конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме "Письмо строчной и заглавной буквы Ж,ж"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

цель урока: способствовать формированию  в памяти образа буквы Ж, научить писать заглавную и строчную буквы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.yaz_._1_kl._pismo_bukvy_zh.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Письмо строчной и заглавной буквы Ж, ж"

Урок русского языка, 1 класс

Учитель: Самойлова Т.И.

Цели деятельности педагога: способствовать формированию в памяти образа буквы Ж, ж, научить писать заглавную и строчную букву, соотносить печатные и письменные буквы Ж, ж; создать условия для развития речи, фонематического слуха, памяти.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают правила выполнения звукового анализа слов; умеют проводить поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Ж, ж, написание букв; различают парные и непарные согласные по звонкости – глухости, мягкости – твердости; получат возможность научиться писать заглавную и строчную букву Ж, ж.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; усвоение смыслоразличительных функций твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих; применение правила написания гласных после шипящих в буквосочетании -жи-; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов с изученными звуками.

Регулятивные: умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: умеют включаться в совместную работу по сопоставлению языковых объектов; владеть монологической и диалогической формой речи; излагать мысли точно, ясно и просто; соблюдать орфоэпические нормы произнесения слов.

Личностные : сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; имеют адекватную позитивную самооценку; считаются с мнением другого человека; выполняют основные правила гигиены чтения и письма.

Оборудование: интерактивная доска, алфавит, игрушка, наборы фишек для обозначения звукового состава слова, прописи,

Ход урока

Цел

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент.

Мотивация

- Ребята, я сегодня ни одна пришла, со мной захотел прийти зайчонок, он очень просился. Я не могла ему отказать. Его зовут Степашка. Он сейчас со мной, только очень боится и стесняется. Если вы не будете шуметь и пугать его, он появится.

(появляется зайчонок Степашка)

Степашка: - Здравствуйте, ребята! А у вас какой урок?

Степашка: А что это такое, письмо? Что вы делаете на письме?

- А можно я с вами останусь, я тоже хочу учиться писать

буквы.

Письмо .

- На уроке письма учимся писать буквы, слова и предложения.

- Да.

Самооценка готовности к уроку. Учебно-поз-навательный интерес к данному уроку.

Актуализация знаний

- Вот и прекрасно. Вот вам первое задание «Поломанные буквы»

- Я когда готовилась к уроку,  выписала все изученные буквы. Вдруг открылось окно, налетел ветер, рассыпал буквы, и они сломались. Почините буковки. Те буквы, которые у вас получились, запишите маркером на листе с заданием.

- Какая возникла проблема, что было трудно?

Дети самостоятельно выполняют задание. Для проверки вывешиваем листы на доску.

- Остались лишние элементы. Можно составить букву Ж, но мы её ещё не учили.

Регулятивные – целепологание(постановка учебной задачи)

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Постановка вопросов.

Познавательные – логические

Постановка задач урока

- Вы догадались, какая сегодня тема урока?

Степашка: Я! Я догадался!

Слайд 1, 2 зачитываю стих-е, голосом выделяя ж, предлагаю детям составить звуковую модель слова жук

Слайд 3 – проговариваем хором чистоговорки

- Давайте немного отдохнем и отгадаем загадки

Слайд 4

Письмо заглавной и строчной буквы ж

Дети работают у доски с цветными магнитами.

Дети повторяют текст за учителем

Познавательные – самостоятельное выделение –

формулирование познавательной цели

Изучение нового материала.

А) Работа с таблицей

– Сегодня на уроке научимся писать и соединять с другими буквами прописную и строчную букву Ж, ж.

Степашка: - Ребята, а меня научите писать эту букву

-  Давайте поможем ему научиться писать букву, что для этого надо сделать?

 - Рассмотрите таблицу и скажите Степашке: похожи ли печатная и письменная буквы Ж, ж и есть ли у них разные элементы в написании?

- Сначала надо сравнить письменную и печатную буквы

Работа с демонстрационной таблицей.

Дети находят сходство: - у печатных и письменных букв «ж» есть вертикальная палочка, идущая сверху вниз.

Находят различия – у заглавной и письменной буквы «Ж» справа и слева полуовал, а у печатной «Ж» этот полуовал отсутствует, вместо него справа и слева такой же элемент, как у буквы «К»

–письменную букву пишем с наклоном, а печатную без наклона

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний

Определение границ знания и незнания

Б) Работа с образцом заглавной буквы Ж.

- Что будем делать дальше?

-  Молодцы! А может быть, кто-нибудь попробует рассказать Степашке, как написать букву Ж? Кто подскажет?

 (Буква Ж состоит из трех элементов: двух полуовалов и наклонной палочки. Заглавную букву Ж начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, доводим до середины вспомогательной строки, закругляем вниз влево, пишем полуовал. Затем пишем присоединительный элемент от середины полуовала вправо вверх до середины вспомогательной строки, затем пишем длинную наклонную палочку и начинаем писать второй присоединительный элемент от нижней точки наклонной линии вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Третий элемент – правый полуовал – начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки, ведем руку вверх влево, доходим до нижней линии рабочей строки, ведем вниз, закругляем вправо, пишем полуовал.)

 - Рассмотрим образец в прописи. У нас есть помощники: точка и стрелочка. Они нам показывают направление движения руки при написании буквы Ж.

По желанию кто-нибудь из учеников проговаривает написание заглавной буквы Ж

Регулятивные – контроль, оценка. Выделение осознание того, что уже известно и что подлежит ещё усвоению.

- А что ещё надо сделать прежде, чем начнём писать?

Дети: - Правильно сесть за партой. Положить тетрадь с правильным наклоном. Правильно взять ручку.

Степашка: - Я понял! Давайте теперь вместе писать!

(Письмо буквы в воздухе; затем в прописи)

Учитель проходит по рядам, подмечает типичные ошибки. Выписывает на доску.

 - Посмотрите, что сделал Степашка, всё ли он правильно написал?

Учитель отмечает детей, которые лучше справились с работой.

- Давайте подскажем Степашке, что надо делать, чтобы писать правильно, поделитесь своим секретом.

Физминутка

Зайка серенький сидит и ушами шевелит

Вот так, вот так и ушами шевелит.

Заинька замерз сидеть - надо лапоньки погреть,

Вот так, вот так - надо лапоньки погреть.

Заинька устал стоять - надо зайке поскакать,

вот так, вот так - надо зайке поскакать.

Зайку кто-то напугал, зайка – прыг, и ускакал!

 - Правильно сесть за партой. Положить тетрадь с правильным наклоном. Правильно взять ручку.

 (Письмо буквы в воздухе; затем в прописи)

 (разбор, исправление ошибок)

- Надо написать одну букву, если получилось хорошо - писать дальше. А если что–то не получилось, сравнить с образцом: чем отличается и дальше постараться написать правильно

Формирование и развитие познавательной деятельности по анализу и алгоритму написания буквы

В) Работа с образцом строчной буквы ж.

– Рассмотрите образец строчной буквы ж. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?

 - Опишите направление движения руки при написании буквы ж.

– Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–3-й строчках.

(Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

 - Строчная буква ж отличается от заглавной буквы Ж только размером.

Строчную букву ж начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх вправо, доводим до верхней линии, закругляем вниз влево, пишем полуовал. Затем пишем присоединительный элемент от середины полуовала вправо вверх до верхней линии рабочей строки. Затем пишем наклонную палочку и начинаем писать второй присоединительный элемент от нижней точки наклонной линии вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Третий элемент – правый полуовал – начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведем руку вверх влево, доходим до верхней линии, ведем вниз, закругляем вправо, пишем полуовал.)

Умение работать по алгоритму

Г)  Упражнение в письме соединений.

 - В стране Жужжандия жил – был звук ж. Жужжал, жужжал звук ж, скучно ему стало. С кем бы подружиться?

– Прочитайте слоги в слоговой таблице. С какими гласными буква ж дружит?

- Что вы заметили, с какими буквами буква ж не дружит?

 - Вы уже знаете, что звук ж всегда твёрдый, но по правилам русского языка после буквы ж не пишутся буквы ы и э, а пишутся буквы и, е

 - С буквами ы, е нет слогов.

В букваре читают слова, делают вывод, что ж всегда твёрдый согласный

Работа в прописях – написание слогов.

Самостоятельное создание проблем творческого и поискового характера.

Первичное закрепление

Отработка  навыка чтения

Слайд 5 – попробуйте собрать  развалившиеся слова

Слайд 6 – замените букву, чтобы получилось новое слово

Слайд 7 – попробуйте найти слово в слове

Дети читают слоги, соединяют их в слово

Работа с предложением

Слайд 8 – собери слова

Дети читают слова, соединяют стрелкой на доске и получают предложения.

Закрепление пройденного

Слайд 9 –по первым буквам названий этих предметов вам необходимо составить имена людей

С помощью разрезной азбуки дети составляют имена Жанна, Женя.

Подведение итогов.

Степашке очень понравилось, как вы работали.

Он теперь запомнил,  что звук Ж – согласный, всегда твёрдый.

Он приобрёл сегодня много друзей.

Самостоятельное создание проблем творческого и поискового характера.

Рефлексия

Но прежде чем вы расстанетесь, вспомните, что сегодня мы делали на уроке и закончите за мной высказывание:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

--  Было трудно…

- Теперь я могу…

Учащиеся отвечают.

Дети высказывают своё мнение

Коммуникативные –  с достаточной полнотой выражают свои мысли

Познавательные – рефлексия

Личностные –

оценивают усвоение содержания

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу».

УМК  «Школа  России»           Предмет:  «Русский язык»Класс:  первыйТема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч...

Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу». Презентация

УМК  «Школа  России»   Предмет:  «Русский язык»Класс:  первыйТема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу».Цели: повторить с учащим...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Заглавная буква в собственных именах существительных"

Тема: «Заглавная буква в собственных именах существительных».Основные цели:1.     Тренировать навык написания собственных имен существительных с заглавной буквы.2....

Конспект урока по русскому языку (1 класс) "Строчная буква р"

Формирования умения писать заглавную и строчную буквы Р, р....

Конспект урока по русскому языку 1 класс. Письмо слов, предложений с изученными буквами

Цели урока:-закрепить умения писать слова и предложения с изученными буквами;-развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, внимание, письменную речь;-воспитывать доброту, чувства ...

Конспект урока по русскому языку 1 классе на тему "Строчная буква ф"

Письмо строчной буквы ф    Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Свой урок я старалась построить в соответствии с требованиями ФГОС. Я тщательно про...

Конспект урока по русскому языку 1 класс. Тема: Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б». Программа: перспектива.

Цели:Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими буквами....