Конспект урока по русскому языку 4 класс УМК "ПНШ" Написание ударных и безударных личных окончаний глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тип урока: урок применения предметных ЗУНов и УУД.
Цель: создание условий для применения умения определять и сравнивать спряжения глагола по его начальной форме; развитие орфографической зоркости.
Закреплять умения определять:
– специфику окончаний внутри каждого спряжения;
– спряжение глагола по его начальной форме.
Продолжать формировать представления о спряжении глагола;
– о личных окончаниях глагола;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
34_tema.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
№34 Тема: Написание ударных и безударных личных окончаний глаголов
Тип урока: урок применения предметных ЗУНов и УУД.
Цель: создание условий для применения умения определять и сравнивать спряжения глагола по его начальной форме; развитие орфографической зоркости.
Закреплять умения определять:
– специфику окончаний внутри каждого спряжения;
– спряжение глагола по его начальной форме.
Продолжать формировать представления о спряжении глагола;
– о личных окончаниях глагола;
Регулятивные УУД:- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками при изучении того, что существительные склоняются, глаголы спрягаются; при определении вида орфограммы, сравнении личных окончаний глаголов, принадлежащих к разным спряжениям; работе с толковым, обратным, словообразовательным, орфоэпическим словарями; - прогнозирование и составление алгоритма решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками при изучении того, что существительные склоняются, глаголы спрягаются; при определении вида орфограммы, сравнении личных окончаний глаголов, принадлежащих к разным спряжениям; работе со словарями;
Познавательные УУД. Общеучебные УУД:- знаково – символическое моделирование при выделении приставок и суффиксов глаголов, обращении к условным знакам учебника, словаря и тетради; - поиск и выделение необходимой информации при работе с толковым, обратным, словообразовательным, орфоэпическим словарями; с инструкциями и таблицами; - умение структурировать знания при изучении правил русского языка, что гласные в личных окончаниях глаголов под ударением и без ударения пишутся одинаково; что глаголы, образованные от других глаголов с помощью приставки, всегда сохраняют спряжение «глаголов-родителей; об общих закономерностях, связывающих глагол со словами других частей речи:могут быть разные наборы окончаний (разные склонения в одном случае и разные спряжения в другом); и там и здесь окончания могут быть ударными и безударными
Логические УУД:- анализ, синтез, сравнение, классификация при определении спряжений глаголов; вида орфограммы, какой частью речи выражены однородные дополнения; сравнении личных окончаний глаголов, принадлежащих к разным спряжениям; объяснении написания глагольных окончаний;
Коммуникативные УУД. - осознанное построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками (принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при работе с толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями; обсуждении различных орфограмм (в группах).
Методы и приемы организации деятельности учащихся: проблемно-репродуктивный метод; беседа, самостоятельная работа с учебником.
Пособия для урока: учебник «Русский язык», ч. 1, Тетрадь для самостоятельной работы № 1.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Оргмомент (1 мин). Цель: организовать направленное внимание на начало урока. | Проверка готовности к уроку. Приветствие. | Проверка готовности к уроку. Приветствие. Запись числа и классной работы. | Личностные: понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место. |
Определение темы и цели урока. (1-3 мин). Цель: сформулировать представление о том, что нового узнают на уроке и чему научатся | Помощь учащимся в определении темы, цели урока. Составлении плана действий. | Формулирование темы, цели урока, высказывают предположения о содержании урока, исходя из содержания параграфа. | Личностные: устанавливают связи между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы при сравнении личных окончаний глаголов, принадлежащих к разным спряжениям. Регулятивные: определяют тему и цель урока, волевая саморегуляция в условиях затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений. |
Актуализация знаний () Цель: повторить понятия, правила, алгоритм или способ использования алгоритма. | Упражнение 58. Это упражнение рассчитано на самостоятельное выполнение. Тем не менее несколько слов требуют коллективного обсуждения, предваряющего письменную работу. Речь идет о словах с[и]д[и]ной, рукавиц(е/о)й, л[и]д[и]ной. К первому слову дети смогут самостоятельно найти два проверочных слова: сЕденькийи седЕть. Однако нужно обратить особое внимание на написание этого слова, так как без этого (как мы убедились на практике) многие сделают ошибки. При рассмотрении второго слова нужно напомнить детям о правиле написания окончаний слов разных частей речи после Ц: - в безударной позиции пишется е, под ударением – о. В случае с третьим словом надо сказать детям, что в прилагательном лед/ян/ой– суффикс «-ян-», и показать, как образовано это прилагательное (от основы существительного «лед» с помощью суффикса «-ян-»): лёд/ + ян + …= ледяной. Обращаем внимание детей на суффикс, с которым они не знакомы, подчеркнуть в нем букву Я. Дети должны знать, как пишутся прилагательные с этим суффиксом, можем предложить им образовать с его помощью прилагательные от основ существительных (на выбор): трава, вода, земля, соль, шерсть, жесть, нефть, торф. Трав/ + ян + … = трав/ян/ой; соль/ + ян + … = соляной. Пусть школьники подумают над значением суффикса «-ян-»: «Шерстяной костюм – это какой костюм? Какое отношение он имеет к шерсти?» (он связан или сшит из шерсти.) «Земляная насыпь – почему называется земляной?» (она из земли.) «Травяной настой – почему называют травяным?» (делается из травы.) какое же значение у суффикса «-ян-»? Этот суффикс в прилагательном показывает, что оно обозначает то, из чего сделано или из чего состоит, то есть вещество или материал, о котором говорится в основе исходного существительного. Работа со словообразовательным словарем (использование интерактивного учебника, проекция на экран). Задание по словообразованию предполагает, что дети догадаются о двух шагах при образовании слова льдинка: а) само слово льдинка образовано от основы слова льдина: льдин/ + к + … = льдинка; б) но слово льдина было образовано, в свою очередь, от основы слова лёд: лёд/ + ин + … = льдина. Таким образом, дети должны восстановить последовательность: 1) лёд/ + ин + … = льдина; 2) льдин/ + к + … = льдинка. При образовании слова льдина от основы слова лёд имело место чередование звука [о] c нулевым звуком: [о]/[-]. | Коллективное обсуждение. Думают над значением суффикса «-ян-». Самостоятельное выполнение. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу. Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной письменной речи с учетом учебной ситуации; сотрудничают в совместном решении проблемы. |
Физпауза. Цель: смена вида деятельности, снятие напряжения. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | ||
Применение и закрепление теоретических положений в условиях выполнения упражнений (13-15 мин). Цель: сформировать учебные действия по использованию алгоритмов, правил. | Упражнения 59–60. Оба эти упражнения нацелены на повышение орфоэпической культуры школьников: они учат правильному произношению глаголов в форме прошедшего времени. Учебник знакомит детей с общей закономерностью произношения глаголов прошедшего времени: «в формах ж.р. ударение падает на окончание, а во всех остальных – на основу». Эта закономерность закрепляется с помощью таблицы и с помощью орфоэпического словаря («Произноси правильно»). Если на начальном этапе (в упражнении 59) сама рифма в стихотворных отрывках подсказывает детям, как правильно поставить ударение в глаголах прошедшего времени, то на втором этапе (после знакомства с закономерностью) школьники должны в достаточно большом связном тексте сами правильно поставить ударение в глаголах прошедшего времени. | Упр. 59. Устно разобрать задание. Рассмотреть таблицу на с.81. Упр. 60 – письменно. Выполнить в соответствии с заданием (списать, поставить ударение в выделенных словах). | Личностные: осознают свои возможности, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: общеучебные – проявляют познавательную инициативу, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы. Регулятивные: определяют план выполнения работы; соотносят выполненное задание с образцом. Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной письменной речи с учетом учебной ситуации; сотрудничают в совместном решении проблемы. |
Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок. Цель: сформировать личную ответственность за результаты коллективной деятельности. | - Что сегодня на уроке повторили? - Справились ли с поставленной целью и задачами урока? - Где мы можем применить знания о спряжении глагола? Рефлексия настроения: Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Как итог, я хотела бы, чтобы вы закончили его продолжив предложения: - Сегодня я доволен работой, так как… - Не совсем доволен, потому что… - Не доволен своей работой, ведь я … Выставление оценок. | Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учеб.деятельности; самооценка на основе критерия успешности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы. Коммуникативные: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
Домашнее задание. | тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 40 (с.39). | Запись домашнего задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....
Конспект урока по русскому языку в 4 кл "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
Школа 2100Цель: закрепить умение выбирать способ определения спряжения глаголаЗадачи: Образовательные: отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов...
Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".
Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...
Личностно-ориентированный урок в 4-м классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения" с использованием технологии индивидуализации обучения
Знакомство с глаголами-исключениями, формирование умения выбирать способ определения спряжения глагола....
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Цель: формирование умения писать безударные личные окончания глаголов на основе формулирования правила и построения алгоритмаЗадачи: вывести алгоритм для определения гласной в безуда...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...