«Игровые технологии, как средство познавательной активности детей с ОВЗ»
статья по русскому языку (1 класс)

Яркеева Галина Алексеевна

 

 

 

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.              Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у  детей с ОВЗ к учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывает добросовестное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_festival.docx696.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №54 г.Томска

Статья

 «Игровые технологии,  как средство  познавательной активности  детей с ОВЗ»

Яркеева Галина Алексеевна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 54

89528026916

galina.yarkeeva@mail.ru 

«Игровые технологии,  как средство  познавательной активности  детей с ОВЗ»

                                                           «Без игры нет, и не может быть

                                                           полноценного умственного развития.

                                                           Игра-это искра, зажигающая

                                                           пытливости и любознательности».

                                                                                 В. А. Сухомлинский.

1. Описание проблемы

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Использование игровых технологий в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребёнка, развивает познавательную и речевую активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление детей. Таким образом, проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний.  

2. Цель и задачи

         Цель работы: проанализировать возможности использования игровых технологий  как средство познавательной активности детей с ОВЗ

Данная  цель может быть достигнута через  решение следующих задач:

  • Изучить литературу по проблеме использования игровых методов как средства стимулирования познавательной активности детей с ОВЗ
  • Выделить особенности использования игровых технологий в обучении детей с ОВЗ

3. Целевая группа

Учащиеся начальных классов, дети в возрасте 7 – 8 лет

4. Реализация

  У детей с ОВЗ мотивация к учебной деятельности развивается медленно и с определёнными трудностями. Отношение к учебной деятельности детей с ОВЗ характеризуется неустойчивостью, изменяется под влиянием ситуации успеха или неуспеха, смена обстановки, степени контроля со стороны учителя.            

             Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у  детей с ОВЗ к учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывает добросовестное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал.

Что же такое дидактическая игра?

 Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.   Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания; это своеобразный тестовый контроль, проверка усвоения изученного материала, навыков говорения. Я обучаю детей 1 класса. В моей практике было много учащихся в ОВЗ.  Игры я провожу и на уроке, и во внеурочное время, как внеклассное мероприятие. Игровые приемы активизируют стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создают условия равенства в партнерстве, разрушают традиционный барьер между учителем и учеником. Подбадривание учащихся, поощрение их деятельности необходимы для устного протекания игры, создания правильных межличностных отношений в коллективе.  

 Перейдем к некоторым примерам игровых приемов по развитию мышления для детей с ОВЗ, которые использую в работе:

  • Игровые разминки 

Примеры игровых разминок:

  • «Волшебные буквы»

Цель: формировать умения составлять и преобразовывать слова.

Содержание игры: в слове “рой” замени букву, обозначающую первый согласный звук, на “п” (пой); в слове “пей” - на “л”. В слове “лай” замени букву, обозначающую первый согласный звук на “м” (май).  

  • «Веселые задачи»

Цель: развитие логического мышления.

 Детям предлагается коллективно у доски решить веселые задачи.

  • К крокодилу Гене на новоселье приехали его родственники крокодилы, а к Чебурашке приехали его родственники Чебурашки. Крокодилов приехало 5, что на 3 меньше, чем Чебурашек. Сколько зверей сядет за праздничный стол? (15 зверей.)
  • «Доскажи словечко»

Цель: развитие мышления, речи

  • Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал…(конем)

  • «Продолжи ряд»

Задаётся ряд с определённой последовательностью цифр. Дети должны понять закономерность построения ряда и продолжить его.

Например, 1, 3, 5, 7… 1, 4, 7… 1, 5, 9… .

  • «Кто больше?»

Цель: развитие мышления, классификация и обобщение

 Учитель показывает (впоследствии - называет) предмет. Задача учащихся - назвать как можно больше признаков предмета (каков он).

(Цвет, размер, форма, масса, качество поверхности, блеск, материал изготовления, функция и др.).

  • «Сравни»

 Учитель называет (показывает) детям предмет, ребята называют предмет, сходный с данным по какому-либо признаку, но называют и отличие этих предметов.

(Цвет, размер - длина, ширина, высота, глубина; форма, масса, материал).

  • «Говори наоборот» (Антонимы)

Цель: развитие мышления, воображения.

Большой – маленький, толстый – тонкий.

  • «Грамматическая арифметика»

Детям предлагается произвести арифметические действия со словами и буквами и получить новые слова:

  • Земля+нос-ос+ика=?
  • Череп – п + муха = ?
  • Фонетические игры – игры-загадки, имитации, соревнования, игры с предметами, на внимательность.

Примеры фонетических игр:

  • «Какой звук я задумал? «(игра-загадка). Учитель называет 5 слов, в которых встречается один и тот же звук: осел, слово, насос, осень, слива.
  • Лексические игры
  • игры на карточках,
  •  загадки,
  • головоломки,
  • сканворды ,
  • чайнворды

 5. Результаты                                                                                                                                                                                                                                 

        Дидактические игры хороши и тем, что позволяют учитывать индивидуальные особенности школьников, давать им игровые задания в соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помогать в игре слабому ученику, т.е. создавать ситуацию успеха. Для того  чтобы игра действительно стала методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта. Ведь один из важных компонентов учебной деятельности – учебно-познавательная мотивация  у детей младшего школьного возраста особенно успешно формируется в интересной для них учебной игре.

          Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого выше приведённые игры, использую ресурсы интернета, различные обучающие платформы https://uchi.ru/teachers/stats/main   https://education.yandex.ru/lab/classes/357982/lessons/mathematics/complete/   https://learningapps.org/?register https://www.yaklass.ru/  https://nsportal.ru/yarkeeva-galina-alekseevna.  

Мои ученики с удовольствием выполняют любые задания и упражнения.   Интерес к познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

Список использованных источников и литературы

  1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ | ст 5
  2. Битянова М.Е. Организация психологической службы в школе. М.1997
  3. Братусь Б.С. Аномалии личности.М.1988
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М., 1987.
  5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: «Смысл», «Эксмо», 2006. («Библиотека всемирной психологии»).
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова и В.В. Зинченко. - М., 1989.
  8. Эльконин Д.Б Психологические игры. - М.: Просвещение, 1978.                                                                                                  

Приложение

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»

Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам  для организации и проведения занятия по математике  с детьми от 4 до 5 лет в...

Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....

Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»

Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...

Игровые технологии как вид педагогических технологий

В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....

Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии

       Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...

Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...