Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык с увлечением» разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями:
26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г. (далее ФГОС НОО)
2. Положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова Курской области (протокол пс№11 от 15.06.2020 Приказ 177/1 от 18.06.2020).
3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова Курской области на 2019-2023 уч.г. (протокол пс №11 от 15.06.2020 Приказ 177/1 от 18.06.2020)
4. Учебный план МБОУ Гимназия №1» г. Курчатова на 2020/2021 учебный год (протокол пс№11 от 15.06.2020 Приказ 177/1 от 18.06.2020)
5. Федеральный перечень учебников с изменениями, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. (ПРИКАЗ от 18 мая 2020 г. N 249 )
Программа создавалась на основе авторской программы под редакцией Коваленко Л.Н. «Русский язык с увлечением» 3 класс. — Москва: ООО «Планета, 2014». Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Учебно-методический комплекс на основе которого разработана программа
«Русский язык с увлечением. 3 класс.» : Учебное пособие «Русский язык с увлечением» под редакцией Коваленко Л.Н. «Русский язык с увлечением» 3 класс. — Москва: ООО «Планета, 2014».
Общее количество часов в соответствии с программой -35 часов, 1час в неделю согласно Программа разработана на базовый уровень усвоения, что обусловлено особенностями класса. Психолого-педагогическая характеристика прилагается к воспитательному плану.
Планируемые результаты изучения учебного материала
В результате освоения предметного содержания по русскому языку с увлечением у учащихся, оканчивающих 3 класс, формируются учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия | |
У третьеклассника будут формироваться: — внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком; — интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в заданиях рабочей тетради; — ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; — представление о своей этнической принадлежности. | Третьеклассник получит возможность для формирования: — интереса к познанию русского языка; — ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; — самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; — представления о совей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Третьеклассник научится: — принимать и сохранять учебную задачу; — учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; — принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; — принимать роль в учебном сотрудничестве; — выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. | Третьеклассник получит возможность научиться: — контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; — на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений; — самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия. |
Познавательные универсальные учебные действия | |
Третьеклассник научится: — пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в рабочей тетради; — ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; — анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; — осуществлять синтез как составление целого из частей; — устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. | Третьеклассник получит возможность научиться: — проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; — обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Третьеклассник научится: — выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; — воспринимать другое мнение и позицию; — формулировать собственное мнение и позицию; — договариваться и приходить к общему решению; — открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. | Третьеклассник получит возможность научиться: — строить монологическое высказывание; — ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; — учитывать другое мнение и позицию; — договариваться и приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); — осуществлять действие взаимоконтроля. |
Предметные результаты
К концу третьего класса обучающийся должен знать / понимать:
- повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;
- части речи: имя существительное, род, число, изменение существительных по
вопросам в предложении; имя прилагательное, род, число прилагательного, согласование с именем существительным; глагол, число глагола, род; предлоги;
- корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных;
- имена собственные;
- парные согласные на конце слова, правила их правописания;
уметь:
- находить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения;
- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имён существительных; род, число имён прилагательных; род, время и число глаголов), образовывать множественное число от единственного, единственное от множественного существительных и прилагательных в именительном падеже (без термина «падеж»);
- писать раздельно предлоги со словами;
- подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
- находить в словах орфограммы на изученные правила;
- различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
- обозначать парные согласные на конце слов;
- различать слова с разделительными ь и ъ;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;
- приводить примеры слов с нужными орфограммами.
Содержание курса кружка «Русский язык с увлечением»
1. Загадки русского языка
Тема 1. Сказочное царство слов
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
Тема 2-3. Путешествие в страну слов. Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов.
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 6-7. В гостях у слов родственников
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
2. Речевой этикет
Тема 8-9. Добрые слова
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
3. Откуда пришли слова
Тема 10. Экскурсия в прошлое
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке.
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
4. В стране слов
Тема 14-15. Синонимы в русском языке. Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова - антонимы
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17. Слова- омонимы
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок.
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
5. В стране сочинителей
Тема 21-22. В стране Сочинителей.
Беседа о рифмах . Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Тема 23-24. Искусство красноречия.
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
6. Занимательное словообразование
Тема 25. Праздник творчества и игры.
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова.
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы.
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы .Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Тема 30-31. Шарады и логогрифы
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 34. КВН по русскому языку.
Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Количество часов | Общее количество | ||||
Теория | Практика | Контроль | |||||
1. Загадки русского языка | 7 | 1 | Сказочное царство слов . | 1 | 1 | ||
2-3 | Путешествие в страну Слов. | 1 | 1 | 2 | |||
4 - 5 | Чудесные превращения слов. | 2 | 2 | ||||
6 -7 | В гостях у слов- родственников. | 1 | 1 | 2 | |||
2. Речевой этикет | 2 | 8- 9 | Добрые слова. | 1 | 1 | 2 | |
3. Откуда пришли слова | 4 | 10 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | |||
11- 12 | Новые слова в русском языке. | 2 | 2 | ||||
13 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 | 1 | ||||
4. В стране слов | 7 | 14- 15 | Синонимы в русском языке . | 1 | 1 | 2 | |
16 | Слова- антонимы. | 1 | 1 | ||||
17 | Слова- омонимы. | 1 | 1 | ||||
18 | Крылатые слова. | 1 | 1 | ||||
19- 20 | В королевстве ошибок. | 1 | 1 | 2 | |||
5. В стране сочинителей | 4 | 21-22 | В стране Сочинителей. | 1 | 1 | 2 | |
23-24 | Искусство красноречия. | 1 | 1 | 2 | |||
6. Занимательное словообразование | 8 | 25 | Праздник творчества и игры. | 1 | 1 | ||
26 | Трудные слова. | 1 | 1 | ||||
27 | Анаграммы и метаграммы. | 1 | 1 | ||||
28-29 | Шарады и логогрифы. | 2 | 2 | ||||
30 | Откуда пришли наши имена. | 1 | 1 | ||||
31 | Занимательное словообразование. | 1 | 1 | ||||
32 | КВН по русскому языку. | 1 | 1 | 1 | |||
7. Повторение | 3 | 33-35 | Резервные часы | 3 | |||
Итого | 35 | 8 | 16 | 8 | 35 |
Перечень литературы в учебно-методическом обеспечении
по федеральному государственному образовательному стандарту
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
- Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4 классы – М: Просвещение, 2011.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
Интернет-ресурсы.
1. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
3. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50
4. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
6. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: http://www.gramota.ru
7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed
8. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...