Урок русского языка в 4 классе на тему: Соединительные гласные «-о-», «-е-» в сложных словах», 4 класс.
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)

Тимакова Ольга Алексеевна

Урок русского языка в 4 классе на тему: Соединительные гласные «-о-», «-е-» в сложных словах», 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok.docx44.8 КБ
Файл moy_otkrytyy_urok16.12.13.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе на тему:

«Соединительные гласные «-о-«, «-е-« в сложных словах»

Тема: «Соединительные гласные «-о-», «-е-» в сложных словах», 4 класс.

Цель: создать благоприятные условия для наблюдения над соединительными гласными в сложных словах

Задачи:

  • Образовательные: 
  • систематизировать знания о правописании  соединительных гласных «о», «е» в сложных словах;
  • совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
  • Развивающие:
  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;
  • развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся;
  • Воспитательные:
  • воспитывать навыки сотрудничества;
  • формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
  • воспитывать интерес к предмету.

Личностные результаты:

  • осознание значимости отобранного материала;
  • формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;
  • формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

 Регулятивные УУД:

  • формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  • готовность к преодолению трудностей;  

Познавательные УУД:

  • развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
  • устанавливать аналогии;  
  • решать языковые задачи моделированием;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  Коммуникативные УУД:

  • формировать умение  находить общее решение;
  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты

  • формирование умений правильно писать соединительные гласные -о- и -е- в сложных словах, используя алгоритм.
  • создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
  • выведение алгоритма действий;
  • формулирование общего вывода.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые методы обучения: системно-деятельностный метод обучения (работа в группах, парах, проблемный (подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, самостоятельная работа)

Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык», часть 1, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, Москва, «Просвещение», 2013
  •  рабочая тетрадь на печатной основе «Русский язык» 4 класс, часть 1, Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, Москва, «Просвещение», 2013;  
  • рабочая тетрадь;
  • карточки с заданиями для групповой работы;
  • ИКТ (презентация к уроку)

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация деятельности

Цель: включение  обучающихся в учебную деятельность

Слайд 2

- Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Ребята, вы готовы к уроку? Итак, мы начинаем урок русского языка. Я желаю вам плодотворной работы на уроке.

Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова,
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов!

Приветствие учителя.

II.Актуализация знаний.

Постановка темы урока.

Цель: осознание потребности к новым действиям

Слайд 3

На доске слова:

мышь                          мышь

мыши                          мышка

мышью                       мышонок

                                    мышеловка

                                    мышиный

                                    мышковать

- Что вы можете сказать о словах первого столбика?

- Докажите.

- Что можете сказать о словах второго столбика?

- Докажите.

- Что такое корень?

- Давайте сделаем транскрипцию слова мышь

- Что заметили?

- Почему?

- Зачем пишем «Ь»?

- Назовите все шипящие звуки  русского языка.

- Что можете сказать о звуках [ч], [щ]?

- А какие гласные указывают на мягкость согласных звуков?

- Какие  согласные звуки не поддаются командирам мягкости?

- Прочитайте ещё раз слова второго столбика и скажите, какое слово «лишнее»?

- Почему?

- Как называются  слова, имеющие 2 корня?

Вы догадались, какая тема урока?

- Это разные формы одного и того же слова.

- Отличаются только окончанием.

- Это однокоренные слова, образованные при помощи суффиксов.

- Все слова имеют одинаковый корень (мыш-) и общее лексическое значение.

- Корень – это общая часть всех однокоренных слов, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

- Мышь [м ы ш] – 4 буквы , 3 звука

- Звуков меньше, чем букв.

- Мягкий знак звука не обозначает?

-Мягкий знак указывает, что это существительное с шипящим на конце.

- [ж], [ш], [ч], [щ].

- Они всегда мягкие и не «поддаются» командам гласных букв.

- е, ё, и, я, ю

- [ж], [ш] [ц] – они всегда твёрдые.

 - Мышеловка.

 

- Имеет два корня (мыш- и -лов-)-

- Слова, имеющие 2 корня, называются «сложными».

- «Сложные слова». (Слайд 3)

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выполнение пробных действий и фиксация затруднения, постановка проблемы

- Ребята, замените предложение сложным словом и запишите его: Как называется ферма, на которой разводят птиц?

- В каком месте возникла трудность при написании данного слова?

- Что такое соединительная гласная?

- Почему возникла трудность?

- Кто написал с буквой «о»?

- Кто написал с буквой «и»?

- Кто написал с буквой «е»?

- Кто написал с буквой «ы»?

- Кто написал с другой буквой?

- Почему выбрали именно эту букву?

-Можете ли вы обосновать свой выбор: «о» или «е»?

- Почему? В чём проблема возникла?

- Какую задачу мы должны с вами решить?

Слайд 5

Дети записывают слово «птиц?ферма».

- В написании соединительной гласной.

- Это буква, соединяющая два корня сложного слова.

- Буква, обозначающая гласный звук между двумя корнями, находится в безударном положении (в слабой позиции).

Дети поднимают руки.

- Мы знаем, что в сложных словах соединительными гласными могут быть только гласные «о» или «е».

- Нет.

- Не знаем правила написания соединительных гласных.

- Мы должны определить, когда пишется соединительная  гласная «о», а когда - соединительная  гласная «е»?

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: определение средств решения проблемы  (построение алгоритма действий по достижению поставленной задачи)

- Ребята, я предлагаю вам работу в группах, в ходе которой вы определите порядок собственных действий по решению данной проблемы и попытаетесь вывести правило написания соединительных гласных в сложных словах, понаблюдав над словами.)

- Разбейтесь, пожалуйста, на четыре группы, выберите ответственного и повторите правила работы в группах.

- Какие правила мы обязаны соблюдать?

(Учитель раздаёт карточки с заданиями для групповой работы)

 Ребята, в ходе работы вы составите план действий, расставив пункты алгоритма в нужном порядке и, пользуясь данным алгоритмом, попытаетесь сделать вывод.

- Не перебивать друг друга.

- Выслушивать мнение каждого члена группы.

- Принимать общее решение.

V. Поиск и решение проблемы.  Работа в группах.

Цель: открытие нового знания по составленному алгоритму.

(Учитель выполняет направляющую роль при необходимости)

- Если в группе готов алгоритм наблюдения над словами, то вы приступаете к практической части работы – наблюдением над словами, затем формулируете правило написания  соединительных гласных.

После окончания работы в группах ответственные вывешивают составленный алгоритм действий и сверяют с алгоритмом на доске. (Слайд 6)

- Какой вывод вы сделали?

(Учитель выслушивает ответственных каждой группы).

-  Проверьте свои предположения с правилом на доске. (Слайд 7)

А теперь вернёмся к пробному слову и исправим ошибки. Какую соединительную гласную нужно писать в слове «птиц?ферма»? (Слайд 8)

- Почему?

- Молодцы! А  помнить всегда это правило

вам поможет стихотворение – «запоминалка»:

                      (Слайд 9)

После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пишется «Е».
А после
твёрдых пишется «О» –
Не перепутает буквы никто!

Дети строят алгоритм наблюдения над словами:

  1. Прочитай (произнеси) слово.
  2. Убедись, что оно сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.
  3. Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый корень.
  4. Сделай вывод:

- соединительная буква «е» пишется:

1) после…

2) …

3) …

- соединительная буква «о» пишется после…

После построения алгоритма дети работают со словами: овцебык, пылесос, пчеловод, пешеход, корнеплод, пищевод и наблюдают над последним гласным первого  корня, в результате чего делают вывод.

Вывод детей:

- соединительная буква «е» пишется

1) после мягких согласных (пылесос, корнеплод);

2) после шипящих (пешеход, пищевод);

3) после «ц» (овцебык);

- соединительная буква «о» пишется:

  после твёрдых согласных (пчеловод, самокат).

- Соединительную гласную «е».

- После «ц» в сложных словах пишется «е».

Сначала  стихотворение читает один ученик, а затем все хором.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: фиксация нового способа действия в речи, знаках (эталон).

1. Работа у доски.

2. Работа в парах

3. Самопроверка.

- Ребята, а сейчас мы закрепим правописание соединительных гласных в сложных словах, выполнив следующее задание:

- Отгадайте название животного, о котором идёт речь, запишите слово и, пользуясь алгоритмом, объясните орфограмму.

(Слайд 10)

- Маленькое насекомоядное млекопитающее, родственник крота

 - Молодцы!

(Появляется картинка с изображением землеройки.)

(Слайд 11)

Млекопитающее с   окаменелым панцирем,

обитающее в Америке.

-  Конечно, это броненосец! (Появляется картинка.)

(Слайд 12)

 Небольшая птица отряда воробьиных, которая ловит на лету насекомых (чаще всего мух).

-  Верно! (Появляется картинка.)

- А сейчас я буду читать описание животного, а вы, совещаясь в парах шёпотом, будете записывать отгаданное слово и объяснять орфограмму друг другу по очереди.

(Слайд 13)

Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа.

(Слайд 14)

Живородящая рыба, обитающая в водоёмах Мексики, одна из популярных аквариумных рыбок.

(Слайд 15)

 Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части головы.

- Дети, а теперь проверьте свою работу, сверив записанные вами слова со словами на доске:

(Слайд 16)

утконос

меченосец

носорог

(Описание животного читает вслух кто-то из детей.)

- Землеройка!

Один ученик записывает на доске, а остальные в тетрадях.

Пример объяснения: В слове землеройка два корня: -земл- и –рой-, однокоренные слова земля, земляной и рой, нарой.

Первый корень оканчивается на [л], это мягкий согласный, значит, надо писать соединительную гласную е. Пишу слово, выделяю корни,

                                                

подчеркиваю орфограмму: землеройка.

(Читает ученик.)

- Броненосец!

( К доске выходит следующий ученик и объясняет написание данного слова по алгоритму.)

(Читает ученик.)

- Мухоловка!

(Дети совещаются в парах, записывают слово «утконос» и объясняют орфограмму.)

(Меченосец.)

 

(Носорог.)

VII. Включение в систему знаний.

Цель: выполнение задания на новый способ действия.

А сейчас выполните самостоятельно упражнение 193 на с.109 учебника, выбрав любые 3 словосочетания, где в сложном  слове пишется соединительная гласная «е» и 2 словосочетания, в которых есть сложные слова с соединительной гласной «о».

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнесение  цели урока и результата, самооценка деятельности.

(Слайд 17)

- Дети, а сейчас  закончите предложения:

Сегодня на уроке

я узнал…

я научился…

я затруднялся…

я открыл для себя …

мне показалось важным…

- Вспомните, чего желала я вам в начале урока?

- Как вы считаете: вы плодотворно поработали?

- Вы ничего не заметили?

- Какое?

- Молодцы!

(Слайд 18)

- Я бы хотела закончить наш урок такими словами:

(Слайд 19)

Учите русский – годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом!

- Воспользуйтесь мудрым советом узбекского народного поэта Сабира Абдуллы, и пусть изучение русского языка приносит вам огромную радость!

 Спасибо за урок! 

(Дети оценивают свою работу на уроке)

- Плодотворной работы.

- Да.

В предложении «Желаю плодотворной работы!» есть сложное слово.

-  Плодотворной.

IХ. Домашнее задание.

-  Ребята, дома выполните упр. 194 на с.109  или в печатной тетради на с. 67 упр. 109  (одно по выбору), выучить правило.

(Учитель раздаёт стихи-запоминалки).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку русского языка на тему «Соединительные гласные -о-, -е- в сложных словах»

Слайд 2

Желаю плодотворной работы на уроке!

Слайд 3

мышь мыши за мышью мышь мышка мышонок мышиный мышеловка мышковать Чем отличаются слова первого столбика от слов второго столбика?

Слайд 4

Тема урока : Сложные слова.

Слайд 5

птиц ? ферма о или е ? а или ы ?

Слайд 6

1.Прочитай (произнеси) слово. 2.Убедись, что оно сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова. 3.Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый корень. 4.Сделай вывод : соединительная буква « е » пишется… соединительная буква « о » пишется… Алгоритм действий:

Слайд 7

Вывод Соединительные гласные пишутся: Е После шипящих и Ц После мягких согласных каш е вар птиц е лов стал е вар О сам о кат вод о лаз ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) После твёрдых согласных

Слайд 8

о или е ? птиц е ферма

Слайд 9

После мягких, шипящих и Ц В сложных словах пишется « Е », А после твёрдых пишется « О» – Не перепутает буквы никто! Запомни!!!

Слайд 10

Маленькое насекомоядное млекопитающее, родственник крота земл ? ройка земл е ройка

Слайд 11

Млекопитающее с окаменелым панцирем, обитающее в Америке брон ? носец брон е носец

Слайд 12

Небольшая птица отряда воробьиных, которая ловит насекомых на лету(чаще всего мух). мух ? ловка мух о ловка

Слайд 13

Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа утк ? нос

Слайд 14

Живородящая рыба, обитающая в водоёмах Мексики, одна из популярных аквариумных рыбок меч ? носец

Слайд 15

Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части головы нос ? рог

Слайд 16

Проверь себя: утк о нос меч е носец нос о рог

Слайд 17

Я узнал… Я научился… Я затруднялся… Я открыл для себя … мне показалось важным… Сегодня на уроке

Слайд 18

М о л о д ц ы !

Слайд 19

Учите русский – годы к ряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом!

Слайд 20

Использованные ресурсы: Слайд 2. Картинка «Мудрая сова» http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/d/db/%D0%A3%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0.png , картинка «Книги» http://tregion.ru/upload/picmagic/2013-04-21/691-506-46067_269.jpg ; 2. Слайды 4, 6. Картинка «Учитель у доски» http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/thumb/f/f0/Kartinka_fedoseeva.jpg/703px-Kartinka_fedoseeva.jpg ; 3.Слайд 5. Картинка «Мальчик думает» http://2.firepic.org/2/images/2013-09/03/jutusyih5lw8.jpg ; 4. Слайды 7,16. Картинка «Ключ» http://www.tiga.by/files/job/vac36762.jpg ; 5. Слайд 8. Картинка «Сова-магистр» http://s4.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/12/2bc99ae2c5dffc2499ec5462061874d6.jpg ; 6. Слайды 9, 17, 18. Картинка «Буратино с ключиком» http://www.ipb.su/uploads/ipbsu/podarizhizn/post-11-1329305012.jpg ;

Слайд 21

7. Слайд 10. Картинка «Землеройка» http://3.firepic.org/3/images/2012-09/09/jhojanlkl1to.jpg , картинка «Вопросительный знак» http://www.verhovenstvo.com/public/pictures/2013/1/3/271393555.jpg ; 8. Слайд 11. Картинка «Броненосец» http://forexaw.com/TERMs/Nature/img240967_5-28_Bronenosets.jpg , картинка «Вопросительный знак» http://www.grybow.pl/f/s/166/7622/MDK/Portal/Cennik_uslug/regulamin.jpg ; 9. Слайд 12. Картинка «Мухоловка» http://s020.radikal.ru/i722/1309/96/854bda3a6ab5.jpg , картинка «Вопросительный знак» http://www.verhovenstvo.com/public/pictures/2013/1/3/271393555.jpg ; 10. Слайд 13. Картинка «Утконос» http://kolyan.net/uploads/posts/200907/thumbs/1246484138_21.jpg , картинка «Вопросительный знак» http://www.grybow.pl/f/s/166/7622/MDK/Portal/Cennik_uslug/regulamin.jpg ;

Слайд 22

11. Слайд 14. Картинка «Меченосец» http://www.akvarium.az/img/akva_big/BALIQLAR/SAKIT/066.jpg , картинка «Вопросительный знак» http://www.grybow.pl/f/s/166/7622/MDK/Portal/Cennik_uslug/regulamin.jpg ; 12. Слайд 15. Картинка «Носорог» http://www.fotokonkurs.ru/uploads/photos/contests/2009/08/13/5/50f9f51a3a4474ed23a5129363118c8a/800.jpg . 13. Слайд 18. Картинка «Солнышко» http://media.ffclub.ru/up100289-9TbEGPuOWV8.jpg ; 14. Слайд 19. Картинка «Дети за партами» http://www.irkutsk-350.ru/cache/b/7/9/e/f/0118cef13dde719d9ef3a41aa3f-600-95-bFFFFFF-tw.jpg , картинка «Книги» http://tregion.ru/upload/picmagic/2013-04-21/691-506-46067_269.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, построенный по сингапурской методике. Тема урока «Соединительные гласные е, о в сложных словах.»

Аннотация урока.В учебнике для 3 класса (УМК «Школа-2100»,авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 1 часть) тема »Знакомство с понятием «Сложные слова» находится в разделе №7 «Сложные слова ...

Урок-исследование русского языка "Соединительные гласные -О-, -Е- в сложных словах" (3 класс)

Урок проведен в рамках месячника учителей начальных классов...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Соединительные гласные о,е в сложных словах"

Урок русского языка в 3 классе по образовательной программе "Школа 2100".Тип урока - открытие новых знаний и способов действий.Урок - исследование направлен на формирование умения образовывать сложные...

Сценарий урока русского языка Тема урока: «Сложные слова, соединительные гласные о, е в сложных словах»

Тип урока: «открытие» нового знания • Дидактическая цель: создать условия для формирования нового понятия «сложные слова» учебник «Русский язык» Чура...

Конспект урока русского языка. УМК «Школа России» Тема: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Учитель: Горбачева М.В.Цель урока: ознакомить учащихся с понятием «суффикс», формировать умения выделять суффиксы в словах.Задачи:образовательные: познакомить с понятием, тренировать в уме...