Родной ( русский ) язык 3 класс Раздел: «Язык в действии»
план-конспект урока (3 класс)

Осадченко Наталья Алексеевна

Конспект урока по родному (русскому) языку по теме "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка " по программе "Школа России".

На уроке ребята знакомятся с мужским, женским, средним и общим родами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родной ( русский ) язык

3 класс

Раздел: «Язык в действии»

Тема урока: Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка.

Цели: Ввести понятие рода, как постоянного признака, и систематизировать правила по определению рода имен существительных;

совершенствование навыков грамматической орфограммы.

Задачи урока:

Формировать личностные и коммуникативные УУД:

– оказывать интеллектуальную помощь учащимся, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;

– учитывать позицию собеседника, самоопределяться;

 регулятивные УУД:

--- осуществлять самоконтроль;

--- принимать участие в обсуждении цели урока;

---  понимать и удерживать цель задания;

- -- осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией;

--- научиться определять род имен существительных;

---  с помощью памятки и теста закрепить знания и умение определять род имени существительного.

 

Оборудование: интерактивная доска, карточки, презентация

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

  1. Организация класса

Учитель: Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой.

2.Актуализация знаний

Фронтальный опрос: Какие слова относим к именам существительным?

--Какие вы знаете морфологические признаки у имен существительных?

(нарицательные, одушевленные, склонение, род, число, падеж.)

-- Какие существительные мы называем одушевленными? Нарицательными?

--- Назовите числа имен существительных.

3.Самоопределение к деятельности

 Учитель: Писатель С. Залыгин пишет: «никто и никогда не сможет доказать, почему гайка называется гайкой, а не гаем или гайком, почему сосна женского рода, а кедр мужского, почему среда – это она, а четверг – он, где-то, когда-то так повелось, вот и все . Ученые – лингвисты, конечно, могут все объяснить, но ведь не все читают специальную литературу. А  людей всегда волновал вопрос, почему одни слова мужского рода, другие – женского, а третьи – среднего?

--- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? ( определять род имен существительных )

Учитель: Определение рода существительных в современном русском языке – это одна из наиболее распространенных задач для изучающих русский язык людей.

4.Работа по теме урока

СЛАЙД 1

Учитель: Род – грамматическая категория, характеризующаяся определенными падежными окончаниями. Имена существительные бывают  мужского, женского и среднего рода.

Определить род можно лишь у тех существительных, которые имеют форму единственного числа. Поэтому для того, чтобы определить род существительного во множественном числе, нужно поставить слово в форму единственного числа.

КАТЕГОРИЯ РОДА

У имен существительных различаются три рода:

МУЖСКОЙ                       ЖЕНСКИЙ                        СРЕДНИЙ

( ОН, МОЙ)                        ( ОНА, МОЯ )        ( ОНО, МОЕ )

ПЛАТОК(ОН, МОЙ)        дорога( она, моя)        море(оно, мое)

-- К какой части речи относятся слова он, мой, она, моя, оно, мое?

-- Что называем местоимениями?

-- Кто догадался, как определить род у существительных?

Задание: запиши слова в три столбика. По каким признакам вы будете делить слова? ( по родам )

-- Работают цепочкой: объясняют орфограмму и определяют род (записывают в три столбика)

 С.бака, в.робей, п.суда, п.рог, полотенце, г.ризонт, пш.ница,

 -- Работают самостоятельно

.бед, .кно, ж.вотное, м.локо, ст.кан, ст.лица.

СЛАЙД 2

-- Самопроверка

СЛАЙД 3

*Существительные мужского рода — слова, способные обозначать существо мужского пола.

*Существительные женского рода — слова, способные обозначать существо женского пола.

*Существительные среднего рода — слова, не способные указывать на пол.

---Как определяли род имен существительных?  Какие существительные относятся к мужскому роду? Женскому? Среднему?

--- Кроме этого, существует общий род, определение которого вызывает наибольшую сложность.


Задание2: Комментированное письмо ( у доски ).Какое одно и тоже существительное употреблено в двух предложениях? О ком говорится в первом предложении? Это существительное какой пол обозначает? Значит какого рода плакса? ( аналогично и с остальными предложениями).

Маленький Миша любит поплакать, прямо как плакса.( м. р.)

Моя Настенька не плакса!(ж. р.)

Все торты и печенье съелØ нашØ лакомка.( м. р.)

Эти  конфеты несу внучке, нашей лакомке.( ж. р.)

---Какой еще бывает род? ( общий )

Существительные общего рода - это группа имен существительных, которые, в зависимости от контекста, могут выступать и существительными мужского рода, и существительными женского рода. Среди них могут быть как нарицательные имена существительные, так и имена собственные.

Учитель: Продолжаем дальше исследовать.

Задание3.Письмо под диктовку: СашаЖеняВаля

-- Объясните орфограмму в данных словах.

-- Кого можно так назвать?

-- Определите род.

-- К какому роду относятся данные слова? Почему? ( общий )

5.Физкультминутка ( под музыку ):

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер все тише, тише

А деревцо все выше, выше.

СЛАЙД4.

УЧИТЕЛЬ: Существует ряд слов, которые употребляются в одинаковой мере как в мужском, так и в женском роде, несмотря на то, что часто одна из форм этих существительных считается устаревшей, но употребление их не является ошибкой

Выхухоль и выхухоль, георгин – георгина, вольер – вольера, банкнот – банкнота,  оладушек – оладушка. 

СЛАЙД5.

УЧИТЕЛЬ: Род некоторых особых существительных вызывает трудности, поэтому просто перечислю их с указанием рода.

существительные женского рода:  гетра, кроссовка, босоножка, тапочка, туфля, простыня, бандероль, мозоль, фланель, сажень.

существительные мужского рода: шампунь, тюль, рояль, толь, гипюр, занавес.

существительные среднего рода:  чучело, монисто, мочало, повидло.

Если вы не можете определить род существительного, надо обратиться к словарю.

СЛАЙД6.

Род несклоняемых существительных

Существительные, заимствованные из других языков, внешне напоминающие существительные среднего рода, как правило, к среднему роду и относятся: 

пальто, пюре, бюро, депо (списать и запомнить)

СЛАЙД7.
 

Существительные, не имеющие рода

В русском языке есть ряд существительных, не имеющих формы единственного числа: ножницы, каникулы, сани, брюки, сливки, ножницычасы, шорты.(списать и запомнить)

Нужно запомнить, что слова (обычно это существительные), которые не имеют единственного числа – не имеют и рода.


6.
Срез.

ТЕСТ

1.Определи род слов: ягода, растение, город, ужин, животное, малина.

2.Определи род в выделенном слове.

Приходила врач  Светлова и выписала рецепт. лекарства.

Мой внук Митенька такой сладкоежка..


3.Какие имена людей имеют общий род? Запиши.

_________________________________________________________

4. Напиши три слова, которые не имеют род.

__________________________________________________________


СЛАЙД8.

6. Рефлексия

Закончите фразу «Теперь я знаю...»

 или «Я умею...».

7. Подведение итогов урока

--- Что нового узнали на уроке?

--- Оценки за работу на уроке.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо  родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе н...

Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Раздел  «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,...

Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку и родной (русской) литературе (4 класс)

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты (лич...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...

Рабочие листы по предмету " Родной русский язык" ( под ред. О.М. Александровой) 2 класс, раздел 1 " Прошлое и настоящее"

Данные рабочие листы станут отличным подспорьем учителю родного русского языка в организации самостоятельной ,индивидуальной,парной, групповой работы на  уроках....

СБОРНИК тематических разделов по православной культуре в преподавании предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Сборник тематических разделов по православной культуре в преподавании предмета «Литературное чтение на родном языке» для 1 класса разработан в соответствии с требованиями федерального госу...