Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема: Различие твердых и мягких согласных перед гласными. школа 8 вида 1 вариант обучения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ермакова Маргарита Алексеевна

Тема

Различие твердых и мягких согласных перед гласными

Цель урока

формирование  у  учащихся знаний о написании твердых и мягких согласных перед гласными

Планируемые результаты

Предметные:

Знать согласные и гласные звуки

Уметь отличать мягкие согласные от твердых согласных

Применять знания о смягчении согласных звуков

Анализировать

Синтезировать применять полученные знания при произношении

Оценивать работу на уроке себя и одноклассников

 

Личностные:
Принятие образа «хорошего ученика», ориентация понимания причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на понимание оценок учителей, товарищей.

Метапредметные:

УУД:

Познавательные:

устанавливать аналогии, использовать модели, алгоритмы, осуществлять поиск информации в учебнике, строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

планировать  учебное  сотрудничество  с учителем  и  сверстниками,    учитывать  разные  мнения  и  стремиться  к  координации

Основные понятия

Согласные, звуки, буквы, мягкие ,твердые, гласные

Межпредметные связи

Литературное чтение, математика

Ресурсы (оборудование):

- основные

 

- дополнительные

- учебник

-тетрадь

- электронная презентация

- раздаточный материал

- проектор

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass.docx43.24 КБ

Предварительный просмотр:

      Комитет по образованию

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 613

 Московского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
        

Тема: Различие твердых и мягких согласных перед гласными

                                        Класс: 3 «а»

Разработала :                      

                                                     Ермакова Маргарита Алексеевна                                        

Санкт-Петербург

2021

Ф.И.О.  Ермакова Маргарита Алексеевна

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «А»

Тип урока: Изучение нового материала

Технологическая карта изучения темы

Тема

Различие твердых и мягких согласных перед гласными

Цель урока

формирование  у  учащихся знаний о написании твердых и мягких согласных перед гласными

Планируемые результаты

Предметные:

Знать согласные и гласные звуки

Уметь отличать мягкие согласные от твердых согласных

Применять знания о смягчении согласных звуков

Анализировать

Синтезировать применять полученные знания при произношении

Оценивать работу на уроке себя и одноклассников

Личностные:
Принятие образа «хорошего ученика», ориентация понимания причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на понимание оценок учителей, товарищей.

Метапредметные:

УУД:

Познавательные:

устанавливать аналогии, использовать модели, алгоритмы, осуществлять поиск информации в учебнике, строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

планировать  учебное  сотрудничество  с учителем  и  сверстниками,    учитывать  разные  мнения  и  стремиться  к  координации

Основные понятия

Согласные, звуки, буквы, мягкие ,твердые, гласные

Межпредметные связи

Литературное чтение, математика

Ресурсы (оборудование):

- основные

- дополнительные

- учебник

-тетрадь

- электронная презентация

- раздаточный материал

- проектор

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Ход урока:

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

Учеников

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята, меня зовут Маргарита Алексеевна , сегодня я проведу у вас урок.

Давайте проверим вашу готовность к уроку.

Показываю ,что должно лежать на парте.

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Постарайтесь всё понять

И внимательно читать!

Здороваются

Смотрят, проверяют все ли есть

Слушают

  1. Актуализация знаний

Я вижу, вы к уроку приготовились, молодцы, скажите:

Какими бывают звуки, на какие группы мы их можем разделить?

Какие звуки мы называем согласными?

Сколько всего согласных букв в русском алфавите?

Назовите согласные буквы

Какие звуки мы называем гласными?

Сколько всего гласных букв в русском алфавите?

Назовите гласные буквы

Какие буквы звуков не обозначают?

 

Гласные и согласные

Которые нельзя пропеть

21

П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ, Й, Н, М, Л, Р, Б, В, Д, З, Г, Ж

Которые можно пропеть

10

А, О, У, И, Е, Ё, Ю, Э, Я, Ы

Ь, Ъ

  1. Мотивация к учебной деятельности

А сейчас мы с вами проведем гимнастику для пальцев, чтобы мы написали красиво и аккуратно. Поставьте руки на локотки. Я говорю и показываю движения. Повторяйте.

этот пальчик дедушка (большой)

этот пальчик бабушка (указательный)

этот пальчик папа (средний)

этот пальчик мама (безымянный)

этот пальчик я (мизинец)

мы вместе дружная семья. (все пальцы)

Выполняют гимнастику для пальцев

  1. Формулирование темы урока, постановка цели

А сейчас скажите, что мы вспоминали, когда проводили опрос?

Подумайте, какая будет у нас тема урока. Что мы с вами повторяли? Какие звуки мы вспоминали?

Наша тема звучит  так:

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы перед гласными

буквы, звуки

Мягкие, твердые, гласные, согласные

Слушают

  1. Изучение нового

Ребята, сейчас я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Страны слов — Тимом и Томом, которые пришли к нам на урок. Вслушайтесь в их имена: Тим — Том.

Назовите первый звук в имени Тим ,а первый звук в имени Том

Кто может сказать, одинаковые или разные первые звуки в этих именах?

Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть они и братья, совсем не похожи друг на друга.

Давайте вместе скажем: [Т] и [Т’].

Как вам кажется, какой звук мягче: [Т] или [Т’]?

Правильно, [Т’] мягче, и сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест [Т’] – тефтели, но никогда не пьёт [Т ] – томатный сок, не любит [ М ] – молоко, с удовольствием ест [М’ ] – мёд, рисует только [К’] – кисточкой и никогда не берёт в руки [ К] – карандаш.

Брат Тима, Том, наоборот, очень твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных : любит [ Т ] – томатный сок и не ест [ Т’] – тефтели, носит [П] – пальто и никогда не надевает [П’ ] – пиджак, не берёт в руки [М’ ] – мяч, но любит пускать [М ] – мыльные пузыри.

Тим и Том не просто так пришли к нам на урок, они приготовили для вас игры и задания, а какие вы узнаете позже.

-Согласные звуки в словах могут быть твердыми и мягкими.

Посмотрите ребята, это «Лента букв», которая подскажет нам, какие-звуки бывают твердыми, а какие мягкими.

Существуют всегда твердые звуки, они обозначены, синим цветом, они всегда и во всех словах твердые .

Прочитайте их

Существуют всегда мягкие звуки, они обозначены зеленым цветом. Эти звуки всегда и во всех словах мягкие.

Прочитайте их

Если согласная буква стоит перед этими гласными А, О, У, Э, Ы, то тогда она будет твердой.

Прочитайте их

Если согласная буква стоит перед этими гласными Я, Ё, Ю, Е, И, то она будет мягкой.

Читают буквы

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

Ребята, откройте учебник на стр 36.

Посмотрите на упражнение 1, давайте образуем слоги

Ребята, вы заметили, что каждая пара слогов начинается с одинаковой буквы? Но что же разного в этих слогах?

Прочитайте слоги с мягким звуком

А теперь с твердым

Молодцы!

Посмотрите на рамку оранжевого цвета, прочитайте, как обозначаются мягкие и твердые звуки

РАБОТА В ТЕТРАДИ.

А теперь посмотрите на упражнение 2

Давайте выполним задания, запишем слоги и обозначим их схемами

[Т’], [Т].

Разные

Дети вместе с учителем отчетливо произносит пару звуков, стараясь выделить разность их звучания

Т’

Слушают

Смотрят на ленту

[ж], [ш], [ц]

[ч], [щ], [й]

Читают буквы

Читают буквы

Открывают учебник

ВО-ВЁ, ДУ-ДЮ,МЫ-МИ,ФЭ-ФЕ

В одном слове слышится твердый звук, а в другом мягкий.

ВЁ, ДЮ,МИ,ФЕ

ВО, ДУ,МЫ,ФЭ

Один ученик читает вслух

Один ученик записывает у доски, другие в тетради

6. Закрепление  нового

физминутка

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладошки три хлопка,

Головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сели.

А сейчас давайте поиграем в игру, которую приготовили для вас Тим и Том, она называется «Определи звук».

Возьмите ваши сигнальные карточки, они понадобятся вам для игры. Я вам буду читать слова, а вы должны внимательно слушать и определить с какого звука начинается слово. Если слово начинается с мягкого согласного звука, то вы показываете мне карточку зеленой стороной, а если слово начинается с твердого согласного, то вы показываете карточку синей стороной. Всем понятно? Начнем!

Мяч, молоко, город, гиря, собака, карандаш, сюрприз, кисточка, лебедь, Петя, лодка, Паша.

Показывают карточку зеленого или красного цвета

7. Контролирующее задание

С заданием Тома вы справились отлично, а справитесь ли вы с заданием Тима, сейчас проверим.

Так как Тим мягкий брат он предлагает вам найти в предложениях мягкие согласные в словах и подчеркнуть их зеленым карандашом.

В саду растет вишня. На грядке растут помидоры.

Запишите их в тетрадь

А теперь  один  ученик выйдет к доске , запишет 1 предложение и подчеркнет в нем мягкие согласные, а мы с вами проверим .

К доске выходит другой ученик и выписывает мягкие согласные из 2 предложения. А мы проверяем.

Ребята, вы большие молодцы

Подчеркивают мягкие согласные

Записывают предложения в тетрадь, подчеркивают мягкие согласные

Один ученик выходит к доске и подчеркивает мягкие согласные, остальные проверяют

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Чему мы учились сегодня на уроке?

- Что мы для этого делали?

3. Рефлексия:

 - Ребята, оцените свою работу.

- Если вы считаете, что работали активно, не допускали ошибок –раскрасьте листок зеленым цветом.

- Если вам нужно еще потрудиться  - раскрасьте листок красным.

- Спасибо за урок.

Ответы детей

Раскрашивают

Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

                    Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...

Конспект урока Русский язык 2 класс Тема: "Закрепление. Правописание слов со звонкими и глухими согласными"

Конспект урока   Русский язык  2 класс Тема: "Закрепление. Правописание слов со звонкими и глухими согласными"Тип урока: закрепление с использованием краеведческого материала...

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....

Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...

Конспект по русскому языку "Гласные А-Я после твердых и мягких согласных"

В данном конспекте вы найдеты материалы по отработке темы "Гласные А-Я после твердых и мягких согласных"...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Слова с удвоенной буквой согласного». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения писать слова с удвоенной буквой согласного; формирование знаний этимологии слов с удвоенной согласной.Планируемые результатыПредметные: знать, как писать...