Урок русского языка в 4 классе на тему: Соединительные гласные «-о-», «-е-» в сложных словах», 4 класс.
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе на тему: Соединительные гласные «-о-», «-е-» в сложных словах», 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok.docx | 44.8 КБ |
moy_otkrytyy_urok16.12.13.pptx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе на тему:
«Соединительные гласные «-о-«, «-е-« в сложных словах»
Тема: «Соединительные гласные «-о-», «-е-» в сложных словах», 4 класс.
Цель: создать благоприятные условия для наблюдения над соединительными гласными в сложных словах
Задачи:
- Образовательные:
- систематизировать знания о правописании соединительных гласных «о», «е» в сложных словах;
- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
- Развивающие:
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;
- развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся;
- Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества;
- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
- воспитывать интерес к предмету.
Личностные результаты:
- осознание значимости отобранного материала;
- формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;
- формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- готовность к преодолению трудностей;
Познавательные УУД:
- развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
- устанавливать аналогии;
- решать языковые задачи моделированием;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- формировать умение находить общее решение;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Предметные результаты
- формирование умений правильно писать соединительные гласные -о- и -е- в сложных словах, используя алгоритм.
- создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
- выведение алгоритма действий;
- формулирование общего вывода.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые методы обучения: системно-деятельностный метод обучения (работа в группах, парах, проблемный (подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, самостоятельная работа)
Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий.
Оборудование:
- учебник «Русский язык», часть 1, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, Москва, «Просвещение», 2013
- рабочая тетрадь на печатной основе «Русский язык» 4 класс, часть 1, Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, Москва, «Просвещение», 2013;
- рабочая тетрадь;
- карточки с заданиями для групповой работы;
- ИКТ (презентация к уроку)
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1. Мотивация деятельности Цель: включение обучающихся в учебную деятельность | Слайд 2 - Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Ребята, вы готовы к уроку? Итак, мы начинаем урок русского языка. Я желаю вам плодотворной работы на уроке. Рассказать секреты слова | Приветствие учителя. | |
II.Актуализация знаний. Постановка темы урока. Цель: осознание потребности к новым действиям | Слайд 3 На доске слова: мышь мышь мыши мышка мышью мышонок мышеловка мышиный мышковать - Что вы можете сказать о словах первого столбика? - Докажите. - Что можете сказать о словах второго столбика? - Докажите. - Что такое корень? - Давайте сделаем транскрипцию слова мышь - Что заметили? - Почему? - Зачем пишем «Ь»? - Назовите все шипящие звуки русского языка. - Что можете сказать о звуках [ч’], [щ’]? - А какие гласные указывают на мягкость согласных звуков? - Какие согласные звуки не поддаются командирам мягкости? - Прочитайте ещё раз слова второго столбика и скажите, какое слово «лишнее»? - Почему? - Как называются слова, имеющие 2 корня? Вы догадались, какая тема урока? | - Это разные формы одного и того же слова. - Отличаются только окончанием. - Это однокоренные слова, образованные при помощи суффиксов. - Все слова имеют одинаковый корень (мыш-) и общее лексическое значение. - Корень – это общая часть всех однокоренных слов, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. - Мышь [м ы ш] – 4 буквы , 3 звука - Звуков меньше, чем букв. - Мягкий знак звука не обозначает? -Мягкий знак указывает, что это существительное с шипящим на конце. - [ж], [ш], [ч’], [щ’]. - Они всегда мягкие и не «поддаются» командам гласных букв. - е, ё, и, я, ю - [ж], [ш] [ц] – они всегда твёрдые. - Мышеловка.
- Имеет два корня (мыш- и -лов-)- - Слова, имеющие 2 корня, называются «сложными». - «Сложные слова». (Слайд 3) | |
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: выполнение пробных действий и фиксация затруднения, постановка проблемы | - Ребята, замените предложение сложным словом и запишите его: Как называется ферма, на которой разводят птиц? - В каком месте возникла трудность при написании данного слова? - Что такое соединительная гласная? - Почему возникла трудность? - Кто написал с буквой «о»? - Кто написал с буквой «и»? - Кто написал с буквой «е»? - Кто написал с буквой «ы»? - Кто написал с другой буквой? - Почему выбрали именно эту букву? -Можете ли вы обосновать свой выбор: «о» или «е»? - Почему? В чём проблема возникла? - Какую задачу мы должны с вами решить? Слайд 5 | Дети записывают слово «птиц?ферма». - В написании соединительной гласной. - Это буква, соединяющая два корня сложного слова. - Буква, обозначающая гласный звук между двумя корнями, находится в безударном положении (в слабой позиции). Дети поднимают руки. - Мы знаем, что в сложных словах соединительными гласными могут быть только гласные «о» или «е». - Нет. - Не знаем правила написания соединительных гласных. - Мы должны определить, когда пишется соединительная гласная «о», а когда - соединительная гласная «е»? | |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: определение средств решения проблемы (построение алгоритма действий по достижению поставленной задачи) | - Ребята, я предлагаю вам работу в группах, в ходе которой вы определите порядок собственных действий по решению данной проблемы и попытаетесь вывести правило написания соединительных гласных в сложных словах, понаблюдав над словами.) - Разбейтесь, пожалуйста, на четыре группы, выберите ответственного и повторите правила работы в группах. - Какие правила мы обязаны соблюдать? (Учитель раздаёт карточки с заданиями для групповой работы) Ребята, в ходе работы вы составите план действий, расставив пункты алгоритма в нужном порядке и, пользуясь данным алгоритмом, попытаетесь сделать вывод. | - Не перебивать друг друга. - Выслушивать мнение каждого члена группы. - Принимать общее решение. | |
V. Поиск и решение проблемы. Работа в группах. Цель: открытие нового знания по составленному алгоритму. | (Учитель выполняет направляющую роль при необходимости) - Если в группе готов алгоритм наблюдения над словами, то вы приступаете к практической части работы – наблюдением над словами, затем формулируете правило написания соединительных гласных. После окончания работы в группах ответственные вывешивают составленный алгоритм действий и сверяют с алгоритмом на доске. (Слайд 6) - Какой вывод вы сделали? (Учитель выслушивает ответственных каждой группы). - Проверьте свои предположения с правилом на доске. (Слайд 7) А теперь вернёмся к пробному слову и исправим ошибки. Какую соединительную гласную нужно писать в слове «птиц?ферма»? (Слайд 8) - Почему? - Молодцы! А помнить всегда это правило вам поможет стихотворение – «запоминалка»: (Слайд 9) После мягких, шипящих и Ц | Дети строят алгоритм наблюдения над словами:
- соединительная буква «е» пишется: 1) после… 2) … 3) … - соединительная буква «о» пишется после… После построения алгоритма дети работают со словами: овцебык, пылесос, пчеловод, пешеход, корнеплод, пищевод и наблюдают над последним гласным первого корня, в результате чего делают вывод. Вывод детей: - соединительная буква «е» пишется 1) после мягких согласных (пылесос, корнеплод); 2) после шипящих (пешеход, пищевод); 3) после «ц» (овцебык); - соединительная буква «о» пишется: после твёрдых согласных (пчеловод, самокат). - Соединительную гласную «е». - После «ц» в сложных словах пишется «е». Сначала стихотворение читает один ученик, а затем все хором. | |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: фиксация нового способа действия в речи, знаках (эталон). 1. Работа у доски. 2. Работа в парах 3. Самопроверка. | - Ребята, а сейчас мы закрепим правописание соединительных гласных в сложных словах, выполнив следующее задание: - Отгадайте название животного, о котором идёт речь, запишите слово и, пользуясь алгоритмом, объясните орфограмму. (Слайд 10) - Маленькое насекомоядное млекопитающее, родственник крота - Молодцы! (Появляется картинка с изображением землеройки.) (Слайд 11) Млекопитающее с окаменелым панцирем, обитающее в Америке. - Конечно, это броненосец! (Появляется картинка.) (Слайд 12) Небольшая птица отряда воробьиных, которая ловит на лету насекомых (чаще всего мух). - Верно! (Появляется картинка.) - А сейчас я буду читать описание животного, а вы, совещаясь в парах шёпотом, будете записывать отгаданное слово и объяснять орфограмму друг другу по очереди. (Слайд 13) Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа. (Слайд 14) Живородящая рыба, обитающая в водоёмах Мексики, одна из популярных аквариумных рыбок. (Слайд 15) Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части головы. - Дети, а теперь проверьте свою работу, сверив записанные вами слова со словами на доске: (Слайд 16) утконос меченосец носорог | (Описание животного читает вслух кто-то из детей.) - Землеройка! Один ученик записывает на доске, а остальные в тетрадях. Пример объяснения: В слове землеройка два корня: -земл- и –рой-, однокоренные слова земля, земляной и рой, нарой. Первый корень оканчивается на [л’], это мягкий согласный, значит, надо писать соединительную гласную е. Пишу слово, выделяю корни,
подчеркиваю орфограмму: землеройка. (Читает ученик.) - Броненосец! ( К доске выходит следующий ученик и объясняет написание данного слова по алгоритму.) (Читает ученик.) - Мухоловка! (Дети совещаются в парах, записывают слово «утконос» и объясняют орфограмму.) (Меченосец.)
(Носорог.) | |
VII. Включение в систему знаний. Цель: выполнение задания на новый способ действия. | А сейчас выполните самостоятельно упражнение 193 на с.109 учебника, выбрав любые 3 словосочетания, где в сложном слове пишется соединительная гласная «е» и 2 словосочетания, в которых есть сложные слова с соединительной гласной «о». | Самостоятельная работа с последующей проверкой. | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнесение цели урока и результата, самооценка деятельности. | (Слайд 17) - Дети, а сейчас закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал… я научился… я затруднялся… я открыл для себя … мне показалось важным… - Вспомните, чего желала я вам в начале урока? - Как вы считаете: вы плодотворно поработали? - Вы ничего не заметили? - Какое? - Молодцы! (Слайд 18) - Я бы хотела закончить наш урок такими словами: (Слайд 19) Учите русский – годы к ряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом! - Воспользуйтесь мудрым советом узбекского народного поэта Сабира Абдуллы, и пусть изучение русского языка приносит вам огромную радость! Спасибо за урок! | (Дети оценивают свою работу на уроке) - Плодотворной работы. - Да. В предложении «Желаю плодотворной работы!» есть сложное слово. - Плодотворной. | |
IХ. Домашнее задание. | - Ребята, дома выполните упр. 194 на с.109 или в печатной тетради на с. 67 упр. 109 (одно по выбору), выучить правило. (Учитель раздаёт стихи-запоминалки). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Желаю плодотворной работы на уроке!
мышь мыши за мышью мышь мышка мышонок мышиный мышеловка мышковать Чем отличаются слова первого столбика от слов второго столбика?
Тема урока : Сложные слова.
птиц ? ферма о или е ? а или ы ?
1.Прочитай (произнеси) слово. 2.Убедись, что оно сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова. 3.Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый корень. 4.Сделай вывод : соединительная буква « е » пишется… соединительная буква « о » пишется… Алгоритм действий:
Вывод Соединительные гласные пишутся: Е После шипящих и Ц После мягких согласных каш е вар птиц е лов стал е вар О сам о кат вод о лаз ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) После твёрдых согласных
о или е ? птиц е ферма
После мягких, шипящих и Ц В сложных словах пишется « Е », А после твёрдых пишется « О» – Не перепутает буквы никто! Запомни!!!
Маленькое насекомоядное млекопитающее, родственник крота земл ? ройка земл е ройка
Млекопитающее с окаменелым панцирем, обитающее в Америке брон ? носец брон е носец
Небольшая птица отряда воробьиных, которая ловит насекомых на лету(чаще всего мух). мух ? ловка мух о ловка
Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа утк ? нос
Живородящая рыба, обитающая в водоёмах Мексики, одна из популярных аквариумных рыбок меч ? носец
Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части головы нос ? рог
Проверь себя: утк о нос меч е носец нос о рог
Я узнал… Я научился… Я затруднялся… Я открыл для себя … мне показалось важным… Сегодня на уроке
М о л о д ц ы !
Учите русский – годы к ряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом!
Использованные ресурсы: Слайд 2. Картинка «Мудрая сова» http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/d/db/%D0%A3%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0.png , картинка «Книги» http://tregion.ru/upload/picmagic/2013-04-21/691-506-46067_269.jpg ; 2. Слайды 4, 6. Картинка «Учитель у доски» http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/thumb/f/f0/Kartinka_fedoseeva.jpg/703px-Kartinka_fedoseeva.jpg ; 3.Слайд 5. Картинка «Мальчик думает» http://2.firepic.org/2/images/2013-09/03/jutusyih5lw8.jpg ; 4. Слайды 7,16. Картинка «Ключ» http://www.tiga.by/files/job/vac36762.jpg ; 5. Слайд 8. Картинка «Сова-магистр» http://s4.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/12/2bc99ae2c5dffc2499ec5462061874d6.jpg ; 6. Слайды 9, 17, 18. Картинка «Буратино с ключиком» http://www.ipb.su/uploads/ipbsu/podarizhizn/post-11-1329305012.jpg ;
7. Слайд 10. Картинка «Землеройка» http://3.firepic.org/3/images/2012-09/09/jhojanlkl1to.jpg , картинка «Вопросительный знак» http://www.verhovenstvo.com/public/pictures/2013/1/3/271393555.jpg ; 8. Слайд 11. Картинка «Броненосец» http://forexaw.com/TERMs/Nature/img240967_5-28_Bronenosets.jpg , картинка «Вопросительный знак» http://www.grybow.pl/f/s/166/7622/MDK/Portal/Cennik_uslug/regulamin.jpg ; 9. Слайд 12. Картинка «Мухоловка» http://s020.radikal.ru/i722/1309/96/854bda3a6ab5.jpg , картинка «Вопросительный знак» http://www.verhovenstvo.com/public/pictures/2013/1/3/271393555.jpg ; 10. Слайд 13. Картинка «Утконос» http://kolyan.net/uploads/posts/200907/thumbs/1246484138_21.jpg , картинка «Вопросительный знак» http://www.grybow.pl/f/s/166/7622/MDK/Portal/Cennik_uslug/regulamin.jpg ;
11. Слайд 14. Картинка «Меченосец» http://www.akvarium.az/img/akva_big/BALIQLAR/SAKIT/066.jpg , картинка «Вопросительный знак» http://www.grybow.pl/f/s/166/7622/MDK/Portal/Cennik_uslug/regulamin.jpg ; 12. Слайд 15. Картинка «Носорог» http://www.fotokonkurs.ru/uploads/photos/contests/2009/08/13/5/50f9f51a3a4474ed23a5129363118c8a/800.jpg . 13. Слайд 18. Картинка «Солнышко» http://media.ffclub.ru/up100289-9TbEGPuOWV8.jpg ; 14. Слайд 19. Картинка «Дети за партами» http://www.irkutsk-350.ru/cache/b/7/9/e/f/0118cef13dde719d9ef3a41aa3f-600-95-bFFFFFF-tw.jpg , картинка «Книги» http://tregion.ru/upload/picmagic/2013-04-21/691-506-46067_269.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Запоминаем соединительные гласные о,е в сложных словах"
"Запоминаем соединительные гласные о,е в сложных словах"...
Конспект урока по русскому языку, построенный по сингапурской методике. Тема урока «Соединительные гласные е, о в сложных словах.»
Аннотация урока.В учебнике для 3 класса (УМК «Школа-2100»,авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 1 часть) тема »Знакомство с понятием «Сложные слова» находится в разделе №7 «Сложные слова ...
Презентация к уроку русского языка "Соединительные гласные -О-. -Е- в сложных словах" (3 класс)
Урок дан в рамках месячника учителей начальных классов...
Урок-исследование русского языка "Соединительные гласные -О-, -Е- в сложных словах" (3 класс)
Урок проведен в рамках месячника учителей начальных классов...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Соединительные гласные о,е в сложных словах"
Урок русского языка в 3 классе по образовательной программе "Школа 2100".Тип урока - открытие новых знаний и способов действий.Урок - исследование направлен на формирование умения образовывать сложные...
Сценарий урока русского языка Тема урока: «Сложные слова, соединительные гласные о, е в сложных словах»
Тип урока: «открытие» нового знания • Дидактическая цель: создать условия для формирования нового понятия «сложные слова» учебник «Русский язык» Чура...
Конспект урока русского языка. УМК «Школа России» Тема: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Учитель: Горбачева М.В.Цель урока: ознакомить учащихся с понятием «суффикс», формировать умения выделять суффиксы в словах.Задачи:образовательные: познакомить с понятием, тренировать в уме...