Родной русский язык. КТП. 3 класс
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Мещерякова Людмила Витальевна

В помощь учителю 3 класса КТП родного русского языка на 1 полугодие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_rodnoy_rus_3_kl.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Адрес: 143982, Московская область, г.  Балашиха                                 Тел.: 8(495) 522-32-66

мкр. Железнодорожный ул. Маяковского, дом 32                          E-mail:maou-soch14@inbox.ru

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________О. И. Непутяхина

Протокол ШМО

№____ от «____»___________2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________ И.Э. Железнова

«_____»___________2020 г.

«Утверждено»

Директор МАОУ СОШ №14

____________ Е,Ю. Добужская

Приказ

№____ от «____»___________2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по родному (русскому) языку

(базовый уровень)

3 «В» класс

                                                                                                  Составитель: Мещерякова Л.В.

                                                                                                     учитель начальных классов

2020-2021 учебный год

г. Балашиха

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); требованиями к результатам освоения ООН НОО (личностными, метапредметными, предметными).

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Родной (русский) язык» является  усвоение содержания учебного предмета «Родной (русский) язык» и достижение  обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего  образования и основной образовательной программой начального  общего образования образовательной организации.                                  

На изучение родного (русского) языка в 3 классе отводится 0,5 часа в неделю. Курс рассчитан на 35 недель, 18 часов  в год.

Главными задачами реализации учебного предмета «Родной (русский) язык» являются:

  • достижение нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • формирование первоначальных представлений о национальной
    специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  • совершенствование умений наблюдать за функционированием
    языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Технологии, используемые в обучении: технология дифференцированного обучения, технологии личностно-ориентированного образования, технология проектов, технология коллективной мыследеятельности, игровые технологии, информационные технологии.

Методы и формы контроля.  Используются такие методы как устный опрос, письменные работы, тесты.

Формы проведения контроля:

  • Фронтальная.
  • Групповая.
  • Индивидуальная.
  • Комбинированная.

Формы промежуточной аттестации: тестирование.

Учебник: Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.

Пособие для обучающегося: Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.

Пособие для педагога: Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.

Электронные образовательные ресурсы:

  1. Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
  2. Академический орфографический словарь. URL:
  3. http://gramota.ru/slovari/info/lop
  4. Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
  5. Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
  6. Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
  7. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
  8. Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
  9. Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html
  10. Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL:
  11. http://rus.1september.ru
  12. Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru
  13. Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:
  14. https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
  15. Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
  16. Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
  17. Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
  18. Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
  19. Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
  20. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
  21. Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
  22. Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
  23. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

Планируемые результаты освоения учебного предмета

ФГОС начального общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:

– личностным;

– метапредметным;

– предметным.

Личностные результаты.

  • представления о своей этнической принадлежности;
  • развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа - русский язык;
  • представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
  • представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
  • положительного отношения к языковой деятельности;
  • понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
  • развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
  • развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Предметными результатами изучения курса «Родной (русский) язык» во 2-м классе являются формирование следующих умений:

При реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и

настоящее».

Обучающийся научится:

  • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки),
  • понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
  • осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

         При реализации содержательной линии «Язык в действии».

Обучающийся научится:

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
  • осознавать смыслоразличительную роль ударения;
  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

При реализации содержательной линии «Секреты речи и текста».

Обучающийся научится:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  • использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
  • отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
  • создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
  • создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.

Содержание программы

(0,5 часа в неделю, Всего – 18 ч.)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между
людьми (например,
правда – ложь, друг – недруг, брат – братство –
побратим
).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные
названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры:
слова, называющие занятия людей (например,
ямщик, извозчик, коробейник,
лавочник
).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова,
называющие музыкальные инструменты (например,
балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения
(например,
Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях
фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих
названий.
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История
моего имени и фамилии (приобретение опыта поиска информации о
происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки
значения и различную оценку, как специфическая особенность русского
языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища;
заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например,
категории рода, числа имён существительных). Практическое овладение
нормами употребления отдельных грамматических форм имён
существительных (например, форм родительного падежа множественного
числа). Практическое овладение нормами правильного и точного
употребления предлогов с пространственным значением, образования
предложно-падежных форм существительных. Существительные, имеющие
только форму единственного или только форму множественного числа (в
рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов
или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т. п.).
Резерв учебного времени – 2 ч.

п\п

Наименование раздела

Всего часов

1.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

6

2.

Раздел 2. Язык в действии

5

3.

Раздел 3. Секреты речи и текста

5

4.

Резерв учебного времени

2

5.

Итого

18

Календарно-тематическое планирование на 2020/21 учебный год

3 класс, 17 часов

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

План

Факт

Русский язык: прошлое и настоящее 6 ч.

1.

Слова, связанные с особенностями
мировосприятия и отношений
между людьми.

Распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (связанные с обучением). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с обучением (например, от корки до корки). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Распознавание русских традиционных сказочных образов, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; уместность их употребления в речи. Использование собственного словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения. Самоконтроль.

01.09-04.09

2.

Слова, называющие природные
явления: образные названия дождя, снега, ветра, называющие растения.

1

07.09-11.09

3.

Слова, обозначающие предметы и
явления традиционной русской
культуры: называющие
занятия людей, музыкальные инструменты.

1

14.09-18.09

4.

Названия старинных русских
городов, сведения о
происхождении этих названий.

1

21.09-25.09

5

Русские традиционные сказочные
образы, эпитеты и сравнения:
уточнение значений, наблюдение
за использованием в
произведениях фольклора и
художественной литературы.

1

28.09-02.10

6

Русские традиционные сказочные
образы, эпитеты и сравнения:
уточнение значений, наблюдение
за использованием в
произведениях фольклора и
художественной литературы.

1

05.10-09.10

Язык в действии 5 ч.

7.

Для чего нужны суффиксы?

1

12.10-16.10

8.

Какие особенности рода имён
существительных есть в русском
языке? Все ли имена существительные
«умеют» изменяться по числам?

1

19.10-23.10

9.

Как изменяются имена
существительные во множественном
числе?

1

26.10-29.10

10.

Зачем в русском языке такие разные
предлоги?

1

09.11-13.11

11.

Творческая проверочная работа: «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка»

1

16.11-20.11

Секреты речи и текста 5 ч.

12.

Создаём тексты рассуждения.

1

23.11-27.11

13.

Учимся редактировать тексты.

1

30.11-04.12

14.

Создаём тексты повествования.

1

07.12-11.12

15.

Итоговая контрольная работа (тест).

1

14.12-18.12

16.

Выполнение проектных заданий
при изучении раздела
«Секреты речи и текста»

1

21.12-29.12

Резерв 2ч.

17

Представление результатов
выполнения проектных заданий.

1

11.01-15.01

Итого: 17 часов

3 класс, 17 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по родному русскому языку 1 класс

Материал содержит примерное календарно-тематическое планирование по предмету "Родной (русский) язык" для 1 класса. ОС "Школа 2100"...

урок по родному (русскому )языку, 2 класс, "Синонимы и антонимы"

урок по родному (русскому )языку, 2 класс...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Наш родной русский язык" (3 класс)

Цель: создание условий для формирования у детей интереса к изучению русского языка .Задачи:- способствовать пробуждению потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;-...

Родной ( русский ) язык 3 класс Раздел: «Язык в действии»

Конспект урока по родному (русскому) языку по теме "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка " по программе "Ш...

Родной русский язык 4 класс тема: "Русские традиционные эпитеты"

Родной русский язык 4 класс  тема: "Русские традиционные эпитеты"...

Контрольно-диагностические материалы по родному русскому языку 4 класс "Русский язык-прошлое и настоящее"

Данный контрольно-диагностический материл будет полезен учителям и учащимся начальной школы....

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...