Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку УМК Начальная школа XXI века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass.doc | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Преамбула
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МАОУ НШ-ДС № 72 города Калининграда, авторской программы Иванова В.С «Русский язык» в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальной школе – детском саду № 72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся четвертого класса.
Программа по предмету «Русский язык» относится к предметной области «Русский язык и литературное чтение», рассчитана на 141 час в год и расширена 25 часами внутрипредметных модулей «Наш друг – словарь» (11 ч) и «Сочиняю и пишу» (14 ч). Данные модули введены с целью повышения уровня практической грамотности у младших школьников, умения владеть устной и письменной речью как средством отражения действительности, совершенствования навыков лингвистического анализа, реализации творческих способностей, а также развития интеллектуальных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности.
Планируемые результаты
В результате освоения предметного содержания у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностными результатами изучения программы «Русский язык» являются следующие умения:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Средством достижения этих результатов служат тексты из учебника Русский язык».
Метапредметными результатами освоения программы «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий(УУД).
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД: отбирать необходимые знания из большого объёма информации, самостоятельно работать с учебником, пользоваться словарями, справочниками, систематизировать и классифицировать информацию, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), систематизировать учебный материал.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться, уметь работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя), темп письма 70-80 знаков в минуту.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами к концу обучения в 4 классе является сформированность следующих умений:
Фонетика и графика
Выпускник научится:
- проводить фонетико-графический (звуко – буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко – буквенного) разбора слов.
Орфоэпия
Выпускник получит возможность научиться)
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
- оценивать соблюдение норм русского литературного языка в речи собеседников;
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (словарь, помощь учителя и др.).
Состав слова
Выпускник научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться:
- разбирать по составу слова с однозначно выделенными морфемами в соответствии с предложенным алгоритмом;
- оценивать правильность проведения разбора слова по составу;
Лексика
Выпускник научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые ситуации);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Морфология
Выпускник научится:
- определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение;
- определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
- определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прош. врем.), лицо (в наст. врем.), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному алгоритму;
- оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте части речи (личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах).
Синтаксис
Выпускник научится:
- различать предложения, словосочетания, слова;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, восклицательные);
- определять восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства);
- выполнять в соответствии с предложенным алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический);
- оценивать правильность разбора простого предложения;
- различать простые и сложные предложения.
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
- применять правила правописания;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объемом 80-90 слов;
- писать под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибок и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
Развитие речи
Выпускник научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения (на уроке, в школе, с людьми разного возраста и т.д.);
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и др. небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами и условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (электронная почта, Интернет и др. способы связи).
Содержание учебного предмета
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний).
Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.
Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи.
Наречие как часть речи.
Имя числительное: общее значение.
Синтаксис. Синтаксический анализ простого предложения.
Словосочетание.
Сложное предложение.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма).
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами. Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую. Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи). Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
«Развитие речи». Совершенствование речевых умений. Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения - повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания. Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
Тематическое планирование
№ | Раздел программы или тема | Количество часов на изучение раздела (темы) | Количество часов на освоение внутрипредметного модуля в данном разделе (теме) | Практическая часть раздела (темы) программы |
1. | Фонетика | 1 | ||
2. | Состав слова | 2 | ||
3. | Морфология | 36 | 7 | 4 |
4. | Синтаксис | 31 | 6 | 3 |
5. | Правописание | 57 | 9 | 12 |
6. | Развитие речи | 14 | 3 | 2 |
Итого | 141 | 25 | 21 |
Поурочное планирование
№ | Тема | Дополнительные сведения |
1 | Пишем письма. | |
2 | Повторение фонетики и словообразования. | |
3 | Повторение изученных орфограмм. | |
4 | Повторение изученных орфограмм. | |
5 | Повторение признаков имени существительного. | |
6 | Повторение правописания окончаний имён существительных 1-го склонения. | |
7 | Повторение правописания окончаний имён существительных 2-го склонения. | |
8 | Повторение правописания окончаний имён существительных 3-го склонения. | |
9 | Входная контрольная работа | |
10 | Анализ контрольных работ и работа над ошибками. Пишем письма. | |
11 | М. «Наш друг – словарь». Роль словарей, справочников, энциклопедий в жизни современного человека. | |
12 | Морфологический разбор имени существительного. | |
13 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | |
14 | Повторение признаков имени прилагательного. | |
15 | Орфограммы в окончаниях имен прилагательных. | |
16 | Списывание. | |
17 | Морфологический разбор имени прилагательного. | |
18 | Текст. | |
19 | М. «Сочиняю и пишу». Что такое творчество? Кого мы называем творцом? Труд писателя. | |
20 | Проверочная работа по темам: «Повторение фонетики, словообразования, морфологии; морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного». | |
21 | Анализ проверочных работ и работа над ошибками. Буквы о-ё после шипящих и ц. | |
22 | Повторение орфограммы «Мягкий знак в конце слов после шипящих». | |
23 | М. «Сочиняю и пишу». Откуда писатели берут темы для своих произведений? | |
24 | Повторение местоимения. Словарный диктант. | |
25 | Орфограммы приставок. | |
26 | Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки. | |
27 | Контрольная работа по теме «Морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и местоимения» | |
28 | Анализ контрольных работ и работа над ошибками. Члены предложения. Разбор по членам предложения. | |
29 | Обучающее изложение. | |
30 | Синтаксический анализ предложения. | |
31 | М. «Сочиняю и пишу». Функциональные стили речи и их признаки (научный, художественный, разговорный, публицистический). | |
32 | Синтаксический анализ предложения. | |
33 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | |
34 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | |
35 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | |
36 | Контрольная работа по теме «Синтаксический разбор и анализ предложения». | |
37 | Анализ контрольных работ и работа над ошибками. Синтаксический анализ предложения. | |
38 | Текст. Деление текста на абзацы. | |
39 | Глагол как часть речи. | |
40 | М. «Наш друг – словарь». Орфографический словарь - твой помощник. | |
41 | Правописание приставок в глаголах. | |
42 | Правописание не с глаголами. | |
43 | Вид глагола. | |
44 | Начальная форма глагола. | |
45 | Личные формы глагола. | |
46 | Лицо и число глагола. | |
47 | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | |
48 | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | |
49 | Текст – описание. | |
50 | М. «Сочиняю и пишу». Работа с текстами разных стилей. | |
51 | Контрольное изложение. | |
52 | Анализ изложений и работа над ошибками. Правописание -ться и -тся в глаголах. | |
53 | Правописание –ться и тся в глаголах. | |
54 | Проверочная работа по теме «Глагол». | |
55 | Анализ проверочных работ и работа над ошибками. Спряжение глаголов. | |
56 | Спряжение глаголов. | |
57 | Спряжение глаголов. | |
58 | Правописание глаголов. Словарный диктант. | |
59 | Правописание безударных окончаний глаголов. | |
60 | Правописание безударных окончаний глаголов. | |
61 | М. «Сочиняю и пишу». Монолог, построенный на антитезе «Что я люблю…Что я не люблю…» | |
62 | Правописание безударных окончаний глаголов. | |
63 | М. «Наш друг – словарь». Интересные глаголы. | |
64 | Правописание безударных окончаний глаголов. | |
65 | Контрольный диктант по теме: «Орфограммы, изученные за первое полугодие». | |
66 | М. «Наш друг – словарь». Сокровища живого русского языка. Собиратель слов В.И.Даль | |
67 | Правописание глаголов. Проверочная работа по теме: «Правописание глаголов». | |
68 | Правописание глаголов. | |
69 | Правописание глаголов. | |
70 | Настоящее время глаголов. | |
71 | Правописание суффиксов глаголов. | |
72 | Прошедшее время глагола. | |
73 | Обучающее изложение. | |
74 | Правописание суффиксов глаголов. | |
75 | Будущее время глагола. | |
76 | Правописание суффиксов глаголов. | |
77 | Изменение глаголов по временам. | |
78 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола. | |
79 | Условное наклонение глагола. | |
80 | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант. | |
81 | М. «Сочиняю и пишу». Расскажу вам о себе…. Устный рассказ – знакомство. | |
82 | М. «Наш друг – словарь». Толковые словари русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова и С.И.Ожегова. | |
83 | Повелительное наклонение глагола. | |
84 | Словообразование глаголов. | |
85 | Глагол в предложении. | |
86 | М. «Сочиняю и пишу». «Все мы родом из детства….» Забавный случай, о котором все любят вспоминать. | |
87 | Проверочная работа по теме: «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов». | |
88 | Анализ проверочных работ и работа над ошибками. Правописание глаголов. | |
89 | Морфологический разбор глагола. | |
90 | М. «Наш друг – словарь». Фразеологические словари. Словари пословиц и поговорок. | |
91 | Учимся писать краткое изложение. | |
92 | Анализ изложений и работа над ошибками. Наречие. | |
93 | Как образуются наречия. | |
94 | Правописание гласных на конце наречий. Словарный диктант. | |
95 | М. «Сочиняю и пишу». Комплексный анализ текста художественного стиля. | |
96 | Морфологический разбор наречий. | |
97 | Мягкий знак на конце наречий после шипящих. | |
98 | М. «Наш друг – словарь». Этимологические словари. Этимология знакомых слов. | |
99 | Контрольная работа по теме: «Гласные на конце наречий, ь на конце шипящих». | |
100 | Анализ контрольных работ и работа над ошибками. Мягкий знак на конце слов после шипящих. | |
101 | М. «Сочиняю и пишу». Редактирование текста. | |
102 | М. «Сочиняю и пишу». Анализ текста с элементами рассуждения. | |
103 | Имя числительное. Изменение имён числительных. | |
104 | М. «Наш друг – словарь». Особенности грамматических словарей. | |
105 | Слитное и раздельное написание числительных. | |
106 | Контрольная работа по теме: «Глагол, наречие, имя числительное». | |
107 | Анализ контрольных работ и работа над ошибками. М. «Сочиняю и пишу». Повествование. Заметка в газету. | |
108 | М. «Сочиняю и пишу». Эссе как жанр сочинения. | |
109 | Правописание мягкого знака в числительных. | |
110 | Правописание числительных. | |
111 | Связь слов в предложении. Словосочетание. | |
112 | Словосочетание. | |
113 | Связь слов в словосочетании. Согласование. | |
114 | Связь слов в словосочетании. Управление. | |
115 | Связь слов в словосочетании. Примыкание. | |
116 | Правописание слов в словосочетаниях. | |
117 | Контрольное списывание. | |
118 | Словосочетание в предложении. | |
119 | Контрольный диктант по теме: «Правописание слов в словосочетания». | |
120 | Анализ диктантов и работа над ошибками. Синтаксис. Сложное предложение. | |
121 | Как связаны части сложносочиненного предложения. | |
122 | Всероссийская проверочная работа. | |
123 | М. «Мой друг – словарь». Энциклопедии как разновидность словаря. Википедия. | |
124 | Всероссийская проверочная работа. | |
125 | Знаки препинания в сложном предложении. | |
126 | М. «Мой друг – словарь». Самые необычные словари русского языка. | |
127 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | |
128 | Контрольное изложение. | |
129 | Анализ изложений и работа над ошибками. Учимся писать сочинение. | |
130 | Анализ сочинений и работа над ошибками. Как связаны части сложноподчиненного предложения. | |
131 | Контрольный диктант по теме: «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2–4 классах». | |
132 | Анализ диктантов и работа над ошибками. Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. | |
133 | Итоговая проверочная работа по теме «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные в 4 классе». | |
134 | Анализ проверочных работ и работа над ошибками. Сложное предложение. | |
135 | Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. | |
136 | Орфограммы в окончаниях имен прилагательных. | |
137 | М. «Сочиняю и пишу». Анализ текста в жанре эссе. | |
138 | М. «Сочиняю и пишу». Репортаж с места событий. Анализ текста-репортажа. | |
139 | М. «Наш друг – словарь». Составление веселых школьных словарей. | |
140-141 | Резервный урок | |
Работа с одаренными и неуспевающими детьми (консультации, тренинги и т.д.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...