Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме множественного числа»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Миллер Светлана Вениаминовна

Урок русского языка в 4 классе. Образовательная система "Школа России".  На уроке учащиеся работают в группах, парах, проводят оценочную деятельность, работают по уровням: базовому или повышенному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 Б классе по теме:

«Правописание  безударных падежных окончаний  имён прилагательных в форме множественного числа»

Учитель: Миллер С.В.

Организационная информация

Тема урока

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме множественного числа

Предмет, УМК

Русский язык, «Школа России»

Класс

4 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Миллер Светлана Вениаминовна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

ГБОУ школа № 582 Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая информация

Тип урока

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Цели урока

Задачи

Педагогические технологии

Планируемые результаты

Термины

Оборудование

Деятельностная цель: формирование навыка, отработка способов  действия.

- поиск нужной информации на странице учебника, «считывание», преобразование  информации с рисунков, моделей;

– понимание  знаков, символов, моделей, приведенных в учебнике, задаваемых вопросов;

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

- систематизация знаний обучающихся  о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных:

  • в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
  • на основе анализа и сравнения группировать материал по заданному основанию;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • иметь представление о возможном разнообразии способов решения учебной задачи;
  • соотносить изучаемый материал с собственным опытом. 

Образовательные:

  • определять изученные признаки имени прилагательного;
  • классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков;
  • систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных;
  • отрабатывать алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен прилагательных;

  • определять изученные признаки имени прилагательного;
  • классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков;
  • систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных;
  • отрабатывать алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен прилагательных;
  • применять усвоенные знания и способы учебных действий в условиях решения учебных  заданий;
  • выработать у обучающихся последовательность действий при правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме  множественного числа.

Развивающие:

•        развивать способность осуществлять самостоятельный поиск информации;

•        развивать образное мышление, связную речь обучающихся;

•        формировать умение аргументировать своё мнение.

Воспитательные:

•        развивать у младших школьников желание  и умение работать в коллективе;

•        воспитывать уважение к мнению собеседника; поощрять желание использовать в общении правила вежливости;

•        развивать любознательность и интерес к учебной деятельности.

Формы представления учебной задачи:  рисунок,  схема, слушание, чтение.

Технологии формирования УУД

1) проблемно-диалогическая технология

2) организация учебного сотрудничества

3) технология оценки образовательных достижений

4) информационно-коммуникативные технологии

Методы:

1)        метод проблемного изложения в обучении

2)        частично-поисковый метод обучения

3)        исследовательский метод обучения

Организационные формы:  фронтальная,  индивидуальная, в парах, групповая работ

Предметные универсальные действия

- знать и правильно употреблять термины и понятия темы;

- наблюдать за прилагательными в форме множественного числа и устанавливать особенности их грамматических признаков;

- правильно воспроизводить образцы выполнения заданий, безошибочно применять алгоритмы и правила при решении учебных задач;

- отрабатывать алгоритм проверки (известный – с помощью опорной таблицы);

- различать окончания имен прилагательных с твёрдой и мягкой основой;

- формулировать вывод по результатам наблюдений;

- применять на практике правило правописания безударных падежных окончаний прилагательных во множественном числе с использованием различных способов их проверки.

Личностные универсальные учебные действия

- формирование  мотивационной основы учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

- работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе;

Обучающийся получит возможность для:

- формирования чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения.

Метапредметные универсальные учебные действия

  • Регулятивные УУД

Обучающийся научится:        

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

–оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания.

  • Познавательные УУД

Предметные универсальные действия

- знать и правильно употреблять термины и понятия темы;

- наблюдать за прилагательными в форме множественного числа и устанавливать особенности их грамматических признаков;

- правильно воспроизводить образцы выполнения заданий,

- различать окончания имен прилагательных с твёрдой и мягкой основой;

- формулировать вывод по результатам наблюдений;

- применять на практике правило правописания безударных падежных окончаний прилагательных во множественном числе с использованием различных способов их проверки.

Личностные универсальные учебные действия

- формирование  мотивационной основы учебной деятельности, положительное отношение к уроку,

- работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе;

Обучающийся получит возможность для:

- формирования восприятия языка как средства и условия общения.

•        Коммуникативные УУД

 - умение выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата;

- общаться с товарищами, выслушивать ответы одноклассников.

Имена прилагательные; непостоянные признаки прилагательных – род, число, падеж; склонение, безударные падежные окончания прилагательных.

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Карточки с заданиями для работы в парах,  групповой работы.

В.П. Канакина  «Русский язык» Учебник для 4 класса в 2 частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2018.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация учащихся.

Совместная с обучающимися постановка  темы и цели урока.

Цель: Научить определять тему и цель урока до начала выполнения работы.

Выявление имеющихся знаний по изучаемой теме и фиксирование причины появившихся  затруднений.

Цели:

Цели:

- познакомить с понятиями:   грамматические признаки прилагательных;

- развитие умения анализировать, делать вывод;

- развитие мышления и грамотной речи учащихся;

- развивать у младших школьников желание  и умение работать в коллективе;

- способствовать развитию представлений о возможности существования различных точек зрения;

- воспитывать уважение к мнению собеседника; поощрять желание использовать в общении правила вежливости;

Включение в систему знаний и повторение: практическое закрепление нового и известного материала.

  • Цель:

- применять усвоенные знания и способы учебных действий в условиях решения учебных  заданий;

- выработать у обучающихся последовательность действий при написании безударных падежных окончаний прилагательных в форме множественного числа;

закрепить знания по теме, умение  грамотно формулировать свои мысли,  мотивировать свою точку зрения;

-способствовать развитию внимания,  логического мышления и грамотной речи учащихся;

Рефлексия деятельности на уроке.

   Цели: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

- оценить собственную деятельность на уроке;

Домашнее задание. Цель: проверить качество усвоения  темы.

Учитель:

Великий философ Сократ говорил: «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить».

- Мне хотелось бы поселить солнышко в наш класс, чтобы в нем нам  было светло, тепло и уютно.  (На доске  желтый круг – символ солнца).  

Орфографическая разминка.

-Подберите прилагательные к слову солнце. Записываем на доске, выделяем окончания. Ласковое, веселое, теплое, весеннее, доброе, золотое, яркое, закатное, палящее.

В это время выбранные ученики на листах пишут, вставляя окончания прилагательных на отметку. Отметка учителя, комментарии.

Проверка работы на доске. Оценивание.

- Посмотрите внимательно на доску. Что это за запись?

ихыхымимимииеыеымиыеыхие

- На что похоже? На окончания прилагательных.

- Сформулируйте тему урока.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме множественного числа. (На доске).

Цели урока: (на доске)

  • Будем учиться:
  • Правильно определять падеж имени прилагательного;
  • Работать над безошибочным написанием безударных падежных окончаний прилагательных в форме множественного числа;
  • Работать в парах, группах;
  • Контролировать свою работу и работу одноклассников, оценивать  работу.

Карточки – помощницы:

ВСПОМНИТЬ

ПОВТОРИТЬ                                  

УЗНАТЬ

ПРИМЕНИТЬ

  • Ключевые слова: окончание, таблица окончаний, прилагательное, падеж, вопрос, род, множественное число.

Один ученик записывает на доске.

Индивидуальная работа по карточкам.

Высказывают оценочные суждения.

 Высказывают своё мнение, записывают слова в тетрадь, подбирают прилагательные, определяют орфограмму, подбирают проверочное слово.

Проводят оценивание своей работы и работы одноклассников.

 

Определяют с помощью учителя тему урока.

Формулируют   учебные задачи.

Выстраивают план урока.

Отвечают  на вопросы.

Работа в парах

- На какие две группы вы могли бы разделить записанные на доске окончания?

Задание:  1 вариант выписывает окончания прилагательных с твердой основой, 2 вариант – с мягкой. Окончания распределить в падежном порядке.

Проверим себя.  Или в учебнике стр 38. Работа с таблицей по учебнику.

Падеж

Твёрдая основа

Мягкая основа

И.п.

ые

ие

Р.п.

ых

их

Д.п.

ым

им

В.п.

ые

ие

Т.п.

ыми

ими

П.п.

ых

их

- Кому было легко выполнить задание? У кого возникли трудности при выполнении задания? Кому оказал помощь одноклассник? Кто оказал помощь однокласснику?

Что  вспомнили? Повторили?

Что  узнали?

Работают в паре, осуществляют взаимоконтроль, оценивают свои действия.

Наблюдают, сравнивают, делают умозаключение.

На  доске слова: тёплый, солнце, воробей, радует, шустрый, луч.

Задание:  Из  данных слов составить предложение так, чтобы имена прилагательные стояли во множественном числе.

- Как предлагаете поработать самостоятельно или вместе?

-  Запишите предложение в тетрадь.  (Тёплые лучи солнца радуют шустрых воробьёв.) Ученик на доске.

  • Выделить окончания прилагательных, определить падеж, число.  Как определили падеж прилагательного?  Определите род прилагательных.
  • Учебник стр 39 Обратите внимание.
  • Учебник стр 39 таблица окончаний прилагательных во множественном числе.

Что повторили?

Что узнали?

- Работа в паре. Договоритесь,  кто будет выполнять задание, кто контролировать при проверке. Вставить пропущенные буквы орфограмм. Один у доски, остальные в карточках.

 «В каждом из нас есть маленьк..  со..нце. Если мы п..м..гаем человеку в б..де, он г..в..рит: «Я согрет приятной д..бротой.»  Добр… люди  дарят свет и т..плоту. Значит, добротой называют солнце, которое ж..вет в людях. Это ничего, что вы маленьк... . Солнце в вас может жить самое б..льшое».

Тема? Главная мысль? Что повторим, выполняя задание?

 На доске работает ученик. Сверьте с образцом. Отметка по критериям:

нет ошибок -5

1-2 ошибки -4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок – 2

Меняемся местами. Один будет выполнять задание, другой контролировать при проверке.

-Найти имена прилагательные, выделить окончание, определить падеж, число, род.

Один у доски, остальные в карточках.

Что вспомнили?

Что повторили?

Что узнали?

Где применили полученные знания?

Самостоятельная работа по выбору.

Списать, указать падеж  прилагательных во множественном числе, выделить окончания.

  1. Базовый уровень.

упр. 82 . Работаем по учебнику.

  1.  Повышенный уровень.                                           Работаем по карточке. Списать выделенные предложения.
       
    Сяпала Калуша  по напушке и  увазила Бутявку, и волит:
    - Калушата!  Калушаточки!  Бутявка!
    Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
    А Калуша волит:
    - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
    Калушата Бутявку вычучили.
          Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
    А Калуша волит калушатам:
    - Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
    А Бутявка волит за напушкой:
    - Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Для проверки собираемся  по группам.

Подведём итог работы на уроке.

-Тема урока? На доске.

- Какие цели ставили?  На доске.

-Достигли ли поставленных целей?

Вернемся к ключевым словам урока:

-Что знали об имени прилагательном?

 -Что узнали об имени прилагательном?

-Какие задания делали уверенно? С какими трудностями  встретились?

Оцените свою деятельность на уроке,   выбрав утверждение, с которым вы согласны.

На доске две пословицы, записанные  в лучиках солнца:

1.        Дело мастера боится.  (Вы уверены в своих знаниях).

2.        Добрый разум не наживают разом. (Есть небольшие затруднения, вам ещё нужно поработать).

Домашнее задание: упр 81 или по желанию составить словесный портрет (кластер) имени прилагательного.

Составляют  предложение, записывают в тетрадь.

Работают у доски и в тетрадях.

Выполняют различные грамматические задания.

Затем идет коллективная проверка выполненного задания.

Выстраивают логические связи, объясняют правописание орфограмм.

Самостоятельно формулируют  вывод.

Работают с таблицей правописания безударных окончаний.

Выполняют задания по договоренности,  сверяют с образцом, контролируют, оценивают.

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельная работа в тетради.

Взаимопроверка.

Обсуждают результаты самостоятельной работы, объясняют причины возникновения ошибок, собираясь в группы по заданиям.

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в учебном  диалоге,  аргументируют  свою точку  зрения. Осуществляют рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. Тема: "Обобщение и закрепление знаний по теме "Глагол"

Тема урока: Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и  умений.Вид урока: Практическая работа, беседа.Цель урока: Сове...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в п...

Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» УМК Школа России Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Тип урока: Открытие нового знанияЦель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной)....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.Тема: «Изменение имён прилагательных по числам»

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.Тема: «Изменение имён прилагательных по числам»...