Формирование орфографической зоркости.
статья по русскому языку

Представленный материал будет полезен тем, кого волнует проблема грамотности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfograficheskaya_zorkost.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

      Представленный материал будет полезен тем, кого волнует

проблема грамотности младших школьников.

   Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе

разработанных занятий: языкового анализа и синтеза – выделения звуков и букв, морфем, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. «Зоркость» требует развитого внимания: школьник должен видеть (и представлять на основе внутреннего зрения) все буквы в слове. Таким образом, при систематической тренировке, зоркость

автоматизируется и становится частью орфографического навыка,

обеспечивая успешное выполнение орфографического действия.

   Формирование орфографической зоркости– правильное и своевременное формирование понятия об орфограмме. Обучение умению, находить орфограммы – ставить орфографические задачи – рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию, имеющий свою методику и свои типы орфографических упражнений, среди которых основное место занимает письмо с пропусками и списывание, опирающееся на активную орфографическую ориентировку в тексте.

         

Некоторые формы работ, для отработки грамотности

     Орфографические сказки помогают детям не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т.е. подбирать проверочные слова так, чтобы звук в слабой позиции заменить звуком в сильной позиции, и затем определить какой буквой обозначается этот звук. Сильную позицию звука следует искать в той же части слова. Поэтому очень важными для учащихся являются умения изменять слова и подбирать родственные слова.

1. Сказка о гласных А и О.

Однажды гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так

рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались,

деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились

гласные? Когда гласные а-о стоят без ударения, хочет занять место и одна и

другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему

волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно и

никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети,

которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударение и всегда

звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а или о.

С тех пор эти дети пишут грамотно.

2. Сказка о парных звонких и глухих согласных.

Жили-были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но

однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И

началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою

звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные, они

пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать

около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения

в их написании уже не было. Помните, дети! Чтобы правильно написать

парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь

гласные.

3. Сказка о правописании ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ.

Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я

расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, я.я.я». Буквы рассердились:

«Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили буквы наказать

букву Я, отправили ее в самый конец алфавита. Но тут заюлила буква Ю,

стала защищать букву Я. Буквы и ее отправили в конец алфавита. Тогда

вышли буквы Ч и Щ и сказали, что никогда не встанут с зазнайками Ю и Я

рядом, а будут дружить только с буквами А и У. Запомните, дети, с тех пор

слоги ЧА и ЩА пишем с буквой А, слоги ЧУ и ЩУ пишем с буквой У.

    «Рифмовки - запоминалки» служат для запоминания правописания

тех или иных сочетаний, например, сочетание жи – ши.

  «Рифмовки - запоминалки»

1. Чижи, ужи, ежи, стрижи,

жирафы, мыши, и моржи,

машины, шины, камыши –

запомни слоги жи и ши.

2. Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

3. Не чудесно, не напрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно!

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно!

4. Как окончанье глагола узнать?

Начальную форму глаголу придать!

Если –ить в конце услышишь,

И, -ат, -ят в глаголе пишешь.

Не на –ить – запомни тут:

В окончанье -е, -ут, -ют.

«Рифмовки – тренажёры»

Кошка Маринка,

котёнок ___________,

щенок Дружок,

цыплёнок ______________,

корова Бурёнка,

коза _____________,

поросёнок Хрюша,

и бычок _____________.

Слова для справок: Пушок, Тишка, Найдёнка, Гаврюша.

       «Рифмовки – орфографические пятиминутки»

Булочка, чашка, чайник, чаек,

кошка Пушинка, конёк Воронок,

девочка Ира и мальчик Илья.

Сколько здесь правил нашли вы, друзья?

  Алгоритм по составлению ассоциограммы

1. Подобрать к слову созвучное слово, где проверяемая буква стоит в

сильной позиции и сочинить мини-сказку к придуманному

образу.

2. Если это невозможно, то, используя схожесть данной буквы с каким-

нибудь предметом, придумать яркий рисунок – ассоциограмму и сочинить мини-сказку к придуманному образу.

3. Можно одновременно использовать пункт 1 и пункт 2, опираясь на

зрительную и слуховую память.

   

Фонетические ассоциации (по схожести звучания)

     Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову.

Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

Багаж – носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжелый багаж!»

Базар – бабы на базаре

Береза – белая береза

Билет – автобус сигналит: «Би-би, купи билет!»

Герой – Гена – герой ( или у героя герб на щите)

Деревня – дед в деревне

Железо – железо режу еле-еле

Запад – на западе солнце падает

Инженер – Женя – инженер

Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап

Комната – комната у Наты

Лопата – лопата лопнула

Магазин – магазин под названием «Ага»; маг в магазине продает маги-маги

Мебель – мебель белая

Пассажир – Пассажир дал пас Саше; пассажир берет билет в кассе

Паук – у паука папа

Пенал – пенал моют пеной

Ребята – ребята решают ребус

Сапоги – Саша в сапогах

Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня

Тарелка – тарелка-это тара

Улица – на улице встречаю знакомые лица

Чувство – уважай чужие чувства

  В слове спряталось другое слово.

Богатство – бог дал богатство

Валенки – валенки у Ленки

Сверкает – в новом платье сверкает Верка

Вдруг друг-друга

Гореть – горе гореть!

Горизонт – гори, зонт! /нарисуй этот фантастический сюжет/

Лисица – братец Лис

Облако – на облаке лак

Пловец – пловец плывет в плове

Ракета – в ракете рак

Соловей - соловей поет соло

Трамвай - трамвай съело чудовище – ам!

Ужин – ужи на ужин?

 

Подкрепление слов, которые трудно проверить.

  Суть – подкрепить словами-подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов.

Например, качаться – это качка, а не кочка!

Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой «ё». С помощью эйдетики предлагается решить эту проблему раз и навсегда!

Шёл – шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно иначе. Букву «Ё», вернее ее точки, запомним как следы от обуви,напоминающие кругляшки точек.

  Разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию

слова.

Аптека – там продает лекарства Айболит, а в «Оптике» – очки, похожие на букву о

Погода – погоду наблюдают по годам

Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог!

Библиотека – библия

Сегодня – сего дня (при Петре I)

Урожай – земля рожает урожай

  Составление ребусов.

Восемь – во7

Заяц - Яц (за буквой я буква ц)

Литература

     1. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальной школе –М.,2000.

  1. Фролова Л.А. Методические условия организации орфографической деятельности младших школьников. // Начальная школа. – 2014. – №3.
  2. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности

учащихся. // Начальная школа –1991– № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости  на уроках русского языка в начальных классах.  ...

Формирование орфографической зоркости

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов  Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях  обучения. Формирование у школьников прочн...

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ.

Очень важно начинать работу в период обучения грамоте, потому что , во — первых, именно в этот период ребенок начинает писать, и если на первом этапе не заложить основы осознанного отношения к т...

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

         Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования орфографической зоркости через  осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных спо...