знание, каких правил вам помогли?

Молодцы! Давайте запишем эти предложения и подчеркнем эти сочетания.

1) У

2)И,и,и

3)А,а

Жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у.

Итог

Какие правила написания слов вы знаете?

Домашнее задание: Поберите 10 слов с сочетанием ЧУ-ЩУ

Ответы детей

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

«Наряди ёлочку» 

На доске изображена ёлочка. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то повесьте на ёлочку красный шарик, если не понравилось, - синий».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание слов чу- щу Выполнила : Ивлева Татьяна

Слайд 2

Чаща, танец ча-ча-ча, Чайник, гуща, алыча, Пишутся всегда-всегда, Только через букву А.

Слайд 3

Не хочу идти к врачу. Не хочу - пищу, кричу, Щу да Чу, Чу да Щу - с буквой У и ЧУ и ЩУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""

Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....