Что такое антонимы?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме:
«Что такое антонимы?»
2 класс
Составила: Хомушку Ю.В.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 с.Кызыл-Мажалык
2021 год
Тема урока: Что такое антонимы?
Тип урока: Изучения нового материала
Цели:
Образовательные:
- познакомить учащихся с понятием "Антонимы";
- научить использовать антонимы, определять лексическое значение слова;
- расширить лексический запас учащихся;
Развивающие:
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать сообразительность, мышление, внимание, память;
- развивать умение работать с текстом;
Воспитательные:
- воспитывать толерантность, ответственность за собственные поступки
- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся находить в тексте антонимы, употреблять их в речи;
Личностные: Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Регулятивные: выполнять действия по намеченному плану;
Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно, анализировать, делать выводы, сравнивать;
Коммуникативные: аргументированию отвечать, доказывать свое мнение.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная
Методы обучения: проблемно-поисковый, словесно-наглядный
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, игровая технология.
Оборудование: ПК; презентация к уроку, сигнальные карточки, учебник, напечатанные слова для восстановления пословиц.
Этапы УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент | - Здравствуйте, дети.
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. - Можете тихо сесть. Мне хочется, чтобы наш урок прошел интересно и полезно для вас. - На ваших столах лежат карточки разными цветами, дальше мы будем с ними работать. Зеленый – все легко Желтый – есть небольшие затруднения Красный – ничего не понимаю
| Садятся |
2.Актуализация знаний | Минутка чистописания. - Готовим наши пальчики к правильному письму. Массаж рук. При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной. Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук. Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук. - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа. - Какие слова написаны на минутке чистописания? Метель, вьюга, пурга -Прочитайте слова. Что общего у этих слов? - Какие это слова? - Расскажите правило, что мы называем синонимами? - В каком из этих слов букв больше, чем звуков? - Почему вы не назвали слово «вьюга»? - Спишите слова красиво. - Молодцы! | Выполняют вместе с учителем Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают предмет. - Это слова синонимы. - Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие называются синонимами. |
3.Самоопределение к деятельности | Читает стихотворение с экрана Грустный клоун громко плачет, А веселый клоун скачет. Хочет подвиг совершить, Хочет рёву рассмешить. - Вам понравилось стихотворение? Чем? - Какие клоуны? - Какие это слова? - Вы уже догадались, наверное, какая тема урока будет сегодня? Записывает на доске тему урока. -Ответим на первый вопрос: какие это слова? - Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет? Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Антонимы – это слова противоположные по значению. В этом их отличие от синонимов. Ведь у синонимов лексические значения схожи. Слово антоним произошло от греческих слов анти – «против» и онима – «имя». То есть «противоположное имя». Например: день-ночь, сладкий-горький, взять-отдать. Пары слов, которые мы назвали, по значению прямо противоположные. Эти слова составляют антонимические пары.
| Отвечают на вопросы, решают проблемную ситуацию Грустный и веселый Слова – наоборот, противоположные. - Разные - Они не похожи по смыслу. Они противоположные. Слушают |
4.Первичное закрепление | -Ребята, откройте страницу в учебнике 54. Найдите знак Мудрой совы. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы? Один ученик читает вслух.
А слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка» -В вашем учебнике тоже дан небольшой словарь антонимов, который вам в дальнейшем поможет. -Откройте страницу 142 и ознакомьтесь с ним. -Сейчас мы проверим кто из вас самый быстрый и внимательный. -Я называю вам слова, а вы мне противоположные им по значению. Правда-ложь Кислый-сладкий хвалить-ругать жара-холод крупный-мелкий -Молодцы! | Читают правило в учебнике Называют слова |
5. Физминутка | Игра «Наоборот» Наклонили голову назад, а теперь – вперед Повернули голову налево, а потом – направо Руки вниз, руки вверх Наклонились туловищем направо, а затем – налево. Еще раз направо и налево. Не забудьте про наклоны назад и вперед. Сделали шаг вперед, шаг назад. Выдохнули воздух, вдохнули. Ну-ка еще раз. Очень шумно сели. | Повторяют движения |
6.Закрепление изученного материала | 1. Работа с учебником. Упр.72 с.55 - Что нужно сделать в упражнении? - Где будете искать слова антонимы? - Запишите упражнение в тетрадь. Взаимопроверка. Поменяться тетрадями с соседом по парте. Если задание выполнено правильно, положите в тетрадь соседу зеленую карточку, если есть ошибки – красную. Поменяйтесь тетрадями, проверьте, как оценили вашу работу. 2. Работа с пословицами. (На доске пословицы, в которых не хватает слов-антонимов, слова лежат по разным партам) - Найдите недостающие слова и восстановите пословицы. Ученье – свет, а не ученье (тьма). Знай больше, а говори (меньше). В учебе корень горек, зато плод ее (сладок). Не бойся врага умного, бойся друга (глупого). Лучшая вещь новая, лучший друг (старый). Мир строит, а война (разрушает). Смелый побеждает, а трус (погибает). Горьким лечат, а сладким (калечат). - Как понимаете последнюю пословицу? Почему нельзя есть много сладкого? - Запишите последнюю пословицу и подчеркните антонимы. | Выполняют задание Проверяют запись в тетради соседа. Оценивают работу карточками. Антонимы Слова с противоположным значением Ответы детей |
7.Домашнее задание | Выполнить упр. 74 (с.56) | Записывают домашнее задание |
8. Рефлексия | -Что такое антонимы? -Чтобы произошло, если антонимов не было бы в речи? -Если вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно с пользой, поднимите зеленую карточку. -Если вы считаете, что научились находить слова - антонимы, но вам еще нужна помощь, поднимите желтую карточку. -Если вы считаете, что было трудно, поднимите красную карточку.
| Делают вывод |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....