Доклад «Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка»
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Астахова Наталья Игоревна

Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.  К.Д.Ушинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

РМО учителей начальных классов в рамках методической недели для педагогических работников общеобразовательных учреждений городского округа Шатура

Дата проведения: 28.10.2020

Доклад «Формирование навыков смыслового чтения

 на уроках русского языка»

Подготовила: учитель начальных классов

МБОУ «Петровская ООШ» Астахова Н.И.

Читать – это ещё ничего не значит;

что читать и как понимать читаемое –

вот в чём главное дело.

К.Д.Ушинский

Стандарты второго поколения определяют, что выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное,  уметь преобразовывать и интерпретировать информацию,  извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой.  Умение работать с текстом, выделять главную информацию и оценивать её, является одной из ключевых составных успешного обучения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Основой успешного обучения ребёнка в школе, показателем его умения учиться является уровень сформированности навыков чтения.

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Как помочь ребенку овладеть этой компетенцией?

Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО

Подготовительный этап

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Начальный этап

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения); - выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

Основной. Заключительный.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента); - нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; - самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются метапредметные связи. Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»):

Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ. Восстановление текста, по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом). Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов). Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка

Понимание прочитанного текста может быть достигнуто при помощи следующих приемов.

Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти учащихся являются зрительные диктанты. Одной из целей проведения зрительных диктантов является формирование навыка чтения. Некоторые учителя используют зрительные диктанты во втором классе, другие – в третьем. Я придерживаюсь мнения, что наиболее эффективным является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда как никогда актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения, положительно влияет на многие стороны учебной деятельности школьников.

Работа со словом: без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке русского языка и ей надо уделять должное внимание.

- Словарную работу можно разделить на 3 вида:

1. Работа с незнакомыми словами: очень часто дети, читая текст, не осознают, что в тексте есть слова с непонятным значением. Такие слова проскальзывают в контексте, создавая иллюзию понятности. И если учитель не заострил внимание ребенка на таком слове, оно так и останется не понятным. Поэтому при чтении текста очень важно провести словарную работу, нужно зафиксировать в сознании ребенка, что непонятные слова не дают возможности двигаться дальше в работе над текстом. На начальном этапе рекомендуется прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов.

2. Работа с ключевыми словами: серьезно страдает понимание текста от того, что ученики не видят ключевых, наиболее важных слов в тексте. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста. Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.

3. Работа со словами-образами: слова - образы или по-другому художественные средства помогают увидеть красоту текста. Знакомство со словами - образами в начальной школе начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ более ярким. Сравнение бывает нескольких типов. Простое сравнение выражается при помощи слов «как», «словно», «будто» и др. «Росинки, словно зёрнышки…» «Снежинки, как пушинки...».

Восстанови деформированный текст - формирование умения видеть последовательность расположения частей текста. Учитель предлагает расположить перепутанные фрагменты текста, собрать правило или алгоритм в правильной последовательности.

Найди ошибку - формирование умения находить и исправлять ошибки.

Работа с многозначными словами - формирование умения находить хорошо знакомые слова в непривычном употреблении.

Работа с фразеологизмами. Учитель предлагает дополнить предложение одним из записанных фразеологизмов, например, Ручеёк высох, деревья, кусты и травы засохли, и люди… (Бить тревогу. Не знал, куда глаза девать).

Расшифруй предложение и составь по нему рассказ - формирование умения понимать фактуальную и подтекстовую информацию.

Виды работ с текстом в начальной школе:

 Выделить главную мысль в каждой смысловой части текста.

 Записать выделенные предложения в виде пунктов плана.

 Найти в тексте или составить самим предложения, наиболее полно отражающие выделенную главную мысль каждой смысловой части (т.е. назвать выделенные части)

 Разделить текст на достаточно большие законченные смысловые части.

 Восстановить деформированный текст, части текста.

 Распределить заголовки согласно содержанию текста.

 Ответить на вопросы, охватывающие не всё содержание текста

 Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

 Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

 Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

 Нахождение самого длинного слова в тексте.

 Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

 Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.

 Чтение с пометками непонятных слов.

 Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)

Применение различных приёмов при работе с текстом позволяет развить у детей умения работать с текстом, умения анализировать текст, повышает уровень познавательных запросов учащихся.

Итоговые контрольные работы должны включать материал, направленный на проверку умения работать с информацией. Это задания, опирающиеся на работу с приведенными текстами: их анализ, перечитывание, интерпретация (работа с таблицами, схемами, выписывание необходимых фрагментов и т.п.), использование содержания в качестве аргументации собственной точки зрения.

Заключение.

Возвращаясь к началу, где говорится о цели смыслового чтения, могу сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами.

Использованная литература:

  • 1. Синицын  В. «Путь к слову», АО «Столетие», Москва 1997
  • 2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.Просвещение, 1994
  • 3. Селюнина Н.А. « Дидактический материал по развитию речи и творческих способностей учащихся для 1 класса «АБВГДейка». г. Серебрянск, ВКО 2012г.
  • 4. Пинская М.А., Тимкова Т.В., Обухова О.В. Может ли школа повлиять на уровень читательской грамотности младших школьников? // Вопросы образования. – 2009
  • 5.Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности, 2013г.
  • 6.  Коротаева Е.В., руководитель лаборатории «Формирование  

читательской  компетентности  в  начальной  и  основной  школе  (чтение  в

системе универсальных учебных действий», 2013г.

  • 7.  Алексеева  С.Д.,  Читательский  портфолио  как  способ  оценки

читательской компетентности учащихся, 2013г.



Предварительный просмотр:

РМО учителей начальных классов в рамках методической недели для педагогических работников общеобразовательных учреждений городского округа Шатура

Дата проведения: 28.10.2020

Доклад «Формирование навыков смыслового чтения

 на уроках русского языка»

Подготовила: учитель начальных классов

МБОУ «Петровская ООШ» Астахова Н.И.

Читать – это ещё ничего не значит;

что читать и как понимать читаемое –

вот в чём главное дело.

К.Д.Ушинский

Стандарты второго поколения определяют, что выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное,  уметь преобразовывать и интерпретировать информацию,  извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой.  Умение работать с текстом, выделять главную информацию и оценивать её, является одной из ключевых составных успешного обучения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Основой успешного обучения ребёнка в школе, показателем его умения учиться является уровень сформированности навыков чтения.

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Как помочь ребенку овладеть этой компетенцией?

Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО

Подготовительный этап

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Начальный этап

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения); - выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

Основной. Заключительный.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента); - нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; - самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются метапредметные связи. Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»):

Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ. Восстановление текста, по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом). Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов). Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка

Понимание прочитанного текста может быть достигнуто при помощи следующих приемов.

Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти учащихся являются зрительные диктанты. Одной из целей проведения зрительных диктантов является формирование навыка чтения. Некоторые учителя используют зрительные диктанты во втором классе, другие – в третьем. Я придерживаюсь мнения, что наиболее эффективным является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда как никогда актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения, положительно влияет на многие стороны учебной деятельности школьников.

Работа со словом: без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке русского языка и ей надо уделять должное внимание.

- Словарную работу можно разделить на 3 вида:

1. Работа с незнакомыми словами: очень часто дети, читая текст, не осознают, что в тексте есть слова с непонятным значением. Такие слова проскальзывают в контексте, создавая иллюзию понятности. И если учитель не заострил внимание ребенка на таком слове, оно так и останется не понятным. Поэтому при чтении текста очень важно провести словарную работу, нужно зафиксировать в сознании ребенка, что непонятные слова не дают возможности двигаться дальше в работе над текстом. На начальном этапе рекомендуется прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов.

2. Работа с ключевыми словами: серьезно страдает понимание текста от того, что ученики не видят ключевых, наиболее важных слов в тексте. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста. Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.

3. Работа со словами-образами: слова - образы или по-другому художественные средства помогают увидеть красоту текста. Знакомство со словами - образами в начальной школе начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ более ярким. Сравнение бывает нескольких типов. Простое сравнение выражается при помощи слов «как», «словно», «будто» и др. «Росинки, словно зёрнышки…» «Снежинки, как пушинки...».

Восстанови деформированный текст - формирование умения видеть последовательность расположения частей текста. Учитель предлагает расположить перепутанные фрагменты текста, собрать правило или алгоритм в правильной последовательности.

Найди ошибку - формирование умения находить и исправлять ошибки.

Работа с многозначными словами - формирование умения находить хорошо знакомые слова в непривычном употреблении.

Работа с фразеологизмами. Учитель предлагает дополнить предложение одним из записанных фразеологизмов, например, Ручеёк высох, деревья, кусты и травы засохли, и люди… (Бить тревогу. Не знал, куда глаза девать).

Расшифруй предложение и составь по нему рассказ - формирование умения понимать фактуальную и подтекстовую информацию.

Виды работ с текстом в начальной школе:

 Выделить главную мысль в каждой смысловой части текста.

 Записать выделенные предложения в виде пунктов плана.

 Найти в тексте или составить самим предложения, наиболее полно отражающие выделенную главную мысль каждой смысловой части (т.е. назвать выделенные части)

 Разделить текст на достаточно большие законченные смысловые части.

 Восстановить деформированный текст, части текста.

 Распределить заголовки согласно содержанию текста.

 Ответить на вопросы, охватывающие не всё содержание текста

 Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

 Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

 Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

 Нахождение самого длинного слова в тексте.

 Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

 Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.

 Чтение с пометками непонятных слов.

 Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)

Применение различных приёмов при работе с текстом позволяет развить у детей умения работать с текстом, умения анализировать текст, повышает уровень познавательных запросов учащихся.

Итоговые контрольные работы должны включать материал, направленный на проверку умения работать с информацией. Это задания, опирающиеся на работу с приведенными текстами: их анализ, перечитывание, интерпретация (работа с таблицами, схемами, выписывание необходимых фрагментов и т.п.), использование содержания в качестве аргументации собственной точки зрения.

Заключение.

Возвращаясь к началу, где говорится о цели смыслового чтения, могу сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами.

Использованная литература:

  • 1. Синицын  В. «Путь к слову», АО «Столетие», Москва 1997
  • 2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.Просвещение, 1994
  • 3. Селюнина Н.А. « Дидактический материал по развитию речи и творческих способностей учащихся для 1 класса «АБВГДейка». г. Серебрянск, ВКО 2012г.
  • 4. Пинская М.А., Тимкова Т.В., Обухова О.В. Может ли школа повлиять на уровень читательской грамотности младших школьников? // Вопросы образования. – 2009
  • 5.Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности, 2013г.
  • 6.  Коротаева Е.В., руководитель лаборатории «Формирование  

читательской  компетентности  в  начальной  и  основной  школе  (чтение  в

системе универсальных учебных действий», 2013г.

  • 7.  Алексеева  С.Д.,  Читательский  портфолио  как  способ  оценки

читательской компетентности учащихся, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:"Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка"

В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения. Наивысшие возможности  образовательные результаты вохник5ают только тогда,когда любые воздействия учителей, школы совпад...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

Выступление на МО " Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка как средство развития учащихся"

В сообщении рассказывается,как выработать навык самоконтроля у учеников на уроках русского языка с помощью метода взаимопроверки, самопроверки и проверки по словарю....

Доклад «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе».

Доклад «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»....

Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка

Значительное место в процессе формирования навыков самоконтроля отводится дидактической игре, различным видам диктантов. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сра...

Доклад «Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе».

Актуальность проблемы детского чтения в России является одной из наиболее важных в современном мире. Приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поко...