Род имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хасаева Зарема Телеевна

открытый урок по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ_yaz_3_kl.docx202.74 КБ

Предварительный просмотр:


 МБОУ «Джаванкентская СОШ им.М.Х.Рамазанова»


                     

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d39/0005c610-84ac8e5d/img0.jpg





Открытый урок русского языка в 3 классе.

Тема: "Род имен существительных"

Тип урокаоткрытие нового знания.

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени

существительного.

Задачи:

актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;

познакомить со  способом определения рода существительного.

Прогнозируемые результаты

Личностные:

ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;

ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.

Метапредметные:

умение принимать и сохранять цель урока;

умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

-умение планироватьконтролировать и оценивать  свои действия;

умение слушать собеседника и вести диалогвысказывать свою точку 

зренияправильно говорить;

умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

знание о постоянных признаках существительного;

умение определять род существительных .

Воспитательные.

Воспитывать взаимопониманиевзаимопомощькультуру поведения 

на урокеаккуратностьсамостоятельностьтерпение друг к другу.

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока

  • Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться.

  • Сегодня на уроке мы будем вновь наблюдатьсравниватьанализировать и откроем ещё одну тайну русского языкаЧтобы подобрать ключ к этой тайненам необходимо выполнить несколько заданий
  • Открыли тетрадизаписали число классная работа.
  • Актуализация знаний.
  • Орфографическая работа

На доске слова..

Прочитайте слова.

(свеча,  лесникпчеласердцемалышсолнце ) «Цепочкой» вставьте буквуназовите орфограмму и подберите проверочное слово.

Что вы можете сказать об этих словах? (имена сущ.)

 Предлагаю  вам поиграть  в игрукоторая поможет узнатьнасколько

 глубоки ваши знания по теме «Имя  существительное»

Игра «Да  нет»

 Я буду задавать вопросваша задачаесли согласны поднять 2 руки

если нетто руки сложить.

Имя  существительное  это часть речи? (Да!)
Имена существительные  отвечают на вопросыкакойкакая, (Нет!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы КтоЧто? (Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)

Обобщение

Что такое имя существительное?( Ответы детей.)

Что вы ещё знаете об имени существительном? (одуши неодуш.; собси нариц.)

 Как вы считаете эти признаки у существительных постоянные или непостоянные?

Вспомнитеа как изменяются имена сущ.? (по числам)

Измените данные существительные по числам.

А число имён существительных  это постоянный признак? (нет)

2. Упражнение по чистописанию

(следить за посадкой)

Прочитайте цепочку из букв (ОРД).

Назовите каждую букву грамотно.

Охарактеризуйте каждый звук? (фонетика)

-Составьте из этих букв слово. (Род)

А что обозначает слово РОД? ( Родственникичлены одной семьи)

Подберите к слову РОД однокоренные слова.

Род  родняродственныйродинародителироднойродствородственникродословная.

  • Самоопределение к деятельности.

 В слове РОД заключена тайна нашего урокаИ сегодня мы попытаемся её раскрыть.

Давайте обратимся к знакомым уже словам.

(свеча,  лесникпчеласердцемалышсолнце )

На какие группы вы сможете разделить эти словаРазделите?

По какому признаку вы разделили слова? (постоянный признакодуш и неодуш)

А почему вам не трудно было это сделать?

 Вы разделили их на 2 группыа теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому признаку.

Вы можете выполнить это задание?

В чем затруднение?

Почему не получается выполнить?

Значит существует ещё какой то признакпо которому можно делить

 имена существительные на группы.

В каком слове заключается тайна нашего урока(в слове РОД)

Какова же будет тема урока?(Род имён сущ.)

Определите род данных имен существительных?

(свеча,  лесникпчеласердцемалышсолнце )

Сложно это сделать?

 Какой частью речи можно заменить каждое из этих слов(напримерсвеча  она , так обращаются к женщине или к мужчинеЗначит это существительное - женского рода и т.дК слову ОНА можно добавить ещё одно слово  подсказку МОЯ и т.д.)

 Назовите имена существительные женского родамужского родасреднего рода.(НА ПИСЬМЕ РОД ПИШЕТСЯ СОКРАЩЁННОм.р., ж.рср.р)

 На какие 3 группы вы разделили имена существительные(м.р., ж.р

ср,р)

По какому признаку их разделили(по родам)

 Сегодня вы узнаетена какие ещё группы и по какому признаку делятся имена существительные.

Ребятакак вы считаете у имён существительных  род это признак постоянный или непостоянный(постоянный)

  • Чтобы лучше запомнить правилопредлагаю вам такое стихотворение.

(На доске.)

Женский род запомню я
И скажуонамоя
И запомню род мужской
И опять скажуонмой
Средний род  оно моё
Это правило твоё!

  • Давайте это правило дружно прочитаем. (Дети читают стих)
  • А выучим его на уроке чтенияна речевой разминке.
  • Работа по теме урока.

1. Работа в тетрадях Творческая работа.

ЗАДАНИЕ: 1 ряд придумывает три слова мужского рода ,

ряд - три слова женского рода,

ряд - три слова среднего рода и пишут в тетрадь.

Проверка.

(при проверке обязательно называть слова  подсказкиона мояон мойоно моё)

V. Физминутка.

Заданиеженский род  похлопатьмужской  потопатьсредний  присесть.

(партадневникстулокнодверьстолцветоккнигазеркалопальто)

  • Продолжение по теме урока.

(Индивидуальная работа по карточкам.)

Карточка №1

Одеяло 

Подушка 

Компот 

Трава 

Ковёр 

Карточка №2

Лампа 

Покрывало 

Диван 

Полено 

Лошадь 

Работа с интерактивной доской.

1. Закрепление материала.

  • Упражнение по распределению имён существительных по родам.
  • Упражнение по определению рода у имени существительного.
  • Словарная работа.
  • Закрепление изученного материала.

Словарный диктант (1 учащийся у доски)

Самолётпетух , пеналсобакакороваворонаяблокотетрадьпальтооблако.

  • Проговорить слово орфографическиопределить род.

Работа с учебником.

  • Откройте учебник на странице 25 упражнение 39.
  • Самостоятельно выполните упражнениеПервые два человека покажут тетрадь.

॥।.Рефлексия.

  • Подберите к данным существительным пару женского рода.

Отец, мужчина, дедушка, сосед, волк, внук, баран, сын, бык, кот.

  • Если вам тема понятна, нарисуйте в тетради простым карандашом улыбающийся смайлик, если тему не поняли — грустный смайлик, если не всё поняли — не улыбающийся смайлик.

Назовите существительные ж. р., м. р, ср. р.

IX. Подведение итогов урока

Какого рода бывают имена существительные?

Каким словом можно заменить слова мужского рода? Женского?  Среднего?

X. Домашнее задание.

1. Выучите правило стр.25      

2. Стр. 26 упражнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...