Адаптированная программа по родному русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Сорокина Светлана Владимировна

Адаптированная основная общеобразовательная  рабочая программа по  родному русскому языку, вариант 2.1, для слабослышащих  обучающихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_rodnoy_yazyk_2_klass.docx69.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

________________________ Т.В. Дидич

«___» _________________20___ г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом от «___» _________________20___ г.

____

Адаптированная рабочая программа учебного предмета

«Родной русский язык »

для _________________, обучающейся 2в класса

2020 - 2021 учебный год

Учитель: Сорокина Светлана Владимировна

Квалификационная категория: первая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № ____ от «____» _______________ 20__ г.

г. Советский

2020г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ», Примерной программой по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1.-5 –е изд. - М.: Просвещение, 2011 г.; «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч.- Москва: Просвещение, 2011. Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык».

Учебники: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык 2 класс в 2 ч. + диск - М.: Просвещение, 2016

В соответствии с этим в курсе родного языка актуализируются следующие цели:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

_______ФИО___________, обучающаяся 2 «в» класса, решением психолого-медико-педагогической комиссии Советского района от 4.09.2020 выведена на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для слабослышащих детей (вариант 2.1 – 4года). 

Ребёнок с ОВЗ нуждается в организации специальных условий для обучения и воспитания.

Индивидуальные особенности обучающегося:

  • ребёнок с ослабленным слуховым восприятием(с аппаратом);
  • затруднение в восприятии речи, нарушение или недоразвитие экспрессивной речи;
  • недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью (нарушение темпа речи)
  • фонетико-фонематические нарушения (неправильное произношение слов, звуков, нарушения речи);
  • замена одних звуков речи другими;
  • Искажённое звучание звуков (ц. ш. ж, щ, ч, т)
  • наблюдается отставание словесно-логического мышления;
  • недостаточная  познавательная активность, обусловленная сниженным слуховым восприятием;
  • затрудняется в соотнесении учебных задач и учебных действий, а также в определении условий их осуществления, не умеет анализировать требования и цели поставленной задачи и ошибается в последовательности необходимых действий;
  • при оказании помощи со стороны педагога обнаруживает более высокий уровень мыслительной деятельности, чем при самостоятельном выполнении учебного задания;
  • повышенную утомляемость;
  • нарушения внимания, памяти.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • преодоление речевого недоразвития обучающейся;
  • практическое овладение речевыми навыками;
  • практическое овладение грамматическими закономерностями языка;
  • развитие остаточного слуха и мыслительной деятельности;
  • развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми), целенаправленное и систематическое развитие словесной речи (в устной и письменной формах);
  • увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи;
  • формирование и развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку (с помощью звукоусиливающей аппаратуры);
  • развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие внимания, памяти;
  • формирование умений понимать содержание текста;
  • формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
  • развитие устной и письменной  речи, логического и алгоритмического мышления, воображения;
  • формирование и закрепление в речи абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий;
  • развитие процессов символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций;
  • развитие способности пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту бытовых задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другие в различных видах практической деятельности);
  • развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета;
  • развитие понимания взаимоотношений между людьми, связи событий, поступков, их мотивов, настроений;
  • обеспечение специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта (включая впечатления, наблюдения, действия, воспоминания, представления о будущем).

Общая характеристика учебного предмета:

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.

Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной язык»

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Целевыми установками данного курса являются:

  • совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
  • изучение исторических фактов развития языка;
  • расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
  • включение учащихся в практическую речевую деятельность.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский», с использованием контрольно-оценочных материалов УМК «Школа России». Перечень контрольных работ на учебный год (приложение 1).

Место учебного предмета «Родной русский язык» в учебном плане

Программа по родному русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 17  часов во 2 классе

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

На протяжении всего курса русского языка ведётся систематическая орфографическая работа, целью которой является формирование у обучающихся орфографической зоркости. Особое внимание в данном комплекте уделяется формированию графического навыка и каллиграфического письма. Целью работы по чистописанию является формирование чёткого и каллиграфического письма. На каждом уроке русского языка отводится 5 – 7 минут для работы по чистописанию. Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс. Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативныйинформационныйдеятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:

  • семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
  • системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
  • этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.

При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности). 

Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.

Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.

Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения». Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программы каждого класса. В этом разделе указывается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвижения» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями — понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собственные мысли и чувства.

Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова. Во 2 классе происходит изучение слова со стороны значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения, так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму «работы» в них слов как частей речи.

Неоднократное обращение к основным средствам языка мотивировано новыми задачами. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи.

Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи.

Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.

В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.

Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).

Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.

В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.

Отношение к себе:

  • чувство гордости за свои достижения и огорчение от неудач;
  • способность к оценке собственных изменений на основе развития чувства долга, совести, навыков самопознания;
  • интерес к познанию природных и приобретенных склонностей к успешному освоению требований учебного труда;
  • уверенность в способности освоения необходимого для самореализации и самоутверждения в этом возрасте объема социального опыта;
  • ценность основных навыков безопасного поведения в повседневной жизни.

Отношение к другим:

  • открытие чувства «Мы», проявление коллективизма, умения согласовывать при необходимости свои потребности с интересами окружающих;
  • оценочное отношение к другим в контексте соблюдения утверждаемых ближайшим окружением нравственных, эстетических, трудовых норм и правил;
  • умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый − сверстник – я»;
  • умение дать оценку соответствия своего поведения нормам и правилам взаимодействия с членами семьи, педагогами, учащимися школы и другими людьми;
  • интерес к познанию других людей, стремление учитывать их особенности при совместной деятельности.

Отношение к учебной деятельности:

  • радость освоения новых способов деятельности; удовольствие от учебы; чувство ответственности за результаты учебной деятельности;
  • оценка результативности развития учебных навыков в соответствии с поставленной целью;
  • интерес к рациональному познанию как основе последующего развития;
  • потребность в постоянном расширении информации о себе, окружающих людях, месте жительства, регионе;
  • понимание важности соединения учебы в школе с постоянным самостоятельным расширением знаний о различных процессах, происходящих в природе, человеческом сообществе.

Отношение к миру (ближайшее социокультурное и территориальное окружение):

  • сохранение и развитие способности удивляться многогранности мира на основе постоянного расширяющегося его познания;
  • оценка отношений двух реальностей: предметного мира и языка, отражающего этот мир во всем многообразии;
  • интерес к познанию законов, определяющих процессы, происходящие в природе, в обществе;
  • уверенность в познаваемости мира;
  • начальные представления о ценности знания взаимосвязи процессов, происходящих в регионе, стране, мире.
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие жизненной компетенции: 

- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, умение пользоваться личными средствами в разных ситуациях (слуховой аппарат, очки и т. п.), созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог.

- Овладение социально-бытовыми умениями (уметь ориентироваться в школьном расписании занятий), используемыми в повседневной жизни.

- Овладение навыками коммуникации (умение задать вопрос, обратиться с просьбой), способность сотрудничать с учителем, сверстниками.

- Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации ( использовать вещи в соответствии с их функциями, адекватно вести себя в быту с точки зрения безопасности для себя и окружающих).

- Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей (знать правила поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (в семье, в школе, в транспорте, в магазине). Контроль достижения учениками уровня государственного стандарта осуществляется (в виде стартового, текущего и итогового контроля) в следующих формах: контрольные работы, тесты, самостоятельные работы.

.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  • Воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  • Приобщение к литературному наследию своего народа;
  • Формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
  • Осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • Получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации.
  •  Активное использование речевых средств и средств, для решения коммуникативных и познавательных задач.
  •  Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся

Обучающиеся получат возможность

научиться

Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём

осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; соблюдение норм русского речевого этикета;

осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика, правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов

Овладение основными нормами русского литературного языка

осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию; соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка, соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка, соблюдение основных норм русского речевого этикета.

анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы; выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи.

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности

владение различными видами слушания монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

умение соотносить части прочитанного и прослушанного текст. выявлять логический план текста;

проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные / дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);

владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи; владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;  определять начало и конец темы

Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи)

Речь. Речевая деятельность. Текст -  5 часов 

Содержание, направлено на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Язык и культура – 6 часов

Содержание позволяет раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

 Культура речи -  6 часов

 Содержание ориентировано на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

Тематическое планирование 2 класс

№ п/п

Содержание раздела

Количество часов

Основные виды деятельности обучающихся

Коррекционно-развивающая направленность

Русский язык: прошлое и настоящее 5ч

1

Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста, заглавие. Построение текста. Части текста

5

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам

Учить произносить слова и фразы в темпе, близком к естественному (сопряженно и отражённо). Воспроизводить повествовательную и вопросительную интонацию при чтении текста.

Учить воспроизводить четырех-, пятисложные незнакомые слова с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения, соблюдением правил орфоэпии (сопряжено и отраженно, по надстрочному знаку), слитное произношение слов со стечением согласных в одном слове и на стыке предлогов со словами.

Язык в действии 7ч

2

Прямое и переносное значение слова. Выделение  корня в однокоренных словах. Составление рассказа с использованием однокоренных слов

Словесное и логическое ударение. Словообразующая функция ударения

Слова с непроверяемыми орфограммами

Русский алфавит, или Азбука  

7

Овладевать нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявлять общее и специфическое в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения. Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Работать с толковым и орфографическим словарями. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Группировать слова, работать с орфографическим словарем; различать слова и предложение; верно оформлять  предложения на письме; определять границы предложения в тексте

формирование и обогащение словаря;

знакомство со способами отражения в языке связей между предметами и

явлениями;

овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связной речи;

развитие речи, остаточного слуха, мыслительной деятельности.

Секреты речи и текста 5ч

3

Части речи. Составление текста с изменением формы слова

Зависимость формы числа имен прилагательных от формы числа имен существительных

Составление рассказа по репродукции картины художника  А.  Саврасова «Грачи прилетели»

Роль предлогов в речи. Раздельное написание предлогов со словами

5

Повышение речевой культуры, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка

Уточнение и обогащение словаря

Уточнение и обогащение словаря (слова, обозначающие виды трудовой

деятельности и профессии. Слова, характеризующие предмет по материалу, по веществу,

по принадлежности лицу или животному, по отношению к месту или группе лиц.

- Овладение умением составлять и записывать предложения по картинкам с

помощью вопросов; понимание и употребление в речи побудительных,

повествовательных и вопросительных предложений.

- Овладение умением писать изложения текста по готовому и коллективно

составленному плану.

- Овладение умением делать устные сообщения о погоде.

Лист корректировки рабочей программы

№ урока (по КТП)

Дата по плану
(по КТП)

Дата по факту

Тема

Причина
корректировки*

Способ
корректировки**

14

18.12

11.12

Внеурочная деятельность. Обучающая беседа «Особенности русского речевого этикета».

Увеличение осенних каникул

Внеурочная деятельность

 

  Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата
проведения

Тема урока

Форма
контроля/практическая часть урока

Основное
содержание
урока

РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ( 5 ЧАСОВ)

1

4.09

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети.

Слова, называющие то, во что раньше одевались дети. шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти

2

11.09

Слова, называющие то, что ели в старину: какие из них сохранились до нашего времени.

Слова, называющие то, что ели в старину Тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка

3

18.09

Пословицы, поговорки,  фразеологизмы, возникновение которых связано с едой, связанные с традицией русского чаепития.

Работа  с пословицами Сравнивать русские пословиц и поговорки с пословицами и поговорками других народов. Сравнивать фразеологизмы,

имеющие в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта Каши  не сваришь, ни за какие коврижки

4

25.09

Слова, называющие детские забавы, игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими забавами.

Работа  с пословицами

Слова, называющие игры, забавы, игрушки.  городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька

5

2.10

Представление результатов выполнения проектных заданий: «Секреты семейной кухни», «Интересная игра», «Музеи самоваров в России», «Почему это так называется?»

Мини-проект

Слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда  ухват, ушат, ковш, решето, сито

ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ 7ч

6

9.10

Смыслоразличительная роль ударения. Помогает ли ударение различать слова?

Как правильно произносить слова

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.

Совершенствование орфографических навыков.

7

16.10

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

8

23.10

Как можно объяснить значение слова? Составляем развёрнутое толкование значения слова.

Практическая работа

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов

9

13.11

Для чего нужны синонимы?

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

10

20.11

Для чего нужны антонимы?

11

27.11

Внеурочная деятельность. Встреча с поэтом Югры. Практическая работа «Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

Практическая работа.

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов

12

4.12

Обобщение. Представление результатов выполнения практической работы.

Секреты речи и текста(5часов)

13

11.12

Учимся вести диалог.

Практическая работа

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

14

11.12

Особенности русского речевого этикета.

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

15

18.12

Установление связи предложений в тексте.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление 

16

25.12

Создаём тексты – инструкции.

Создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст.

Инструкция, алгоритм

17

15.01

Создаём тексты-повествования.

Создавать тексты-повествования:

Заметки  о посещении музея; повествование об участии в народных праздниках.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

       Список литературы для обучающихся: 

  1. Русский родной язык. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.
  2. Словари всех типов по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь

         Список литературы для учителя:

  1. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому родному языку. 2 класс : пособие для учителя / И.Ф. Яценко. – М. : ВАКО, 2021
  2. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop 
  2. Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru 
  3. Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
  4. Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
  5. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru 
  6. Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs 
  7. Обучающий курс русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html 
  8. Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL: http://rus.1september.ru
  9. Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru 
  10. Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki 
  11. Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru 
  12. Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me 
  13. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru 
  14. Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya 
  15. Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
  16. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm 
  17. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения

Оборудование и приборы:

  1. классная доска;
  2. персональный компьютер;
  3. интерактивная доска;
  4. наглядные и демонстрационные пособия для изучения тем русского языка;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо  родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе н...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса для детей с ОВЗ

Адаптированная рабочая  программа по    литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса используется учителем  для обучающегося с нарушение речи, адаптированной основно...

Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Раздел  «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 2 класса (вариант 6.3), обучающихся на дому

Адаптированная  рабочая программа по литературному чтению на родном языке 2 класс (третий год обучения) для обучающихся  с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опо...