Технологическая карта урока "Разделительный мягкий знак"
план-конспект урока по русскому языку

Технологическая карта урока "Разделительный мягкий знак"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.34 КБ
Файл razdelitelnyy_myagkiy_znak.pptx992.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Разделительный мягкий знак

Цели: определить роль разделительного знака в слове, познакомить с правилом правописания слов с разделительным мягким знаком.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

  • формировать умение видеть орфограмму;
  • развивать орфографическую зоркость;
  •  писать слова с разделительным ь знаком;
  •  распределять слова по группам в зависимости от функции ь знака.

Личностные УУД:

  • развиваем умения выказывать свою точку зрения, выражать свои эмоции;
  • умение оценить свою работу и работу товарища;

-  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • различать две функции Ь - показателя мягкости и разделительного и обосновывать свое мнение;
  •   использовать приобретенные умения при выполнении заданий.

Регулятивные  УУД:

  • развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: 

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

-    слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы работы на уроке: словесные (беседы, диалог), игровые,  работа с учебником, практические (упражнения), метод рефлексии.

Оборудование: компьютер, проектор, презентации, карточки, учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

–  Какое сегодня у вас настроение?

– Улыбнитесь мне и друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе.

- Ребята, какое время года за окном?

Правильно, это осень.

- По каким признакам мы замечаем наступление осени?  

-Сегодня видно солнышка? Давайте создаем в нашем классе солнышко.

- К нам в класс заглянуло осеннее солнце, посмотреть, как мы работаем. Чем лучше будем трудиться, тем больше лучиков у нашего солнышка. Будем стараться – будет улыбаться нам солнце.

Учащиеся подготавливают свое рабочее место.

Улетают птицы, листья пожелтели, солнце грустное,

Готовятся к уроку. (личностные УУД)

Актуализация знаний

Целеполагание

Прочитайте про себя записанную на доске пословицу. Как вы понимаете ее смысл? На доске пословица:    « День сегодняшний – ученик вчерашнего».

-А как данное высказывание может быть связано с нашим уроком?

- Полученные  ранее  знания пригодятся вам сегодня на уроке.

Сейчас отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он опит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь.)
Одну меня не съешь никогда,

А без меня не вкусна еда. (Соль.)
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие … (коньки)

Летом вырастают,

А осенью опадают. (Листья)

- Среди слов, записанных в тетради найдите лишнее слово. Почему?

- Для чего служит мягкий знак в других словах?

- Всегда ли мягкий знак нужен для обозначения мягкости согласных?

- Как называется этот мягкий знак?

- Кто уже догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Эта тема для вас новая или вы уже что-то по ней уже знаете?

- Какова цель нашего урока?

Сегодня применяем знания, полученные вчера.

Записывают слова

Самопроверка по эталону.

Листья

Для обозначения мягкости согласного

Нет, он может разделять согласные от гласных

Разделительный мягкий знак

Тема знакома

Научиться писать слова с разделительным мягким знаком

Выполнять коллективные задания в соответствии с поставленной целью.

(регулятивные УУД)

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения (коммуникативные УУД)

Изучение нового материала

-Прочитаем стихотворение.

Слова собрала я здесь не зря:
Дере
вья, листья и скамья,
Коло
сья, братья и семья –
Чем слова похожи эти

отвечайте быстро дети.

-Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком?  

- Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака?

- Назовите эти гласные буквы?

- Сколько звуков обозначают эти буквы после разделительного мягкого знака?

- Какую работу выполняет мягкий знак в этих словах?

- А теперь попробуем сформулировать правило.

Вывод: Разделительный мягкий знак пишется после согласных и перед гласными е,ё,ю,я,и.  Разделительный мягкий знак  - орфограмма. Это непроверяемая орфограмма, поэтому слова с разделительным мягким знаком надо запомнить. Давайте проверим, правы ли мы с помощью учебника. Откройте учебники на стр 68 и прочитайте правило.

Слова с разделительным мягким знаком

согласные

гласные

е,ё,ю,я,и

два звука

разделяет согласный звук от гласного

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

(личностные УУД)

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения (коммуникативные УУД)

Физ. минутка

        

Первичное осмысление и закрепление

- Молодцы, а мы с вами продолжим нашу работу. Проверим, как усвоили правило написания разделительного мягкого знака.

Работа с учебником.

Упражнение 125 с.68.

- Прочитайте стихотворение.

- Какова его главная мысль?

- А где вы играете?

-Какие правила дорожного движения нужно выполнять, чтобы не случилось беды?

- А теперь выполним письменные задания к упражнению

Работа в тетрадях.

На доске работает один ученик.

Работа в группах

- Молодцы. А теперь приглашаю вас поиграть в игру «Не ошибись». Поставьте руки на локти, приготовьте ладошки. Я буду называть слова, если в них надо писать разделительный мягкий знак, то вы должны хлопнуть в ладоши. А я посмотрю, кто из вас самый внимательный.

Стулья, листья, кольцо, варенье, пальто, вьюга, коньки, компьютер, печенье.

Молодцы!

Как вы усвоили изученный материал, проведем мини-тест. (слайд)

Нельзя играть на проезжей части дороги

Быть внимательным, когда переходишь дорогу, нельзя торопиться…

Работают в группе

Взаимопроверка с эталоном.

Выполнять индивидуальные и коллективные задания в соответствии с поставленной целью (регулятивные УУД)

Отображать в речи содержание своих действий; аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения (коммуникативные УУД)

Осуществлять запись (познавательные УУД)

Выполнять индивидуальные и коллективные задания в соответствии с поставленной целью (регулятивные УУД)

Итоги урока.

Рефлексия

Наш урок подходит к концу. 
 Вы хорошо потрудились на уроке.

 Какие выводы мы можем сделать из нашего урока?

Вы очень старались и быстро выполняли задание. Оцените свою работу с помощью светофора. Выберите свет светофора, который сейчас соответствует.

1.Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после согласного перед гласными е, ё, ю, я, и.

Прогнозировать учебную ситуацию; обобщать полученную информацию (познавательные УУД)

Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

(регулятивные УУД)

Давать оценку своим действиям, оценивать результат (коммуникативные УУД)

Домашнее задание

Упражнение 127.

Найти 10 слов с разделительным мягким знаком и придумать 2 предложения.

Учащиеся выбирают и записывают домашнее задание.

                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« День сегодняшний – ученик вчерашнего».

Слайд 2

Медведь, соль , коньки, листья.

Слайд 3

Тема: «РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК»

Слайд 4

Цель: - определить роль…; -научиться писать …

Слайд 5

Прочитайте стихотворение. Слова собрала я здесь не зря: Дере вья , лис тья и ска мья , Коло сья , бра тья и се мья – Чем слова похожи эти О твечайте быстро дети.

Слайд 7

1. Разделительный мягкий знак пишется : А) в середине слова между согласными; Б) в конце слова; В) в слове после согласных и перед гласными е, ё, ю, и, я. Тест 2.Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости: А) пальчики; Б) вьюга; В) глазунья 4. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка: А) друзья; Б) стуля ; В) очки. 3. Укажи слово с разделительным мягким знаком: А) солов …и; Б) руч …ка; В) ден … ки .

Слайд 9

Домашнее задание Упражнение 127 с.69 Найти 10 слов с разделительным мягким знаком и придумать 2 предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка 4 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий" УМК «Начальная школа XXI века»

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.  Данный урок смоделирован с учётом основных поло...

Технологическая карта урока «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

Урок способствует воспитанию интереса к предмету, умению аргументированно доказывать свою точку зрения, формирует коммуникативные навыки, навыки контроля, взаимоконтроля, самоконтроля....

технологическая карта «Правописание мягкого знака после шипящих в конце слова».

Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода....

Технологическая карта урока математики : «ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»»(УМК "Школа России", 1 класс)

Технологическая карта урока математики «ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока:...

Технологическая карта урока математики «Знаки «+», «-», «=» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с названием и значением знаков «+», «-»,«=».Задачи урокаДидактические:•   знать...

Технологическая карта урока математики « ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: создание условия для ознакомления со знаками сравнения «больше», «меньше», «равно»; развитие навыков счё...