статья "Урок развития речи в начальной школе и воспитание истинного патриотизма".
статья по теме

Громова Наталья Александровна

Сейчас по всем действующим программам начальной школы отдельный урок развития речи не предусматривается. На уроках русского языка обычно изучаются элементы лексикологии, синтаксиса; дети учатся писать изложения и сочинения (в основном, повествование), но работа эта, на мой взгляд, достаточно фрагментарна и объем ее невысок, в результате чего добиться у большинства учащихся высокого результата не удается.

С 2004 года у нас в Прогимназии в экспериментальном порядке ведутся уроки развития речи по программе Г.И.Банщиковой (1 час в неделю) На этих уроках мы имеем возможность более подробно поговорить и о порядке слов в предложении, и о логическом ударении, и о важных по смыслу словах и их месте в предложении в устной и в письменной речи, систематически расширять и углублять словарный запас детей, постепенно и более часто учиться писать сочинения разного вида (в том числе, рассуждение, с которым по все другим программам предусматривается только ознакомление; обычно дети в начальной школе пишут всего 1-2 подобных сочинения). При введении специальных уроков развития речи учащиеся пишут сочинения постоянно (и дома, и в школе); такая работа по развитию связной речи проводится не только при изучении тем “сочинение-повествование”, “сочинение-рассуждение” и “сочинение-описание”, но и при изучении лексики (“синонимы”, “антонимы”, “многозначные слова”, “омонимы”), и при изучении предложения. Общее количество сочинений, написанных учащимися при изучении данного курса, в десятки раз больше, чем раньше. И результат получается более высокий.

В качестве примера приведу работу на одном из уроков по теме “Синонимы” во 2 классе. Он посвящен изучению синонимов “Родина”, “Отечество” и “Отчизна” (и, конечно, в комплексе с ним и развитию связной речи). Задание на дом такое: написать сочинение на темы “Что я представляю, когда слышу слово “Родина” или “С чего начинается родина?” (на выбор). Эти названия тесно связаны со стихотворениями, изучающимися на данном уроке.

Сначала учащиеся сами пробуют определить и значение слов “Родина” и “Отечество”, и их происхождение, и делают это довольно точно. Сложнее со словом “Отчизна”, но и оно определяется детьми как произошедшее от слова “отче”, которое некоторые знают, и делается вывод, что все три слова – синонимы, только “Отчизна” - слово более редко употребляемое, более торжественное, чем слово “Родина”.

Затем проводится работа с известным текстом К.Паустовского, из которого хорошо видна связь однокоренных слов с корнем –род; списываем текст и выделяем корень в родственных словах. Далее находим в тексте синонимы: это слова “льется” и “течет”, причем акцент делается на разведении понятий “однокоренные слова” и “синонимы”.

Затем мы читаем три стихотворения о Родине (З.Александровой, В.Степанова и М.Пляцковского), проводим небольшую словарную работу (переносный смысл выражения “березка-скромница”).

Материал стихотворений дает также прекрасную возможность обратить внимание детей на визуальный или аудиальный характер изображения природы разными авторами (в стихотворении М.Пляцковского много слов, связанных со звуками: “слышишь песенку ручья”, “слышишь голос соловья”, “звон дождей и шум ветвей”, а у З.Александровой и В.Степанова, наоборот, все слова обращены к зрительному воображению: “старый дом”, “толстый тополь”, “ромашковый бугор”, “степь, от маков красная”, “золотая целина”, “солнце в небе голубом”, “золотистый хлеб”). Такая работа увлекает детей, она для них в новинку, и, может быть, впервые они задумаются над тем, как интересно устроен наш язык, позволяющий с помощью слова и видеть, и слышать, и чувствовать запахи.

Представленные ниже сочинения написали дома ученики 2 класса. Можно смело утверждать, что как устная, так и письменная речь детей наиболее интенсивно развивается тогда, когда тема, предложенная для высказываний и сочинений, близка детям, и им действительно хочется поделиться чем-то своим, важным для них. Хотя эти сочинения и были написаны дома, в преимущественной степени это делалось самостоятельно; помощь родителей, на мой взгляд, была минимальной. Это было видно и по высказываниям детей на уроке, когда они охотно говорили о своей семье, друзьях, родной природе, и по отдельным шероховатостям стиля в письменных работах, и из сопоставления уровня сочинений конкретных детей и их уровня развития устной речи. (Сочинения, где с большим пафосом говорится об огромных просторах, полезных ископаемых и великих подвигах, специально здесь не представлены именно потому, что, скорее всего, не могут быть продуктом истинно детского творчества).

На уроке у детей возникли интересные вопросы, что может служить достоверным показателем вовлеченности учеников в тему. Например, что является родиной, если человек родился не в России, а в другой стране; может ли быть у человека две родины; является ли слово “держава” синонимом к слову “родина”; какую страну считать Родиной, если дедушка белорус, мама родилась на Украине, а ребенок – в России. Каждый из этих вопросов мы обсудили, привели примеры, и дети с интересом слушали учителя и друг друга.

Сейчас в обществе ведется дискуссия о том, каким образом школа должна прививать юным гражданам любовь к родине. Среди других есть и предложение включить в учебный план специальный урок патриотизма, где, начиная с начальных классов, следует изучать с детьми символы государства, биографии президентов, историю патриотических войн и так далее. Я считаю, что эффекта от такой идеи для воспитания патриотизма не будет, так как дети очень чувствительны к фальши взрослых. Формальное изучение вещей, конечно, важных, но не воспитывающих истинную любовь к родине, скрытый призыв к резонерству могут принести больше вреда, чем пользы.

Настоящий патриотизм воспитывается не на специальном отдельном уроке, а тогда, когда тема любого урока (в данном случае это был урок развития речи), вызывает у детей яркий отклик и большое желание высказаться, а говорят они в возрасте 8 лет обычно искренне, заражая друг друга своим чувством радости, любви и даже гордости. И все это, заметьте, без малейшего нажима со стороны взрослого, поддерживающего любые детские высказывания (в том числе, и про толстого кота, который для ребенка тоже является частичкой родины, и в этом есть своя правда!)

Когда в начале следующего урока желающие читали свои домашние сочинения, дети внимательнее, чем обычно, слушали друг друга, а когда им особенно нравилось чье-то сочинение, они, не сговариваясь, начинали аплодировать (без стимулирования учителем). Примечательно, что и учителю больше нравились именно эти сочинения, хотя он одобрял все работы, из чего следует, что дети уже в этом возрасте проявляют задатки литературного вкуса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.

В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....

Урок развития речи в начальной школе. Обучающее изложение.

Урок развития речи( обучающее изложение) с презентацией для учащихся 2-3 классов.Презентацию можно скачать здесь:http://vk.com/doc151161108_155516198?hash=f86fa45eb077a8669c&dl=524cf1f777048f423...

Урок развития речи (УМК «Начальная школа XXI века, 3 класс) «Сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень». Подготовила Асейкина Л.В.

      Развитие речи-одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Эффективным средством является изобразительное искусство. Рассматривание картин, беседа ...

Статья "Развитие речи учащихся начальной школы".

В статье выделены 3 линии в развитии речи, направления в словарной работе, описаны группы упражнений, умения, относящиеся к связной речи, общие задачи учителя и требования к речи учащихся. В практичес...

Статья "Литературный портрет как элемент развития речи учеников начальной школы"

Цель эксперимента - выявить уровень восприятия детьми,узнать об умении детей видеть особенности внешности другого человека, с целью выявления его характера, социального уровня, каких-то душевных качес...

Использование технологии творческих мастерских на уроках развития речи в начальной школе

Творческая мастерская позволяет решать проблемы современного образования. В работе уделяю большое внимание развитию устной и письменной речи учащихся. Работу по подготовке к написанию сочинения часто ...

Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.

Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....