Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Седых Татьяна Владимировна

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Тема: Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: – Развитие творческих способностей учеников в процессе словопроизводства и создания текстов с использованием «необычных» слов, образованных разными суффиксами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: сочинят сказку с использованием имён существительных с разными суффиксами

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 

УУД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Ориентироваться на развороте учебника. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).  Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

КОММУНИКАТИВНЫЕ - Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре.

ЛИЧНОСТНЫЕ: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ХОД  УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Кто говорит – тот сеет, кто слушает – тот пожинает.

Как вы понимаете смысл данной пословицы?

Воспринимают. Отвечают. Настраиваются на работу.

2. Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

Проверка домашнего задания.

Опрос.

– Какое значение имеют суффиксы -их-, -иц-, -енок-? (Обозначают животных (самку) и их детёнышей.)

– Какие вы знаете уменьшительно-ласкательные суффиксы?

– Какое значение у суффикса -очк- в слове мамочка? (Ласкательное.)

– У каких суффиксов есть значение «человек по роду занятий»?

(-тель, -ник-.)

– Одинаковые или разные суффиксы в словах ельник и мельник? Почему?

– Какие значения может иметь суффикс -ник-?

– Приведите примеры из задания № 8, тема 7 в рабочей тетради, которое вы выполняли дома. Прочитайте слова и значения, которые вносит в них суффикс -ник-.

Выполняют задания чистописания.

Отвечают домашнее задание.

Отвечают на вопросы.

Актуализируют изученные знания.

Делают выводы.

3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

– Сегодня вы сами будете сочинителями – придумывать слова с изученными суффиксами и составлять с ними рассказы (сказки).

Планируют работу на уроке ставят цели и задачи на урок.

4. Развитие умений.

Работа в учебнике.

1. Подготовительная работа.

1. Упр. 279.

– На что похожи её слова? (В слове цветонок суффикс -онок-, с его помощью образуются существительные, обозначающие детёнышей животных; цветоночек – уменьшительно-ласкательная форма от цветонок, суффикс -ек- (ср. зайчонок – зайчоночек); цветиха (ср. зайчиха, ежиха).

2. Устное сочинение.

– Что могло произойти с этими героями в саду? С чего всё начнётся? Чем закончится? (2–3 ученика предлагают темы и варианты развития действия этой сказочной истории.)

2. Сочинение сказки.

Упр. 280.

1. Работа по содержанию сказки.

– Рассмотрите иллюстрацию. Какой по жанру текст мы будем сочинять? (Сказку.)

– Чем необычна страна, где живут наши герои? Как мы её можем назвать? (Моросейка, Тучкоград, Мокриха и т.д.)

– Как зовут героев? (Папа – Дождь, мама – Дождиха, дети – дождятки, сынок – Дождёнок.)

– Что могло случиться в этой стране? (Все стали скучными, одинокими; заболел сынок; перепили воды и т.д.)

– Чем всё закончилось? Кто помог или навредил? Как развивались события?

2. Работа над структурой сказки.

– Наша сказка не должна быть длинной. Мы расскажем об одном приключении из жизни семьи Дождя.

Примерный план:

1) Вводная часть. Где происходят события, когда, с кем?

2) Основная часть.

а) С чего всё началось?

б) Что произошло?

в) Как развивались события?

3) Заключительная часть. Чем всё закончилось?

– Определите фразы, слова, с которых может начинаться вводная часть. (Жили-были ...; В далёком царстве, в небесном государстве...), основная часть (Вдруг..., однажды...), заключительная часть (Так все и решили..., на этом всё и закончилось..., долго ещё... .)

– Помните, что надо донести до читателей вашу главную мысль.

3. Орфографическая подготовка.

4. Самостоятельная работа и самопроверка.

Дети наблюдают за «авторским словообразованием» девочки.

Размышляют, отвечают.

Ученики читают задание про себя и формулируют его вслух.

Рассматривают иллюстрацию.

Анализируют.

Рассуждают.

Размышляют.

Анализируют план.

Приводят примеры.

Делают выводы.

Повторяют написание имён собственных, слов с буквами безударных гласных, не проверяемыми и проверяемыми ударением.

Выполняют самостоятельную работу. Взаимопроверка.

5. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Вам понравилось придумывать новые слова?

– Что для этого нужно знать?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Домашнее задание

1. Проиллюстрировать свою сказку.

2. Задание № 10, тема 7 в рабочей тетради.

Подводят итоги урока. Оценивают собственную деятельность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....