«Игровые технологии, как средство познавательной активности детей с ОВЗ»
статья по русскому языку (1 класс)
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей с ОВЗ к учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывает добросовестное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_festival.docx | 696.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №54 г.Томска
Статья
«Игровые технологии, как средство познавательной активности детей с ОВЗ»
Яркеева Галина Алексеевна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 54
89528026916
«Игровые технологии, как средство познавательной активности детей с ОВЗ»
«Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра-это искра, зажигающая
пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
1. Описание проблемы
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Использование игровых технологий в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребёнка, развивает познавательную и речевую активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление детей. Таким образом, проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний.
2. Цель и задачи
Цель работы: проанализировать возможности использования игровых технологий как средство познавательной активности детей с ОВЗ
Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач:
- Изучить литературу по проблеме использования игровых методов как средства стимулирования познавательной активности детей с ОВЗ
- Выделить особенности использования игровых технологий в обучении детей с ОВЗ
3. Целевая группа
Учащиеся начальных классов, дети в возрасте 7 – 8 лет
4. Реализация
У детей с ОВЗ мотивация к учебной деятельности развивается медленно и с определёнными трудностями. Отношение к учебной деятельности детей с ОВЗ характеризуется неустойчивостью, изменяется под влиянием ситуации успеха или неуспеха, смена обстановки, степени контроля со стороны учителя.
Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей с ОВЗ к учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывает добросовестное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал.
Что же такое дидактическая игра?
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания; это своеобразный тестовый контроль, проверка усвоения изученного материала, навыков говорения. Я обучаю детей 1 класса. В моей практике было много учащихся в ОВЗ. Игры я провожу и на уроке, и во внеурочное время, как внеклассное мероприятие. Игровые приемы активизируют стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создают условия равенства в партнерстве, разрушают традиционный барьер между учителем и учеником. Подбадривание учащихся, поощрение их деятельности необходимы для устного протекания игры, создания правильных межличностных отношений в коллективе.
Перейдем к некоторым примерам игровых приемов по развитию мышления для детей с ОВЗ, которые использую в работе:
- Игровые разминки
Примеры игровых разминок:
- «Волшебные буквы»
Цель: формировать умения составлять и преобразовывать слова.
Содержание игры: в слове “рой” замени букву, обозначающую первый согласный звук, на “п” (пой); в слове “пей” - на “л”. В слове “лай” замени букву, обозначающую первый согласный звук на “м” (май).
- «Веселые задачи»
Цель: развитие логического мышления.
Детям предлагается коллективно у доски решить веселые задачи.
- К крокодилу Гене на новоселье приехали его родственники крокодилы, а к Чебурашке приехали его родственники Чебурашки. Крокодилов приехало 5, что на 3 меньше, чем Чебурашек. Сколько зверей сядет за праздничный стол? (15 зверей.)
- «Доскажи словечко»
Цель: развитие мышления, речи
- Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал…(конем)
- «Продолжи ряд»
Задаётся ряд с определённой последовательностью цифр. Дети должны понять закономерность построения ряда и продолжить его.
Например, 1, 3, 5, 7… 1, 4, 7… 1, 5, 9… .
- «Кто больше?»
Цель: развитие мышления, классификация и обобщение
Учитель показывает (впоследствии - называет) предмет. Задача учащихся - назвать как можно больше признаков предмета (каков он).
(Цвет, размер, форма, масса, качество поверхности, блеск, материал изготовления, функция и др.).
- «Сравни»
Учитель называет (показывает) детям предмет, ребята называют предмет, сходный с данным по какому-либо признаку, но называют и отличие этих предметов.
(Цвет, размер - длина, ширина, высота, глубина; форма, масса, материал).
- «Говори наоборот» (Антонимы)
Цель: развитие мышления, воображения.
Большой – маленький, толстый – тонкий.
- «Грамматическая арифметика»
Детям предлагается произвести арифметические действия со словами и буквами и получить новые слова:
- Земля+нос-ос+ика=?
- Череп – п + муха = ?
- Фонетические игры – игры-загадки, имитации, соревнования, игры с предметами, на внимательность.
Примеры фонетических игр:
- «Какой звук я задумал? «(игра-загадка). Учитель называет 5 слов, в которых встречается один и тот же звук: осел, слово, насос, осень, слива.
- Лексические игры
- игры на карточках,
- загадки,
- головоломки,
- сканворды ,
- чайнворды
5. Результаты
Дидактические игры хороши и тем, что позволяют учитывать индивидуальные особенности школьников, давать им игровые задания в соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помогать в игре слабому ученику, т.е. создавать ситуацию успеха. Для того чтобы игра действительно стала методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта. Ведь один из важных компонентов учебной деятельности – учебно-познавательная мотивация у детей младшего школьного возраста особенно успешно формируется в интересной для них учебной игре.
Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого выше приведённые игры, использую ресурсы интернета, различные обучающие платформы https://uchi.ru/teachers/stats/main https://education.yandex.ru/lab/classes/357982/lessons/mathematics/complete/ https://learningapps.org/?register https://www.yaklass.ru/ https://nsportal.ru/yarkeeva-galina-alekseevna.
Мои ученики с удовольствием выполняют любые задания и упражнения. Интерес к познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.
Список использованных источников и литературы
- Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ | ст 5
- Битянова М.Е. Организация психологической службы в школе. М.1997
- Братусь Б.С. Аномалии личности.М.1988
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М., 1987.
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: «Смысл», «Эксмо», 2006. («Библиотека всемирной психологии»).
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова и В.В. Зинченко. - М., 1989.
- Эльконин Д.Б Психологические игры. - М.: Просвещение, 1978.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»
Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам для организации и проведения занятия по математике с детьми от 4 до 5 лет в...
Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.
Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....
Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»
Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...
Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»
Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...
Игровые технологии как вид педагогических технологий
В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....
Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии
Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...
Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...