Урок по русскому языку в 1 классе по теме "Ударные и безударные гласные звуки"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Чурюкина Галина Сергеевна

Урок по русскому языку в 1 классе по теме "Ударные и безударные гласные звуки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»

Урок русского языка в 1 Б классе

по теме

«Ударные и безударные

гласные звуки»

Провела: Чурюкина

Галина Сергеевна

Курск - 2016 г.

Цели:

- формировать умения находить безударные гласные звуки и подбирать к ним проверочные слова;

- развивать устной и письменной речи учащихся;

- развитие внимания, монологической и диалогической речи учащихся, фонематического слуха.

Задачи:

1. Предметные:

  • организация деятельности по упражнению в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения;
  • развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;
  • развитие навыков оценки и взаимооценки правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения, навыков самоанализа и взаимоанализа успешности участия в диалоге.

2. Метапредметные:

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; учителем.

  • ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные':

  • освоение способов работы с учебной книгой;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному

признаку, так и самостоятельно);

Коммуникативные'.

  • освоение и активное использование речевых средств для решения задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли,
  • инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Планируемые результаты:

Предметные: умение видеть орфограмму в слове, проверять её; записывать правильно слова с одной или двумя безударными гласными

Личностные: проявляют интерес к изучению особенностей русского языка, позитивно относятся к процессу письма;

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

Познавательные: уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обработка информации, установление аналогий. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности

Долгожданный дан звонок

Начинается урок – русского языка.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все на месте, все ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- Поделились своими улыбками. И в хорошем настроении начнем урок.

II. Чистописание.

  1. Отгадайте загадку.

Я раскрываю почки

В зеленые листочки. 

Деревья одеваю, 

Посевы поливаю,

Движения полна

Зовут меня… (весна). 

- Сколько слогов в слове «весна»? (2)

- Какой слог ударный? (2-й)

- Какой слог называют ударным?

- Какая гласная буква пишется в безударном слоге? (е)

Пропишем:

- Когда пишем заглавную букву?

2) Звуко-буквенный анализ слова «весна»

 Весн`а [в, исна] – 2 слога, 5 б., 5 зв.

- Дайте характеристику 1-го звука.

- Почему в 1-м слоге слышим звук [и], а пишем букву е? (1-й слог – безударный, безударный гласный звук в слове надо проверять)

III.Постановка темы и цели урока.

- Что же мы будем учиться делать на уроке сегодня? (Будем учиться писать слова с безударным гласным звуком в слове, оценивать свою работу).

Чтение темы «Ударные и безударные гласные звуки»

Рефлексия:

Если вы также рассуждали, нарисуйте на полях кружок

Если в чем-то сомневались

Если допустили ошибки

IV. Работа со словарными словами

- Дети, а можно как-то проверить, какой буквой обозначать безударный гласный звук? (Надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным)

- Как же проверить в слове «весна», какую букву надо писать в 1-м слоге? (весна – вёсны)

 - А если мы не можем подобрать проверочное слово? (Это словарные слова)

Отгадайте загадки, напишите отгадки.(Один ученик у доски)

*Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (медведь)

*Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной –

И стоит среди травы – уши больше головы. (заяц)

*Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло – спать летит в дупло. (сова)

*Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полям шныряет,

Крошки собирает.

*Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный, крикун неугомонный. (петух)

Проверка написанных слов (взаимопроверка – обмен тетрадями)

Рефлексия:

без ошибок 

1 ошибка

2 ошибки и более

V. Работа по развитию речи

Объясните значение выражений:

- ходить петухом (с гордым, важным видом, показать);

- встать до первых петухов (встать очень рано)

- Устно придумайте предложение с любым словарным словом.

- Что общего у записанных слов? (что объединяет слова?)

- На какие группы можно разделить слова? (двусложные, трехсложные, словарные и не словарные)

- Что значит словарное слово?

- Какое слово лишнее? (сова)

- Почему? (безударный гласный можно проверить)

сов`а - с`овы

сов`а – это какое слово? (проверяемое)

с`овы - это какое слово? (проверочное)

- Как же проверить, какую гласную букву надо писать в безударном слоге? (Надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным)

VI. Физкультминутка

VII. Работа с учебником

Упражнение 8 страница 67

- Прочитаем задание

1 пара слов: к`осы - кос`а

1-е слово проверочное, 2-е слово проверяемое

Запишем 2 пары слов

В 1-й столбик проверочное, во 2-й – проверяемое

г`оры - гор`а

шкаф - шкаф`ы

св`ечи - свеч`а

Рефлексия:

без ошибок 

1 ошибка

2 ошибки и более

VIII. Отработка умения проверять безударный звук в слове

Чтение скороговорки

На дв.ре тр.ва,

На тр.ве др.ва.

Не руби др.ва

На тр.ве дв.ра

- Какие буквы надо вставить? (сигналы)

Чтение скороговорки быстро.

- А когда начинает появляться трава? (весной)

- А то еще бывает весной? (прилетают птицы, у них появляются птенцы)

IX. Работа над предложением

В гнезд`е  грач`а  пищ`ат  птенц`ы.

- Какая еще орфограмма? (ща).

- Найти основу.

Весна прекрасное время года.

- Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)

Рефлексия

X. Работа по развитию речи

1) – Говорят, три дела есть у весны, три завета

1 завет. Тьму зимнюю одолеть –

                    С этим март справляется за 31 день

2 завет. Снег согнать, землю разбудить и отогреть – это дело апреля.

                    Тридцать дней апрель землю греет, из ручьев водой отпаивает.

3 завет. Третий долг – теплую землю всю в зелень убрать – достается маю. Он  делает это за 31 день.

Март – 31 день

Апрель – 30 дней

Май – 31 день

- Что бы вы хотели спросить?

- Отгадайте загадку, о каком месяце идет речь?

Четвертый месяц как шагнет,

Так с треском лопается лед. (апрель)

- Я думаю, что неправильно составлена загадка, ведь у весны 3 месяца. (апрель – 4- й месяц с начала года)

2) Работа над пословицами

Народ с давних пор любил это время года, многие поэты посвятили весне свои произведения, мы будем с ними знакомиться на уроках литературного чтения, а народ сложил пословицы.

- Какие пословицы о весне вы знаете? (Красна весна цветами, а осень – плодами. Апрель с водой, май с травой)

- Я тоже вспомнила пословицу, но не могу составить ее, давайте вместе попробуем.

В.да  на лугу – сено в ст.гу.

- Что такое стог?

- Если мы не знаем значения слова, что делать? (спросить у взрослых, обратиться к словарю) 

Чтение по словарю.

Рефлексия

  1. Чтение пары слов

Весна, весенний

- Что объединяет эти слова? (близки по смыслу, есть общая часть)

- Как называются такие слова?  (однокоренные, родственные)

-Будем становиться взрослее и будем узнавать новое, в частности мы узнаем как пишутся корни в однокоренных словах.

XI. Игра (работа в парах)

- Поиграем «Чей ряд быстрее» (каждый ряд получает карточку со словами). Вы по очереди в паре вписываете пропущенную букву в одном слове и передаете карточку дальше (определите, кто будет писать).

- Чей ряд закончит быстрее, тот победил.

- Что объединяет все эти слова? (они проверяемые)

- Как же проверить какую букву надо вставить? (Надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным)

- Мы будем и дальше отрабатывать умения писать и проверять слова с безударным гласным звуком.

XII. Рефлексия

- Кто работал засучив рукава в полную силу

- Кто работал, но мог и лучше

- Кто считает, что работал слабовато

- Что образуют эти цвета? (светофор) 

- Для чего он нужен?

Молодцы, спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Разработка урока по русскому языку с презентацией по теме:"Правописание безударных гласных звуков в корне слова. Закрепление."

Урок соответствует ФГОС. Разработан для 2 класса по системе "Школа России", по учебнику "Русский язык".В.П. Канакиной. Цели:обобщить знания детей о правописании безударных гла...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...

Русский язык 2 класс "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе на тему "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"(Морское путешествие)...

Русский язык 2 класс "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне" (сигнальные карточки)

Учитель называет слова, дети определяют безударный гласный в корне слова, показывают его сигнальной карточкой, доказывая свой выбор...