Работа над ошибками,как один из факторов развития грамотной личности в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
В работе представлена памятка по работе над ошибками, способы исправления ошибок, а так же упражнения по работе с памяткой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Работа над ошибками, как один из факторов развития грамотной личности в условиях реализации ФГОС »
Теоретическое обоснование.
Основной орфографической единицей, принятой в современной методике . служит орфограмма. То есть написание, требующее проверки. Орфограммой может быть отдельная буква. Сочетание букв, морфема, стык морфем, позиция между словами, место разделения слова при переносе на другую строку.
В орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написаний; один из вариантов выбирает пишущий. Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если школьник её замечает. По данным исследований. Более чем у 30% учащихся умение видеть орфограмму формируется стихийно. Одним из факторов способствующих этому является работа над ошибками. Целенаправленное обучение обнаружению орфограмм должно начинаться с первого года обучения. Главным образом в процессе звукобуквенного анализа слов. Для обучения распознаванию орфограмм существенное значение имеют опознавательные признаки орфограмм.
В своей работе я использую памятку по работе над ошибками, составленную ещё на основе памятки по программе Бунеева. Работу над ошибками провожу с 1 класса, но по памятке начинаю работать с 3 класса.
Памятка
Подпиши «Работа над ошибками»
Орфограмма | Как выполнить работу над ошибками |
Звезда - звёздный |
|
Ночь(ж.р), рожь(ж.р), печь(ж.р.)
щу) Мыши, шины, шишки
12. Правописание сочетаний ЧК – ЧН Дочка, точка, сочный |
|
Не идёт (гл.) 13.Написание букв И/Ы после Ц Птицы, цирк, цыц(иск.) |
|
14. Словарное слово. Погода, погода, погода 15. Удвоенная согласная. Осенние, осенние. Осенние 16. Пропуск, лишняя буква. |
|
17. Ошибка при выполнении задания упражнения. |
|
Данная памятка соответствует номерам орфограмм, которые даны в нашей программе по русскому языку. В данную памятку я добавила способы исправления ошибок. Все орфограммы я разделила на 4 группы. Для орфограмм1,2,3 дети подбирают проверочные слова, для орфограмм 4,5,6,7,8,9 ученики подбирают 2 слова на эту же орфограмму, для 10,11,12 – объясняют почему так написали и орфограммы 14,15,16 – пишут слова 3 раза. Таким образом дети исправляя ошибку работают над орфограммой. Учатся самостоятельно подбирать проверочные слова, запоминают словарные слова, пополняют свой словарный запас. Исправление ошибок в тетрадях детей провожу дифференцированно. Всех детей можно разделить на 3 группы:
1группа – это ученики, которые самостоятельно могут обнаружить ошибку, определить орфограмму и исправить её. У таких учеников на полях ставится условный знак / на той строчке, где допущена ошибка.
2 группа – это ученики, которые по номеру орфограммы могут найти ошибку на строчке самостоятельно.. Для них к условному обозначению /14 добавляю номер орфограммы.
3 группа – это ученики , которые самостоятельно не могут обнаружить ошибку и правильно её исправить. Для них учитель сам исправляет ошибку и на полях обозначает номер орфограммы.
После того как ошибка зафиксирована учителем, ученик должен выполнить работу над ошибками по памятке. Постепенно работая по данной памятке дети переходят из третьей группы в первую.
В нашей программе по русскому языку имеется много заданий по данной памятке. Но можно дополнить и следующие задания.
- Выпиши из стихотворения слова на орфограммы №1,
- Обозначь орфограммы
Записать предложение и обозначит орфограммы
- Слуховой диктант:
Учитель читает слова на различные орфограммы , а дети показывают № орфограммы или записывают их в тетради.
- Орфографический диктант:
На доске написаны № орфограмм, а дети должны написать слова на эти орфограммы.
- Найди ошибки, исправь, обозначь № орфограммы.
Проверяя диктанты, изложения и другие проверочные работы заполняю следующую таблицу, которая поможет мне увидеть общую картину по всему классу, каких ошибок допущено больше, над какими следует поработать. Да и у каждого ученика видно его продвижение .
Ф.И. учащихся | Контрольное списывание | Входной диктант | диктант | ||||
Дубровина Анна | |||||||
Карнаухов Максим | |||||||
Кислицына наталия | |||||||
Макаров Кирилл | №3,№6 | ||||||
Мамаев Егор | |||||||
Маслов Алексей | |||||||
Морозов Фёдор | №8,№7 | ||||||
Норин Антон | |||||||
Опарин Фёдор | |||||||
Пасынков Александр | |||||||
Перевалов Илья | |||||||
Савченко Никита | |||||||
Сергеева Александра | |||||||
Сергеева Алёна | №9,№5 | ||||||
Столбова Валерия | |||||||
Сухих Ульяна | |||||||
Сысолятин Никита | |||||||
Трушкова Виктория | |||||||
Устюгова Ксения | |||||||
Федянов Даниил | |||||||
Хлыбова Лада | |||||||
Шаляпина Дарья | |||||||
Шихова Валерия | |||||||
Решетников Никита | №7,№8 |
Я понимаю, что данная работа трудоёмкая , особенно если приходится проверять большое количество тетрадей , но она приносит свои результаты, но нужно учитывать , что такая работа должна быть системной. Ведь ещё Ушинский писал «Системность упражнений есть первая и главная основа их успеха».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования
Доклад на тему "Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования"...
«Развитие профессиональной компетенции педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО»,
Доклад на августовском совещании...
Статья "Обобщение опыта по теме "Реализация современных педагогических технологий - один из путей развития способностей учащихся в рамках реализации ФГОС"
Обобщение опыта "Релизация современных педагогических технологий..."...
Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми) доклад
Нельзя кого –либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу , способствующую развитию человека. К. Роджерс ФГОС предполагаетвоспитание и развитие качеств личности, отвеч...
Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми)
Выявление и развитие способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС. (Работа с одарёнными детьми)»...
Система работы по развитию способностей обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО
Сегодня перед образовательными организациями стоит непростая задача: организовать процесс обучения, создавая условия, способствующие оптимальному развитию способностей детей и реализации...
Обогащение лексического запаса и приёмы формирования и развития орфографической зоркости в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с задержкой психического развития
Выпускник научится:¢применять правила правописания;¢определять написание слова по орфографическому словарю;¢безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;¢писать под диктовку текс...