Урок по русскому языку во 2 классе по теме: «Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Корабельникова Светлана Викторовна

Тема урока: «Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков».

Учитель: Корабельникова Светлана Викторовна.

Класс: 2.

УМК: «Планета знаний».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков».

Учитель: Корабельникова Светлана Викторовна.

Класс: 2.

УМК: «Планета знаний».

Цель деятельности учителя: учить определять условия выбора гласных после разных групп твердых  и  мягких согласных.

 Планируемые результаты

личностные: соблюдать основные моральные нормы поведения;

 метапредметные:

регулятивные – научатся понимать цель выполняемых действий

познавательные – научатся находить, cравнивать, группировать звуки, буквы, слова;

коммуникативные – научатся слышать, точно реагировать на реплики, адекватно использовать речевые средства;

предметные: научатся использовать правила обозначения гласных и  согласных звуков на письме.

Ход урока.

I.Чистописание.

1.Разминка для пальцев.

2.Работа над формой строчной и заглавной буквы с и С.

-анализ букв. Показ на доске.

-прописывание букв с и С,

-прописывание соединений: са, сл, ос, ус, се, Ст, См, Сг, Со,

 -прописывание слов: осень, сентябрь.

Слово сентябрь записать в словарик.

-Какой гласный звук мы слышим в сильной позиции? ( а)

-В слабой? (и).

-Подберите однокоренные слова : сентябрьский. Буква е в слабой позиции, не смогли поставить в сильную позицию. Слово заимствованное. Этимология слова: September (латинск.) образовалось от septem – семь- ведь год у древних римлян начинался с марта, а сентябрь был на седьмом месте.

-А как меняется природа в начале осени?

Ответы детей.

2.Работа с текстом.

Слайд 1.

   Б…резовая рощ…  в  с…нтябре  преобр…зилась. Листоч (ь)ки на б…резах превратились в з…лотые  монетки. Узкие тр…пинки закруж…лись  желтыми змейками. Не узнать старый пень : на нем пос…лилась дружная с…мейка опят. Кустики ш…повника на кр…ю рощи стали рыж…ми.

-Выписать слова с пропущенными орфограммами, подчеркнуть орфограммы.

На доске в тексте дети по одному вписывают пропущенные буквы.

Перепишите последнее предложение в тетрадь.

Сделайте транскрипцию слова «кустики».

-Дайте характеристику каждому звуку (устно).

-Что вы заметили?

-Звук «к»  перед «у» твердый, перед «и» мягкий.

-Почему так происходит?

-Перед гласными я. е,е,ю,и согласные звуки мягкие (дети могут отметить Ь), перед гласными а,о,э,у,ы – твердые.

Запись в тетради:

Перед   я, е,е,ю   согл.  мягкие

Перед   а,о,э,у,ы  согл. твердые

3. Работа по учебнику.

Стр. 34, упр.6 устно.

-Сделайте запись транскрипции слова  «люк». Дайте характеристику каждому звуку (обратите  внимание на мягкость  «л» . Как отмечается в транскрипции?  Буква «ю»,  а звук «у»).

-Сделайте запись транскрипции слова  «лук». Дайте характеристику каждому звуку.

-Чем отличается транскрипция?

Стр.35, упр.9,устно.

-Какими буквами различаются выделенные слова?

Сито-сыто.

-Сделайте транскрипцию этих слов.

-Какими звуками различаются выделенные слова?

Стр.35,упр.10.

-Запишите транскрипцию слов «крем», «музей».

-Как правильно произносить эти слова?

4.Физминутка «Вертушки».

5.Дифференцированное задание.

Слайд 2.

 Записана транскрипция слов, записать слова в тетрадь (без транскрипции).

-Какие слова я зашифровала?

1вариант:  уголь, няня, мал, лось.

2 вариант: мил, плюшка, ослик,

3вариант: пыль, енот, нес, носорог.

-Транскрипция какого слова отличается от остальных  в 3 варианте?

Носорог  – все согласные звуки твердые.

Задание выполняется на магнитных индивидуальных досках.

-Запишите ответы.

6. Закрепление. Тест.

1. А) Звуки речи -   это стук, гром, звон, шум.

              Б) Звуки речи - это гласные и согласные звуки.

 2.   А) Звук можно услышать и произнести.

              Б)  Букву можно услышать и произнести.

 3.   А) Гласные звуки бывают ударные и безударные.

             Б) Согласные звуки бывают ударными и безударными.

 4.  А) Согласные бывают глухие и звонкие, твердые и мягкие.

           Б)  Гласные бывают глухие и звонкие, твердые и мягкие.

 5. А)  Гласный звук образует слог.

            Б) Согласный звук образует слог.

 6.  А) Ударный слог в слове произносится слабее других.

             Б) Ударный слог в слове произносится сильнее других.

 7. А) Буквы обозначают звуки на письме.

             Б) Звуки обозначают  буквы  на письме.

 8. А) Алфавит – это все буквы в беспорядке.

             Б) Алфавит – это все буквы по порядку.

7. Рефлексия.

Понравился урок?

Что нового узнали? Что понравилось?

Все ли получилось?

У кого возникли затруднения?

Всем спасибо. Похлопали в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку (1 класс) по теме: « Парные согласные »

Пояснительная записка.Русский язык в 1 классе.Презентация по теме: « Парные согласные ».Цель: Развитие познавательных, коммуникативных, информационных компетенций учащихся, через изучение данной темы....

конспект урока по обучение грамоте 1 класс УМК "Планета Знаний" «Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]"

конспект урока по обучению грамоте УМК "Планета Знаний" тема:"Буквы Ч.ч, обозначающие  мягкий согласный звук [ч,]....

Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Формирование умения определять функцию гласных звуков, бозначать твёрдость и мягкость согласных перед ними, проводить звуковой анализ слова, определять слова с равным и разн...

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "ПНШ" «Упражнение в определении мягкости и твёрдости согласных звуков»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения определять  твёрдость и мягкость согласных звуков, развитие умения делать звуковой анализ слов, развитие фонематического слуха....

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.3.Пополнять словарный запас учащи...

Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме "Согласный звук [й\'] и буква И краткое"

Конспект урока по русскому языку по теме "Согласный звук [И’] и буква И краткое"2 класс, Школа России...