Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1а классе по теме «Звук [й'] и буква Й»
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Цель урока: организация учебной деятельности первоклассников, направленная на практическое осознание навыка переноса слов с буквой Й в середине слова.
Задачи урока:
- актуализация знания о гласных и согласных звуках и буквах, о слоге;
- усвоение правила переноса слов с буквой Й в середине слова;
- создание условия для самооценки и взаимооценки;
- создание условий для теплой дружелюбной атмосферы в классе;
- создание ситуации успеха, корректного общения;
- развитие речи, внимания, мышления: анализ, синтез;
- воспитание культуры общения.
Ход урока
1 этап (мотивация учащихся на работу)
- Прозвенел звонок, начинается урок! И сегодня у нас на уроке у нас гости из сказочного леса. Слушаем внимательно, отвечаем по поднятой руке, о ком идет речь?
Много бед таят леса,
Волк живет там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги,
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? …(ЗАЙКА)
- Правильно, и к нам сегодня в гости пришел зайка. (Вывешивается иллюстрация с изображением зайца.)
- Слушаем дальше:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса, Кто ж это?…(ЛИСА)
(Вывешивается иллюстрация с изображением лисы)
- Ребята, что общего и различного между лисой и зайцем? (Развитие интереса к окружающему миру)
- Какая лиса встречается в сказках, какой заяц?
(На доску вывешиваются слова: лиса, зайка)
- Что общего в этих словах? Какие буквы похожи?
- Ребята, у зайки беда, лиса его напугала и забрала шляпу, и он стал ЗАИКОЙ. Как вы думаете, ЗАЙКА и ЗАИКА это одно и то же слово? Кто такой заика?
Заикание – это болезнь, которую можно вылечить, но стесняться этого не нужно, люди, которые заикаются, говорят очень умные вещи. (Лингвистическая работа.)
- Какими звуками они различаются? А сколько слогов в каждом слове, одинаковое или разное количество?
- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, надо сравнить звуки [и], [й’] и научиться делить на слоги слова с этими звуками.
2 этап (актуализация знаний о согласных и гласных звуках и буквах)
- Словарная работа
- Итак, проведём небольшую разминку.
На доске написаны слова:
П…рог, пош…л, м..рко..ь, т…л..фон, т…л…визор, д…журный.
- Что вы можете сказать об этих словах? (словарные слова)
- Все ли слова вам знакомы? (Нет. Слово дежурный)
- Кто мне может сказать значение данного слова?
Дежурный – исполняющий в порядке очереди какие-нибудь служебные и общественные обязанности.
- Запишем эти слова в тетрадь, подчёркивая вставленные буквы
2. Задание ученикам к словам
- Дайте характеристику гласного звука. (Поётся, не встречает препятствие, ударным)
- Дайте характеристику согласного звука. (Встречает во рту препятствие, может быть звонким, глухим, твёрдым, мягким, парным, непарным)
- Найдите в слова, в которых по два гласных звука. (Пирог, пошёл, морковь)
- Найдите слова, в которых по четыре согласных звука. (Морковь, телефон)
- Составим и запишем предложение со словом дежурный.
Дежурный держит мел.
- Дети составляют схему данного предложения в группах. Один работает у доски. Проверяют все вместе.
- Ребята найдите в слове дежурный согласный, мягкий, звонкий звук, который не имеет себе пары. (Звук [й''])
3 этап. Работа с новым материалом.
- Работа с учебником с 35-36.
- Анишит Йокоп приготовила для нас задание. Послушайте его. (Стр. 35)
4. Работа в парах
- Найдите в Музейном Зале птицу, в названии которой есть буква Й.
- Запишите это слово в тетрадях. Посчитайте, сколько в нём слогов. (чайка, 2 слога)
- Разделим его на слоги в тетради и запишем через чёрточку чай-ка.
- Почему звук [й'] не составил отдельный слог? (согласный звук, а слог образуют только гласные звуки)
5. ФИЗМИНУТКА
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
6. Работа по делению слов на слоги
Учитель на доске пишет слова: война и воины
- Какими звуками они отличаются? (звук [й'], [и'])
- Ребята считают, сколько гласных звуков в слове война и воины.
- Делят слова на слоги: вой-на, во-и-ны.
- Почему в слове змей меньше слогов, чем в слове змеи? (Звук [й'] не образует самостоятельного слога).
- Какой буквой обозначается звук [й']? (Буква Й)
- Чтение стихотворения на с. 36 (упр.11)
- Найдите в стихотворении слова с буквой Й
(сойка, джейран, землеройка, воробей, соловей)
- Поделите эти слова на слоги:
(сой-ка, джей-ран, зем- ле - рой-ка, во-ро-бей, со-ло-вей)
- Работа самостоятельно (делят слово во-ро-бей )
- При делении слов на слоги мы с вами ещё раз убедились, что звук [й'] самостоятельно не образует слог.
7. Правила переноса
- Как же мы будем переносить слова с буквой Й?
Давайте разберем это на примере слова: землеройка.
- Как его перенести? Что сначала нам необходимо сделать?
( Поделим на слоги!) Зе-мле-рой-ка
Дети работают самостоятельно.
Взаимопроверка. Учитель на доске выставляет свой вариант.
Работа в группе. Дети рассматривают варианты переноса.
8. Физминутка для глаз
9. Работа с тетрадью для творческих самостоятельных работ (стр.23, упр.1).
Дети записывают слова, которые они образуют от слов герои, музеи, бои, караваи, злодеи, сараи, ставя их в единственное число.
Делят эти слова на слоги.
4 этап. Итог урока
- С каким звуком мы сегодня работали?
- Какой буквой он обозначается?
- Дайте характеристику этому звуку, используя звуковой столбик.
- Какое словарное слово мы изучили. Почему мы сегодня изучили это слово. (Звук [й'])
Образует ли звук [й'] самостоятельный слог и почему? ([й'] самостоятельно не образует слог., т.к. он согласный)
- Как мы будем переносит слова со звуком ([й']? ( по слогам)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....