Конспект урока русского языка по теме «Собственные и нарицательные имена существительные» с элементами внеурочной деятельности « Я - маленький патриот».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бобнева Татьяна Фёдоровна

Конспект урока русского языка по теме «Собственные и нарицательные имена существительные» с элементами внеурочной деятельности « Я - маленький патриот». УМК «Школа России». 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus_yaz_2.docx43.43 КБ

Предварительный просмотр:

      Татьяна Федоровна Бобнева,

      учитель начальных классов                      

      высшей квалификационной категории

      МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

      с углубленным изучением отдельных предметов №55

      имени Александра Невского» г. Курска

                         

                 

                        Урок русского языка  в 3 классе с элементами внеурочной деятельности « Я - маленький патриот»

                                              по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»

                                                                           Технологическая карта изучения темы

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тип урока

Открытие новых знаний

Технология построения урока

Технология сотрудничества, групповая и дифференцированная

Тема

Собственные и нарицательные имена существительные

Цель

Задачи

Формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных

1. Формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.

Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте.                                                           2.Осознать ценность совместной деятельности.                                                                                                                                                             3.Развивать монологическую и диалогическую речь.                                                                                                                                                    4.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.                                                                                      5.. Воспитывать  любовь к Родине.

Основные термины, понятия

Собственные и нарицательные имена существительные

Планируемые результаты

Предметные умения:

 - формировать умение видеть различие собственных и нарицательных имен существительных;

-  различать собственные и нарицательные имена существительные;

- приобретение знаний о правописании имен собственных с заглавной буквы и в «кавычках» и грамматических признаках собственных имен существительных.

 Личностные УУД:

  • Формировать положительную мотивационную основу учебной деятельности;
  • Способствовать развитию самооценки;
  • Учить осознавать ответственность за общее дело;
  • Формировать уважительное отношение к мнению другого человека;
  • Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные УУД:

  • Создавать возможность планирования совместно с учителем своих действий;
  • Учить адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
  • Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
  • Осуществлять самоконтроль.
  • Учиться высказывать своё предположение;
  • Учиться формулировать цель деятельности на уроке
  • Учиться корректировать выполнение задания в дальнейшем

 Познавательные УУД:

  • Развивать умение анализировать, сравнивать объекты;
  • Учиться определять свои границы знания / незнания
  • Уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения
  • Развивать умение анализировать, сравнивать объекты.

  Коммуникативные УУД:

  • Создавать условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками;
  • Отвечать на вопросы учителя
  • Уметь полно и точно выражать свои мысли
  • Владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами языка

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Самостоятельная

Индивидуальная

Работа в группе

Работа в паре

Учебник В.П.Канакина. Русский язык. 3 класс. Часть 2.

С.Прокофьев. Отрывок из кантаты «Александр Невский»

П.Корин триптих «Александр Невский»

Сигнальные карточки для обратной связи

                                                                       

                                                                     

                                                                                 Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация  опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых  знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Подведение итога урока

Домашнее задание

Организация деятельности учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях, обеспечение развития умения планировать свою деятельность.

                                                                                                      ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты  (УУД)

Организационный (этап мотивации)

Приветствие учителя.

 - Добрый день!

   Прозвенел звонок весёлый.

Мы сегодня снова будем

наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому 

впрок,

Активно в работу включайся,

дружок!

Подготовка класса к работе

Личностные УУД:

самоопределение, развитие эмоционально – чувственной сферы.

Регулятивные УУД:

повышение уровня учебной мотивации.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

Работа в тетрадях.

 –Запишите число.

1.Минутка чистописания.

Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов.

На доске даны слова:

радость     друг     правда

 г                в          ?

Лла    Лле     Лли

-Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца .

Дайте характеристику звукам.

(л   л *)

Обращает внимание на соединения в буквосочетаниях

ал   ел   ил     ол

- Слова рассыпались, собери их и прочитай.

а л ч м ь и к        е к л А р н а д с

мальчик                Александр

Слова противоположные по значению (антонимы):

радость – горе,

друг – враг,

правда – ложь.

Значит надо писать букву л.

Следующее соединение Лло (с гласными буквами алфавита). Дают характеристику звукам (л),(л*).

Записывают  буквосочетания.

Самостоятельно записывают буквосочетания.

Читают слова и записывают.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД: логические, анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные УУД:

самоопределение, смыслообразование.

Постановка учебной проблемы

Что можете сказать об этих словах?

       мальчик     Александр  

   

        

Назовите знаменитых людей с именем Александр

Они любили свою Родину, защищали и прославляли ее.

Сравнивают.

Сходство: в слове мальчик безударная гласная непроверяемая ударением (и), в слове Александр – безударная гласная (а,и), это слова   имена существительные, отвечают на вопрос кто? одушевленные.

Различие: мальчик  - нарицательное, Александр – собственное.

На занятии «Я – маленький патриот» мы познакомились со значением и происхождением имени Александр – «защитник», «оберегающий людей».

Называют имена знаменитых людей  с именем Александр: писатель Александр Пушкин,   полководец Александр Невский, поэт Александр Блок, художник Александр Иванов, полководец Александр Суворов, композитор Александр Бородин.

Познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков; формировать умение видеть сходство и  различие имен существительных; учиться определять свои границы знания / незнания.

Регулятивные УУД: целеполагание; учиться высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: учиться полно и точно выражать свои мысли. 

Формулирование темы и планирование.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Знакомы ли вы с  данной темой.

- Какую цель поставите?

- Собственные и нарицательные имена существительные. 

Обучающиеся пытаются определить.

- Учиться различать собственные и нарицательные имена существительные.

-Учиться писать имена собственные с заглавной буквы.  

Личностные УУД:

учиться устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные УУД:

учиться формулировать цель деятельности на уроке

Открытие нового знания

Работа с учебником.

Выполнение заданий упражнения 23.

 -Что значит «нарицательный»?

«собственный»?

 

-Спишите.

-Подчеркните в словах изученные орфограммы.

-Какая орфограмма в каждом словосочетании?

 

Проблемная ситуация.

Обратите внимание на предложение (на экране предложение)

 Именами знаменитых людей названы города, улицы, школы, скверы.

- В этом предложении слово «Именами» написано с большой буквы, это слово тоже будет являться именем собственным?

Познакомимся с правилом в учебнике. 

Коллективная работа  с подробным объяснением.

Работа со словарем

Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова нарицати – называть.

Слово «собственный» происходит от старославянского собьство ,что означает«свое», «личное»,«себе принадлежащее». 

Самостоятельная работа.

Самостоятельная проверка изученных орфограмм (на экране).

-Написание имен собственных с заглавной буквы.

Обсуждение в паре

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия, пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо.

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк.

В букве большой уважения знак.

Читают правило в учебнике.

Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование, осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения.

 определять границы своего знания / незнания.

 

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

 уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами языка.

Личностные УУД:  смыслообразование, формировать уважительное отношение к мнению другого человека.

.

.

.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней,

(показать «силу»)

Здоровей и веселей!

Выполняют ряд упражнений с физоргом класса.

Первичная проверка понимания

-Зачеркните ненужную букву:

(К,к)уликовская (Б,б)итва,(К,к)аштанка,

(Л,л)омоносов, (Б,б)ольшой театр,(Г,г)азета(В,в)естник,(М,м)арс,(К,к)урская  (О,о)бласть,(Р,р)ождество.

Проблемная ситуация:

Каштанка – собака,

«Каштанка» - название произведения;

 «Вестник» - название газеты.

Звучит  С.Прокофьев. Отрывок из кантаты «Александр Невский»

- Знакомо ли вам это произведение? О ком оно? Кто написал?

- Кто объяснит значение слова  « кантата»?

- Составьте предложение и запишите его.

 

- Сделайте синтаксический разбор предложения.

Работа в группах.

Проверка с объяснением.

Слова в кавычках «Каштанка», если название произведения, «Вестник» - название газеты.

Это отрывок из кантаты «Александр Невский». Мы слушали этот отрывок на занятиях  « Я- маленький патриот».О великом русском полководце  А.Невском. Написал композитор Сергей Прокофьев.

 На занятиях «Я – маленький патриот» мы знакомились со значением слова «кантата».

Слово «кантата» имеет два значения:

1.Вокально – инструментальное произведение, созданное для солистов хора.

2.Жанр торжественной лирики.

Комментирование предложения. Работает  у доски ученик.

Композитор Сергей Прокофьев написал кантату «Александр Невский».

- Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации  невосклицательное, по членам предложения – распространенное.

Главные члены предложения: подлежащее – композитор Сергей Прокофьев, сказуемое – написал. В предложении одна грамматическая основа- это предложение простое.

Познавательные УУД:

- развивать умение анализировать, сравнивать объекты.

Коммуникативные УУД:

создавать условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками.

Регулятивные УУД:

планирование, прогнозирование; учиться корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Личностные УУД: смыслообразование.

Применение новых  знаний

- У вас на столах конверты. В них лежат карточки со словами. Это задание вам приготовили ученики нашего класса на занятиях внеурочной деятельности « Я – маленький патриот»

Составьте из данных слов предложения:

Проверка на экране.

 - Какие предложения вы составили?

 

Какие имена собственные в этих предложениях?

.

Работа в паре.

Составляют и записывают предложения.

Художник Павел Корин написал триптих «Александр Невский». (на экране триптих «Александр Невский»)

Поэт Константин Симонов написал  стихотворение «Ледовое побоище».

- Это распространённые предложения, потому что в них кроме главных членов предложения есть ещё второстепенные члены.

Называют имена собственные.

Личностные УУД:  смыслообразование;

Коммуникативные УУД: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные УУД:

 анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,  структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.                

Рефлексия учебной деятельности

Самостоятельная работа.

У каждого на столе карточка.

Отметьте знаком «+» имена собственные.

петр

народ

океан

андреевич

мурка

котенок

россия

пасха

азовское

планета

 

На столе «Лист самооценки»

Без ошибок  - 4 лесенка

1-2 ошибки –  3 лесенка

3-5 ошибок  -  2 лесенка

6 и более ошибок -  1 лесенка

Слушают инструктаж.

Проверка на экране.

Самооценка

Личностные УУД: -

умения осуществлять самоконтроль, самокоррекцию,

устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные УУД:

выделять и осознавать то, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.                        .

Подведение итога урока

— Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы целей?

— Что интересного вы  узнали на уроке?

— Чем запомнился сегодняшний урок?

Ответы учеников

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание

  1. Подготовить проект «Тайна имени».

Задать вопросы по выполнению домашнего задания, выбрать задание по желанию.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД:

выделять и осознавать то, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...

Конспект урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Предмет: русский язык.Класс: 3 «а»Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.Цели урока: формировать умения различать собственные и нарицательны имена существительные, писать заглав...

Конспект урока по русскому языка на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные." (2 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока по русскому языка на тему: "Собственные и нарицательные  имена существительные." (2 класс, УМК "Школа России")...

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Собственные и нарицательные имена существительные.

Конспект урока русскогоязыка, 3 класс. Собственные и нарицательные имна существительные....

урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные." 2 класс

Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь представление о различии имён собственных и нарицательных....

Презентация к уроку русского языка по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»

Презентация к уроку русского языка по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»...