Формирование орфографической зоркости.
статья по русскому языку
Представленный материал будет полезен тем, кого волнует проблема грамотности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfograficheskaya_zorkost.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Представленный материал будет полезен тем, кого волнует
проблема грамотности младших школьников.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе
разработанных занятий: языкового анализа и синтеза – выделения звуков и букв, морфем, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. «Зоркость» требует развитого внимания: школьник должен видеть (и представлять на основе внутреннего зрения) все буквы в слове. Таким образом, при систематической тренировке, зоркость
автоматизируется и становится частью орфографического навыка,
обеспечивая успешное выполнение орфографического действия.
Формирование орфографической зоркости– правильное и своевременное формирование понятия об орфограмме. Обучение умению, находить орфограммы – ставить орфографические задачи – рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию, имеющий свою методику и свои типы орфографических упражнений, среди которых основное место занимает письмо с пропусками и списывание, опирающееся на активную орфографическую ориентировку в тексте.
Некоторые формы работ, для отработки грамотности
Орфографические сказки помогают детям не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т.е. подбирать проверочные слова так, чтобы звук в слабой позиции заменить звуком в сильной позиции, и затем определить какой буквой обозначается этот звук. Сильную позицию звука следует искать в той же части слова. Поэтому очень важными для учащихся являются умения изменять слова и подбирать родственные слова.
1. Сказка о гласных А и О.
Однажды гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так
рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались,
деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились
гласные? Когда гласные а-о стоят без ударения, хочет занять место и одна и
другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему
волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно и
никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети,
которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударение и всегда
звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а или о.
С тех пор эти дети пишут грамотно.
2. Сказка о парных звонких и глухих согласных.
Жили-были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но
однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И
началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою
звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные, они
пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать
около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения
в их написании уже не было. Помните, дети! Чтобы правильно написать
парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь
гласные.
3. Сказка о правописании ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ.
Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я
расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, я.я.я». Буквы рассердились:
«Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили буквы наказать
букву Я, отправили ее в самый конец алфавита. Но тут заюлила буква Ю,
стала защищать букву Я. Буквы и ее отправили в конец алфавита. Тогда
вышли буквы Ч и Щ и сказали, что никогда не встанут с зазнайками Ю и Я
рядом, а будут дружить только с буквами А и У. Запомните, дети, с тех пор
слоги ЧА и ЩА пишем с буквой А, слоги ЧУ и ЩУ пишем с буквой У.
«Рифмовки - запоминалки» служат для запоминания правописания
тех или иных сочетаний, например, сочетание жи – ши.
«Рифмовки - запоминалки»
1. Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши, и моржи,
машины, шины, камыши –
запомни слоги жи и ши.
2. Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
3. Не чудесно, не напрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
4. Как окончанье глагола узнать?
Начальную форму глаголу придать!
Если –ить в конце услышишь,
И, -ат, -ят в глаголе пишешь.
Не на –ить – запомни тут:
В окончанье -е, -ут, -ют.
«Рифмовки – тренажёры»
Кошка Маринка,
котёнок ___________,
щенок Дружок,
цыплёнок ______________,
корова Бурёнка,
коза _____________,
поросёнок Хрюша,
и бычок _____________.
Слова для справок: Пушок, Тишка, Найдёнка, Гаврюша.
«Рифмовки – орфографические пятиминутки»
Булочка, чашка, чайник, чаек,
кошка Пушинка, конёк Воронок,
девочка Ира и мальчик Илья.
Сколько здесь правил нашли вы, друзья?
Алгоритм по составлению ассоциограммы
1. Подобрать к слову созвучное слово, где проверяемая буква стоит в
сильной позиции и сочинить мини-сказку к придуманному
образу.
2. Если это невозможно, то, используя схожесть данной буквы с каким-
нибудь предметом, придумать яркий рисунок – ассоциограмму и сочинить мини-сказку к придуманному образу.
3. Можно одновременно использовать пункт 1 и пункт 2, опираясь на
зрительную и слуховую память.
Фонетические ассоциации (по схожести звучания)
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову.
Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Багаж – носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжелый багаж!»
Базар – бабы на базаре
Береза – белая береза
Билет – автобус сигналит: «Би-би, купи билет!»
Герой – Гена – герой ( или у героя герб на щите)
Деревня – дед в деревне
Железо – железо режу еле-еле
Запад – на западе солнце падает
Инженер – Женя – инженер
Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап
Комната – комната у Наты
Лопата – лопата лопнула
Магазин – магазин под названием «Ага»; маг в магазине продает маги-маги
Мебель – мебель белая
Пассажир – Пассажир дал пас Саше; пассажир берет билет в кассе
Паук – у паука папа
Пенал – пенал моют пеной
Ребята – ребята решают ребус
Сапоги – Саша в сапогах
Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня
Тарелка – тарелка-это тара
Улица – на улице встречаю знакомые лица
Чувство – уважай чужие чувства
В слове спряталось другое слово.
Богатство – бог дал богатство
Валенки – валенки у Ленки
Сверкает – в новом платье сверкает Верка
Вдруг – друг-друга
Гореть – горе гореть!
Горизонт – гори, зонт! /нарисуй этот фантастический сюжет/
Лисица – братец Лис
Облако – на облаке лак
Пловец – пловец плывет в плове
Ракета – в ракете рак
Соловей - соловей поет соло
Трамвай - трамвай съело чудовище – ам!
Ужин – ужи на ужин?
Подкрепление слов, которые трудно проверить.
Суть – подкрепить словами-подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов.
Например, качаться – это качка, а не кочка!
Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой «ё». С помощью эйдетики предлагается решить эту проблему раз и навсегда!
Шёл – шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно иначе. Букву «Ё», вернее ее точки, запомним как следы от обуви,напоминающие кругляшки точек.
Разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию
слова.
Аптека – там продает лекарства Айболит, а в «Оптике» – очки, похожие на букву о
Погода – погоду наблюдают по годам
Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог!
Библиотека – библия
Сегодня – сего дня (при Петре I)
Урожай – земля рожает урожай
Составление ребусов.
Восемь – во7
Заяц - Яц (за буквой я буква ц)
Литература
1. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальной школе –М.,2000.
- Фролова Л.А. Методические условия организации орфографической деятельности младших школьников. // Начальная школа. – 2014. – №3.
- Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности
учащихся. // Начальная школа –1991– № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по формированию орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Представлен опыт работы по развитию орфографической зоркости у учащихся, начиная с 1 класса....
Формирование орфографической зоркости у младших школьников.
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах. ...
Формирование орфографической зоркости
Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях обучения. Формирование у школьников прочн...
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ.
Очень важно начинать работу в период обучения грамоте, потому что , во — первых, именно в этот период ребенок начинает писать, и если на первом этапе не заложить основы осознанного отношения к т...
Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.
Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования орфографической зоркости через осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных спо...