Конспект урока на тему: «Правописание ЖИ- ШИ». 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Правописание ЖИ- ШИ».
Класс: 1 «А»
Учитель: Жильцова Н.И.
Тип урока: изучение нового материала ;
Цель: уточнить представления учащихся о звуках Ж, Ш как твердых, развить умение правильно писать ЖИ, ШИ
Планируемые результаты
предметные: -уточнить знания о написании слов в сочетаниях жи-ши;
-соотносить произношение ударных гласных в сочетании жи-ши и их обозначение буквами;
-подбирать примеры слов с таким сочетанием;
-применять правило при написании слов с данным буквосочетанием.
- личностные: - проявлять интерес к новым знаниям; - выполнять правила поведения ученика на уроке; - выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности
Оборудование: компьютер, проектор, русский язык : 1 класс: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
№ | Этап урока Метод и приемы | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный Словесный | - Здравствуйте, ребята. - Сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие в волшебный сказочный мир, в котором живут звуки и буквы. Вы согласны? - В пути вы должны быть очень внимательными, помогать и поддерживать друг друга. И раз мы с вами договорились отправиться в сказку, то начнём урок именно с неё. -Жили – были в одном далёком селении счастливые люди. Они умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто. Они протягивали друг другу руки. Их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная искорка, маленькое солнышко. Такое маленькое, что оно не обжигало, а согревало ладони и вспыхивало яркими искорками в глазах людей. Давайте протянем друг другу ладони, посмотрим в глаза друзей, улыбнёмся и почувствуем тепло наших рук. Сохраните его. - Какое у вас стало настроение? - Я очень рада! - Потрите ладошки друг о друга, почувствуйте тепло, удобной вам рукой закройте глаза и произнесите вслух: «Мои глаза внимательно смотрят» - Дотроньтесь до ушка и скажите: «Мои уши внимательно слушают» - А теперь коснитесь головы и произнесите: «Моя голова очень хорошо думает» - Молодцы! Теперь я уверена, что вы справитесь с любым заданием! | Эмоционально настраиваться на работу. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Осознание необходимости рабочего настроя на уроке. |
2. | Актуализация знаний. Этап повторение. Словесный Приём закрепления и сравнения. Фронтальный опрос. Учебный диалог. Минутка чистописания Звуко- буквенный анализ слова лето | -Ребята! Сегодня мы отправимся на сказочный остров, где происходят чудеса, волшебство. За окнами у нас зима, а мы отправимся на сказочный остров, где присутствует другое время года, а что это за время года, мы узнаем, разгадав этот кроссворд: -Кто зимой холодной Бродит в лесу Злой, голодный? (волк) -Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет Сушит на зиму грибы? (белка) -Глазищи, усищи, хвостище, А моется всех чище? (кот) -Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. Две медали на груди, Лучше в дом не заходи. (собака). -Какие из них домашние животные, какие дикие? Почему? -На какой вопрос отвечают все эти слова? (кто?) -Значит они одушевленные или неодушевленные? -В каком слове все согласные буквы глухие? (кот) -В каких словах все гласные обозначают твёрдость согласных звуков?(волк,кот,собака) -Найдите слова, в которых присутствует звук о(волк, кот) -В каком слове 3 слога? (собака) -А как узнать сколько в слове слогов?( сколько гласных и произнести) -Теперь скажите , какое же слово получилось в выделенных клетках? (ответ: лето) -Правильно, лето! -Выделите первый звук в слове лето. (ль) -дадим ему характеристику (согл., зв., мягкий) -какой буквой обозначается этот звук? На доске: Лл Лл Лл -Напишите до конца строки букву эль заглавную и строчную, соблюдая расстояние между буквами. Л(л) е(э) т(т) о(а) – 4б., 4зв., 2гл., 2 согл., 2 слога -Ну, вот мы в сказочной словарной стране! А вот и волшебный сад, который надо миновать, чтобы попасть на сказочный остров. На яблоне- на волшебных яблочках растут гласные буквы : о, а, и ,е. -Здесь зашифрованы словарные слова, нужно правильно срывать волшебные яблоки. С…ница, в..р..бей, М..сква, м..роз, п..ртфель. -Кто пойдет сорвать первое яблоко? (выходят и прикрепляют). -Запишите три любых слова себе в тетрадь по памяти. -Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слов. -Молодцы! -Ну, вот и сказочный остров! Посмотрите, что за слова растут на этом острове. (ужи, ежи, живот, шило, машина, тишина). Что общего во всех словах? (правописание ЖИ- ШИ) | Воспринимать информацию, сообщаемую учителем. Поддерживать учебный диалог Отгадывать загадки Поддерживать учебный диалог Находить слова, в которых присутствует звук о. Характеризовать первый звук в слове лето Записывать в тетрадь заглавную и строчную буквы Работать у доски Работать в тетради Находить общее | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию П: строить речевые высказывания в устной форме. Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. |
3. 4. 5. | Постановка учебной задачи и ее решение Метод: создание проблемной ситуации. Физ. Минутка Решение частных задач Итог урока. Рефлексия. | -Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? ( Правописание ЖИ- ШИ). -Какие цели урока? -Вы видите на доске сказку, начинаем читать с первой парты по предложению, остальные внимательно слушают. Жили- были согласные ж и ш- твердые по характеру. Стоял жаркий летний день. Согласные буквы ж и ш решили искупаться. Вдруг набежала большая туча, грянул гром, подул ветер, по реке побежали волны. Они накрыли ж и ш. Бедные буквы кричат, зовут на помощь, а на берегу сидела важная буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающихся ж и ш и спокойно укрылась под грибком. Но, к счастью, их крики услышала буква и- мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла к буквам и вытащила их на берег. С тех пор, согласные буквы ж и ш дружат только с гласной буквой и. -Мне к доске нужно три девочки. (ставлю рядом трех девочек ж, и, ш, которые держатся за руки, и выставляю карточки с сочетаниями: жи, ши). А теперь давайте встанем и разомнемся. -Продолжаем нашу работу. -Посмотрите какое волшебное солнышко светит над сочетаниями жи – ши.. Каждый лучик состоит из слов, а в каждом слове есть сочетания жи или ши На доске написаны слова: Ланды- ры-ки мы- Камы- -раф пру-на -Вместо черточек надо вставить нужный лучик: жи или ши. (комментируя, почему вставил жи или ши). - Откройте учебник на странице 118, упражнение № 6. -Прочитайте.- Эти слова называют один предмет. Измените их так, чтобы они называли несколько предметов. Например, чертёж- чертежи, ….. -Давайте устно проговорим, какое здесь правило. -В тетрадь запишите первые три пары слов, подчеркните в словах буквосочетания жи и ши. - на странице 117, найдите упражнение № 4. -Вы видите три столбика, сейчас поработаем устно, по рядам. Кого я называю читает слово, вставляет нужное буквосочетание и называет орфограмму .(2, 3 ряд). -Приведите свои примеры слов с этой орфограммой. -Откройте страницу 115.Найдите в 1 упражнении первый столбик ЖИ- ШИ. -Давайте прочитаем слова примеры. -Какую работу выполняет буква и в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют? -Обратите внимание, Звуки ж , ш –твердые согласные звуки, но в буквосочетаниях жи-ши пишется буква и. -Давайте с вами вслух произнесем и заучим раз и навсегда правило ЖИ_ШИ пиши с буквой И. -Ну, вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Я думаю, что вы всегда будете правильно писать сочетания: жи, ши. Подводим итоги урока: Работа с рисунками. - Ребята, посмотрите вокруг. В классе размещены рисунки. Найдите и прикрепите на доску только те, которые помогут нам запомнить новое правило. - Давайте ещё раз повторим это правило. - Я запомнил, что жи-ши….(пиши с и) -Я буду всегда правильно писать.. (жи-ши). -Урок окончен, Спасибо за хорошую работу на уроке. |
Формулировать тему урока. Знакомится с целями урока. Работать по сказке Показывать наглядно Работать у доски с лучиками Выполнять задания Приводить собственные примеры Читать по цепочке Рассуждать на изученную тему Заучивать правило Обобщать информацию Подводить итог | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; П: строить речевые высказывания в устной форме. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; Л: установка на ЗОЖ. Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: строить речевые высказывания в устной форме. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; Л:Самооценка на основе критерия успешности; Контроль и оценка успешности деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)
Урок плановый. Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...
Конспект урока на тему: «Правописание гласных в ударных и безударных слогах». 1 класс
Данный урок позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс. Цель - создать условия для отработки навыка осознанного написания проверяемых безударных гласных в слове, содействовать...
конспект урока по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" 2 класс
Урок по русскому языку во 2 классе по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова". УМК "Школа России". Цель урока: формирование орфографического навыка написания безударных гласных в корне с...
конспект урока по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" 2 класс
Урок по русскому языку во 2 классе по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова". УМК "Школа России". Цель урока: формирование орфографического навыка написания безударных гласных в корне с...
конспект урока по теме "Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме», 2 класс
конспект данного урока составлен по программе "Школа России", по стандартам ФГОС...
Конспект урока по теме "Правописание приставок в глаголах" 4 класс
Конспект урока по теме "Правописание приставок в глаголах" ("Начальная школа 21 века")...
Конспект урока по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений в дательном падеже». 4 класс.
Данный открытый урок был проведён в 4 классе в рамках районного семинара - практикума "Преемственность между начальным и средним звеном обучения" ( Автор учебника Рамзаева Т.Г.)...