Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шапошникова Инна Алексеевна

Русский язык

 

1.

Тип урока

Актуализация знаний

2.

Класс

4

3.

Тема

Имя прилагательное как часть речи.

4.

Образовательная программа, автор

УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Школа России»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

1.

Тип урока

Актуализация знаний

2.

Класс

4

3.

Тема

Имя прилагательное как часть речи.

4.

Образовательная программа, автор

УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Школа России»

5.

                                         УУД

Личностные

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные

Постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик, оценивание качества и уровня усвоения материала

Познавательные

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения их признаков

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, контроль, коррекция, оценка действий партнера

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС

 

Этапы урока

Цели этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Этап  мотивации.

Самоопределение к учебной деятельности.

Звучит мелодия       П.И. Чайковского «Времена года» Зима, на экране репродукция картины А.К.Саврасова «Зимняя дорога.»

  Дорога…как много значений и смыслов таит в себе это слово.

   Вот и мы с вами сегодня на уроке отправимся в очередное путешествие по дорогам языкознания.

Определение лексического значения слова.

Ответы: узкая полоска земли, путь, сообщение между населёнными пунктами, жизненный путь.

Психологическая разминка.

Самоопределение к деятельности.

2.Этап актуализации и.

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.

-Какое настроение создаёт эта мелодия?

-Созвучно ли настроение мелодии краскам пейзажа?

-А как вы можете описать зимний пейзаж, изображённый на картине А.К.Саврасова.

-Вот так картины природы композитор передаёт мелодией, художник красками, а мы с помощью слов.

-А слова какой части речи помогают нам в описании красок, настроений, чувств?

-О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Словесное описание картины.

-Грустное,   спокойное,   умиротворённое.

-Да, соответствует.

-Белый снег, скучная дорога, неяркие тона.

Прилагательное.

Об имени прилагательном.

Актуализация.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Поиск решения учебной задачи.

Слайд 2 (отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога.»)

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

-Найдите в тексте и назовите имена прилагательные с существительными с которыми они связаны.

-Почему в списке прилагательных не указано слово «печально»?

Имена прилагательные обозначают признаки предметов, а слово «печально» обозначает признак действия льёт (как?) печально и является наречием.

-Волнистые(туманы), печальные(поляны).

Повторение признаков имени прилагательного как части речи

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Слайд 3(отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога.»)

Грустно, Нина: путь мой скучен,

Дремля смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

-Какое слово использует А. С. Пушкин для описания пути?

-К какой части речи относится это слово?

Скучен-это особая форма имени прилагательного, которая называется краткой формой.

-Измените краткую форму прилагательного на полную.

-На какие ещё вопросы отвечают имена прилагательные?

Скучен-скучный(какой?)

Какой? – м. р.

Какая? –ж. р.

Какое? –с. р.

Какие? –м. ч.

-Скучен

-Похоже на прилагательное, но не совсем обычное.

Отвечает на вопрос каков?, а не какой?

-Какая? Какое? Какие?

Повторение морфологических признаков имён прилагательных.

Краткая форма имён прилагательных.

5.Этап реализации построенного проекта.

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

-Прочитайте материал рубрики «Обрати внимание!» на с.5 учебника.

-Что вы узнали о краткой форме имён прилагательных?

-Какова роль в предложении полных форм имён прилагательных?

-Составьте и запишите предложение о зимнем пейзаже, в котором прилагательное будет являться определением (выделить грамматическую основу, выписать словосочетания, указать связь слов в словосочетаниях.

«…путь мой скучен»

Запись и проверка   предложения.

-Некоторые имена прилагательные имеют полную и краткую форму.

-Имя прилагательное в краткой форме употребляется в предложении как сказуемое.

-Прилагательные-это второстепенные члены предложения(определения) т.к. обозначают признак предмета.

Роль прилагательных в предложении.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Усвоение учащимися нового способа действий при решении типовых задач.

- Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

-Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А. А. Фета «Чудная картина».

-Какое средство выразительности, которое используют авторы, чаще всего выражены именами прилагательными?

Упр1 (с.4)

-Прочитайте стихотворение А. Фета

-Назовите эпитеты, которые помогли поэту ярко и образно нарисовать картину зимнего пейзажа.

-Выполните упражнение.

Выполнение письменного задания к упражнению (выписать из стихотворения словосочетания имя существительное с прилагательным.)

-Делают нашу речь образнее, богаче, ярче, помогают представить предмет, описать его

-Эпитеты.

Ответы детей.

Роль имён прилагательных в речи.

Взаимоконтроль

(работа в парах)

7.Этап самостоятельная работы с самопроверкой по эталону.

Рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

-Выберете уровень, с которым вы готовы справиться, выполните задание. Слайд 4.

На теплую л.донь падал х.лодный снег.

1 уровень. Списать предложение, вставить пропущенные буквы, доказать. Найти имена прилагательные, подчеркнуть волнистой линией.

2 уровень. Списать предложение, вставить пропущенные буквы, доказать. Найти имена прилагательные, подчеркнуть волнистой линией. Найти слова противоположные по смыслу.

3 уровень. Списать предложение, вставить пропущенные буквы, доказать. Найти имена прилагательные, определить число и род, у существительных указать падеж.

Учащиеся выбирают задание и самостоятельно выполняют

-Антонимы

Слайд 5

 Проверка самостоятельной работы по образцу.

Рефлексия.

8Этап рефлексии УД на уроке.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действий

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Что такое имя прилагательное?

-Что нового узнали на уроке?

-Назовите прилагательные, которые опишут картину нашего урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие, но дорога-языкознания на этом не заканчивается, она только начинает путь…

Я так надеюсь на ваши пожеланья

Узнать, постичь, преодолеть себя.

Идите все по лестнице познанья,

Не бойтесь, дайте руку, рядом буду я!

Контрольно-оценивающая деятельность.

Домашнее задание-составить рассказ на тему «Зимняя картина.» так, чтобы слушатели могли представить пейзаж, описанный вами.

Слайд 6.

Спасибо за внимание.

Имя прилагательное.

Ответы учащихся

Оценка учащимися результатов своей учебной деятельности,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...