Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
- Организационный момент.
| - Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Я желаю всем нам хорошего урока.
| Психологический настрой на урок. Дети проверяют готовность к уроку. | Личностные УУД - эстетические чувства, доброжелательность
|
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | - Ребята. Мы продолжаем исследовать числительное как часть речи. Но, чтобы продолжить наши исследования, мы должны обязательно вспомнить то, что мы уже знаем о числительном. Приём "Паучок" "Паучок" - это небольшая структурно-логическая схема. В центре её располагается овал, в котором написано понятие (термин). От овала отходят "лапки паучка" - стрелки. Учитель предлагает ученикам рядом с каждой "лапкой" написать ключевые понятия, которые характеризуют основное слово.
|
Заполняют схему "паучок" "Имя числительное"
После того, как схема будет заполнена, учащиеся дают определение имени числительного. | Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные УУД - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
- доносить свою позицию до других.
|
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цель этапа: пробное учебное действие, фиксация затруднения
| Организует деятельность учащихся направленную на постановку цели и задач урока. Задание: выпиши из текста простые имена числительные, проанализируй орфограммы в числительных. Удивительная семья Супруги Деревенские усыновили и удочерили 48 детей. Шла война. Медсестре Саше было 18 лет. Она приютила двоих первых военных сирот. Окончилась война. Сашин муж Емельян вернулся с фронта. Вскоре супруги усыновили ещё двоих ребятишек. Постепенно жизнь налаживалась. И вот уже у них 7 чужих детей. Затем 8,9,11,16,17, 19. Бывало так, что в семье одновременно воспитывалось 30 детей. Все выросли достойными людьми. - Какая орфограмма встретилась во всех числительных? Какое затруднение испытали? Почему после числительных пишется мягкий знак? У всех ли числительных пишется мягкий знак? Где ещё у числительных пишется мягкий знак?
|
Учащиеся работают в парах, выписывают числительные, определяют орфограммы, которые встречаются в именах числительных.
| Познавательные УУД:
- общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели,
- логические - формулирование проблемы
Личностные УУД: - мотивация к изучению данной темы
|
- Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор средств ее реализации | - Что бы вы хотели узнать на уроке, чему хотели бы научиться?
- На доске пункты плана, но их нужно расположить в правильном порядке. ПЛАН проверяем открываем применяем наблюдаем исследуем оцениваем
| Определяют тему, формулируют цель и свои задачи урока. - Я хочу узнать…(правило написания мягкого знака в именах числительных) - Я хочу научиться…(правильно писать мягкий знак в числительных)
Составляют план работы на уроке ПЛАН наблюдаем исследуем открываем применяем проверяем оцениваем
| Регулятивные УУД - Уметь определять и формулировать цель на уроке
- Осуществлять взаимоконтроль
- формулируют и удерживают учебную задачу
Познавательные УУД - высказывают предположения,
- обсуждают проблемные вопросы
|
- Физминутка
|
|
|
|
- Реализация построенного проекта
Цель этапа: построение и фиксация нового знания
| - Мы составили план наших действий. Помимо вопроса, который мы определили для себя, мы еще с вами будем продолжать формировать умение работать в парах, группах, а самое главное, что вас сегодня ждет интереснейшая работа по составлению модели правила. - Начнем работу. А какой источник поможет нам в поиске ответа на вопрос?
- Какую закономерность вы заметили в 1 столбике таблицы? А во втором? Какие числительные по составу встретились вам в 1 столбике, а во 2-м? - Есть ли ещё числительные, в которых пишется мягкий знак? Назовите. Нет?
- Тогда сможете ли вы сформулировать правило правописания мягкого знака? Попытайтесь. - Какой вывод мы можем сделать? - Кто пришел к такому же выводу? - Сверим ваши версии правила с тем, что нам дано в учебнике. - Я вам предлагаю преобразовать правило и дополнить схему – "паучок" "Имя числительное" новыми лапками, на которых вы запишите новые сведения о правописании числительных.
|
Работают по учебнику, стр.99 Мягкий согласный на … числительных | Мягкий согласный в … числительных | Пять, шесть, …, …, …, десять, …, двенадцать, тринадцать, …, …, …, …, восемнадцать, …, двадцать; тридцать | Пятьдесят, шестьдесят, …, восемьдесят; пятьсот, шестьсот, семьсот, …, девятьсот |
Рассматривают таблицу. Вставляют недостающие данные в названия столбцов таблицы. Устно дополните её пропущенными именами числительными.
Работают с учебником, стр. 99, читают правило о правописание мягкого знака у числительных. Дополняют "паучок" "Имя числительное", записывают числительные, в которых мягкий знак пишется в середине слова и на конце. | Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные УУД
- самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели,
- формулирование проблемы
Личностные УУД - мотивация к изучению данной темы
|
VII. Осознание и осмысление учебного материала Цель этапа: 1.Проверка осознанности восприятия детьми материала. 2. Первичное обобщение. Организует проверку самостоятельной работы
| – Давайте создадим алгоритм написания ь в числительных.
АЛГОРИТМ 1. Чтобы определить место ь в числительном - смотрим на состав слова. 2.У простых числительных, которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать, мягкий знак пишется в конце слова 3. В сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) – в середине слова. Плакат с готовым алгоритмом вывешивается на доску.
-Работа по учебнику, стр. 98, упражнение 1. (Первый ряд списывает 2 предложение; второй – третье предложение; 3 ряд – четвертое предложение.) Проверка: - Назовите числительные, где вы написали Ь в конце? - В каких числительных вы написали Ь в середине? А почему в числительных ВОСЬМОМ И СЕДЬМОГО вы написали Ь в середине, ведь они простые? ( это порядковые числительные, а мы работаем с количественными, ь здесь – показатель мягкости)
- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним числительным, написание которого надо запомнить. Коля с четырьмя друзьями отправился на рыбалку. - Назовите числительное. От какого числительного образовано это слово? Поставьте вопрос к числительному и определите его падеж. Вывод: У числительного четыре в Т.п. в середине пишется мягкий знак в середине слова.
Проверка усвоения новых знаний Выборочное письмо. Записать числительные, которые встретятся в отрывке немецкой народной сказки "Глупые братья" Жили-были пять глупых братьев, пятнадцати, шестнадцати, семнадцати, восемнадцати и девятнадцати лет. Отцу было шестьдесят семь лет. Послал старик сыновей в город за покупками. Он сказал, что до города пятьдесят километров, так что идти им часов десять. Идут братья и рассуждают: «Так ведь это отцу десять часов нужно, он один ходит. А нас пятеро. Значит, мы в пять раз быстрее дойдём». Выборочная проверка работ в паре. | Учащиеся работают в парах. У каждой пары карточки с фразами для алгоритма (В сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) – в середине слова. У простых числительных, которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать, мягкий знак пишется в конце слова. Чтобы определить место ь в числительном - смотрим на состав слова. ) Пары представляют свои варианты, сопоставляют с оригиналом.
Самостоятельно выполняют задание из упражнения 1 на стр. 98 учебника.
При проверке свой ответ строят с опорой на алгоритм.
Читают правило на стр.100 учебника и сопоставляют с выводом.
Записывают числительные, определяют новую орфограмму, которая встретилась в числительном. Взаимопроверка.
| Регулятивные УУД - удержание цели и задач в течение урока
- пошаговый контроль по результату;
- оценка;
- коррекция;
Познавательные УУД
- умение структурировать знания;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Коммуникативные УУД
- контроль за действиями партнёра;
- формулировка собственного мнения и позиции.
Регулятивные УУД
- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Личностные УУД
|
VIII. Итог урока. Цель этапа: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом | Организует деятельность учащихся направленную на подведение итогов. - Какие цели ставили вначале урока? - Сейчас мы назвали цели, рассказали о том, что узнали на уроке. Какой вывод мы можем сделать?
| Формулируют высказывания. |
|
Рефлексия. | Предлагает учащимся оценить себя. Определяет эффективность урока. Оценивает учащихся.
| Анализируют свою деятельность, используя облако "тегов", которые необходимо дополнить: сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… Учащиеся выбирают по 1 – 2 предложения и заканчивает их. | Коммуникативные УУД
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательны УУД
- осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов.
Личностные УУД
|
Домашнее задание. | Домашнее задание. Р. Т. стр.25 №3, в учебнике на стр.100 № 3. Прочитайте задания. Задайте вопросы, если вам что-то не понятно. | Задают вопросы по домашнему заданию.
|
|