«Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков», 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по русскому языку на тему «Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков», 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_4v.docx37.05 КБ
Файл slova_s_udvoennoy_soglassnoy_prishedshie_iz_drugih_stran.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков» 4 класс

Цели: познакомить со словами с удвоенной буквой согласного, пришедшими из других языков.

Задачи:

  • формирование умения у младших школьников точно употреблять и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков;
  • развитие орфографической зоркости, речи и любознательности учащихся к уроку русского языка;
  • совершенствование умения слушать и слышать, работая в группах; воспитание чувства коллективизма

Формирование УУД:

Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания – незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.


Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организация класса

1. Приветствие.

 Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Ребята, я желаю, чтобы вы всегда помогали друг другу. (слайд) 
- Я желаю, чтобы вы всегда решали возникающие вас проблемы вместе. (слайд) 

- Чтобы сегодня на уроке открыли что-то новое и интересное. (слайд) 
- И самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у вас на уроке. (слайд)

Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке.

  1. Актуализация знаний
  1. Сообщение темы и цели урока

  1. Словарная работа

Познавательные УУД:

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

- Откройте тетради, положите их под наклоном. Сядьте правильно. Запишите число, сегодня 19 ноября, классная работа.

- Определить тему сегодняшнего урока вам поможет следующее задание. В тексте пропущены некоторые слова и вам необходимо его отредактировать, то есть, вставить недостающие слова, вспомнив их написание.
Слайд.
… утром мы вышли на прогулку. … ветерок шелестел в листве. Мы побрели по … дорожке. Вдалеке виднелась … усадьба. О ней можно … много интересного.
Слова для справок: стари(н/нн)ый, дли(н/нн)ый, осе(н/нн)ий, ра(н/нн)ий, ра(с/сс)казать.

- Что объединяет эти слова? Назовите орфограмму? (удвоенная согласная)

- Перечислите  удвоенные согласные. (нн, сс)

-Назовите соединение.(верхнее)

- Пропишите до конца строки, чередуя.

Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.
Верно, мы продолжим изучать слова с удвоенными согласными. Только сегодня продолжим знакомиться со словами, пришедшими из других языков.
Что будем изучать? Чему должны научиться? (Ребята определяют цели урока) 

-В нашей жизни слова с удвоенными согласными часто встречаются.

- Вспомним уже знакомые нам слова.

-Запишите слово Словарь с большой буквы, поставьте двоеточие.

Угадайте слово:

а) устройство для развлечений

АТТРАКЦИОН

- Запишите, подчеркните удвоенную букву согласного.

б) склонный  к чистоте и порядку, а так же исполнительный, пунктуальный .

АККУРАТНЫЙ

- Запишите, подчеркните удвоенную букву согласного.

в) желание есть

АППЕТИТ

- Запишите, подчеркните удвоенную букву согласного.

г) тот, кто помогает специалисту выполнять работу, а так же младшая преподавательская должность в высших учебных заведениях (систо)

АССИСТЕНТ

- Запишите, подчеркните удвоенную букву согласного.

д) создание изображения из наклеенных или нашитых на что-либо кусочков ткани, бумаги и т.п., либо картина, украшение изготовленные таким способом

АППЛИКАЦИЯ

- Запишите, подчеркните удвоенную букву согласного.

II. Изучение нового материала

Регулятивные УУД:

-формулировать и удерживать учебную задачу;

-ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- А теперь познакомимся еще с несколькими словами.

-Вы сможете восстановить пропущенные буквы?

А…НОТАЦИЯ

А…ЛИТЕРАЦИЯ

А…БРЕВИАТУРА

- В словаре происхождения слов найдем значение первого слова.

- Как называется страница в книге, где (как правило!) помещается ее краткое содержание? (Титульный лист, или титул).

- Найдите аннотацию на обороте учебника, зачитайте.

- На уроках по развитию речи мы будем учиться составлять аннотации.

- Выскажите предположение: какая была латинская приставка в этом слове? (АД-)

- Прочитайте объяснения на  с. 119.

- Почему же слово аннотация пишется с удвоенной буквой согласного?

(Ад+нот/о+…= аннотация)

- Составьте словосочетание, подчеркните удвоенную букву согласного. (краткая аннотация)

- Знакомо ли вам слово аллитерация?

-Вспомним стихотворение, пройденное в 3 классе.

(Автор -  Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд…»)

- Перечитайте стихотворение, с.120. Какие звуки повторяются? (Согласные).

- Какое впечатление создает этот повтор? (Кто-то шепчет, шепелявит, присвистывает. Шелест листвы, дождя.)

- Как называется такой прием? (Звукопись.)

- Звукопись, основанная на повторе согласных звуков, называется аллитерацией.

- Прочитайте правило на с.121.

- Что такое аллитерация? (приём повтора одного или нескольких согласных звуков для создания какого-либо впечатления)

- Какая была приставка в этом слове?

-Придумайте словосочетание со словом аллитерация. (стихотворение с аллитерацией)

- Запишите словосочетание, подчеркните букву удвоенного согласного.

-Прочитайте следующий плакат летучей мыши.

- Какие еще латинские слова  переводятся  как «буква»?  (телеграмма – вдаль, далеко + буква, слово; орфограмма – правильная буква; грамматика – наука об изменении слов и  устройстве предложений).

- И еще с одним латинским словом мы знакомимся: аббревиатура.

-Что такое аббревиатура? (это сокращенное написание слова или группы слов)

-Придумайте словосочетание со словом аллитерация. (аббревиатура организации)

- Запишите. Подчеркните букву удвоенного согласного.

- Прочитайте комментарий учебника, как образовалось это слово и что оно обозначает? Сможете привести примеры аббревиатур?

- Выполним упр. 92.  С. 122

-Прочитайте текст задания. Вслух прочитает …

-Читай первое словосочетание.

-Назови аббревиатуру из словосочетания.

-Как расшифровывается?

-Выйдет записать у доски…

-Сначала аббревиатуру, затем рядом через тире – расшифровку.

МГУ - Московский государственный университет.

Промтовары – промышленные товары.

 МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям (Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий).  

ДТП – дорожно-транспортное происшествие.

ЦСКА – центральный спортивный клуб армии.

РФ – Российская Федерация.

 США – Соединенные Штаты Америки.

ГЭС – гидроэлектростанция.  

Универмаг – универсальный магазин.

- Какие аббревиатуры образовались из первых частей слов? (промтовары, универмаг)

- Из первых букв слов? (остальные)

-Следующее упражнение, обратное предыдущему. Нужно будет из слов составить аббревиатуру и записать.

Европа и Азия-________________

Выставка достижений народного хозяйства- ______________

Зоологический магазин - _____________

Заведующий учебной частью - _________

Волжский автомобильный завод-____________

Театр юного зрителя - ____________

-Составьте 3 предложения с 3 аббревиатурами.

Отвечают на вопросы, составляют предложение.

VI.Итог урока

1.Подведение итогов

Коммуникативные:

Самостоятельно

 делать выводы

-Какова была тема и цель урока?

-Перечислите слова, с которыми мы познакомились?

-Назовите значение каждого.

Отвечают на вопросы.

2.Рефлексия.

- Продолжите фразы на слайде:

Я узнал(а)…

Научилась…

Запомнила…

Затруднялась в …

Было интересно…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 4 «В» класс

Слайд 6

… утром мы вышли на прогулку. … ветерок шелестел в листве. Мы побрели по … дорожке. Вдалеке виднелась … усадьба. О ней можно … много интересного . Слова для справок: стари( н / нн ) ый , дли( н / нн ) ый , осе( н / нн ) ий , ра ( н / нн ) ий , ра (с/ сс )казать. Ранним Осенний длинной старинная рассказать

Слайд 7

нн сс

Слайд 8

Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Слайд 9

аттракцион

Слайд 10

аккуратный

Слайд 11

аппетит

Слайд 12

ассистент

Слайд 13

аппликация

Слайд 14

А…НОТАЦИЯ А…ЛИТЕРАЦИЯ А…БРЕВИАТУРА Н Л Б

Слайд 15

Ад+нот / о+ …= аннотация

Слайд 16

Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд…»

Слайд 17

Ад+литер / а+ …= аллитерация

Слайд 18

Ад+брев / о+ …= аббревиатура

Слайд 19

МГУ - Московский государственный университет .

Слайд 20

– промышленные Промтовары товары.

Слайд 21

– Министерство по МЧС чрезвычайным ситуациям.

Слайд 22

– дорожно-транспортное ДТП происшествие .

Слайд 23

– центральный ЦСКА клуб армии . спортивный

Слайд 24

– Российская Федерация. РФ

Слайд 25

– Соединенные Штаты Америки. США

Слайд 26

– гидроэлектростанция. ГЭС

Слайд 27

– универсальный Универмаг магазин.

Слайд 28

Евр опа и Азия -_____________ В ыставка д остижений н ародного х озяйства - _____ Зоо логический магазин -____________ Зав едующий у чебной ч астью - _____ В олжский а втомобильный з авод -____ Т еатр ю ного з рителя - ______ Евразия ВДНХ Зоомагазин Завуч ВАЗ ТЮЗ

Слайд 29

Я узнал(а)… Научился( лась )… Запомнил(а)… Затруднялся(ась) в … Было интересно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"

Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс.  Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...

Конспект урока по русскому языку Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.Цель урока: учить работать с информацией, представленной в табличной форме; иллюстрировать об...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Окончания существительных во множественном числе в И.п"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Окончания существительных во множественном числе в И.п.Цель урока: учить работать с информац...

Урок русского языка в 3 классе "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Конспект урока "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" с приложением...

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс...