Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:"Части речи" программа Школа России
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Изучение нового материала по теме:«Общее представление о частях речи». Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения: развитие умения писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка; развитие умения списывать предложения по правилам русского языка; формирование общего представления о частях речи; расширение словарного запаса учащихся; формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Школа России_русский язык_Канакина_2 класс | 388.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель – формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Общее представление о частях речи».
Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие навыков сотрудничества с взрослым;
- формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.
Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:
- формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;
- формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:
- развитие умения писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;
- развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;
- формирование общего представления о частях речи;
- расширение словарного запаса учащихся;
- формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
- формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению.
Оборудование:
Ученики: учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, язык», цветные карандаши, листы с индивидуальным заданием.
Учитель: электронная презентация, электронное пособие к учебнику, учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина.
1. Организационный момент.
Цель – проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.
Ребята, готовы вы к уроку? .(Да)
На вас надеюсь я, друзья.
Мы веселый, дружный класс
Всё получится у нас.
-Постараемся, чтобы наше отличное настроение сохранилось на весь урок.
-Мне очень хочется, чтобы этот урок русского языка был для вас интересным и познавательным.
-Посмотрите на доску и прочитайте высказывание А.С. Пушкина.
-Как вы его понимаете?
-Это высказывание будет сегодня эпиграфом к нашему уроку, а сказка, которую мы с вами читали на уроках литературного чтения поможет нам повторить и закрепить пройденный материал и открыть новые тайны русского языка.
2. Чистописание
Цель – умение соотносить свою деятельность с образцом.
-Откроем тетради. Запишем число, классная работа и это высказывание. которое и будет являться нашей минуткой красивого письма.(Повторить правила письма)
3 Актуализация знаний
Цель – воспроизведение учащимися необходимых знаний и способов деятельности для открытия «нового» знания.
-Какую большую тему мы изучили? (Изучили тему «Звуки и буквы»)
- Что мы изучали в этой теме? (Изучали орфограммы русского языка).
-Какие? (Дети перечисляют изученные орфограммы).
-Чему учились? (Учились писать слова в соответствии правил русского языка).
- Проверим себя. Применим полученные знания. Запишем слова под диктовку, выделяя
изученные орфограммы.(Один ученик работает на доске)
Писатель, русский, живет, Пушкин, вечный.
- Возьмите карандаши, проверьте и оцените себя по «светофору».
-Посмотрите на слова, подумайте по какому признаку эти слова можно распределить на группы? (Высказывания детей)
СЛАЙД
Слова - названия
предметов | признаков предметов | действий предметов |
кто? | какой? | что делает? |
что? | какая? | что сделают? |
какое? | что делают? | |
какие? | что делали? |
-Итак, слово это не только набор звуков и букв, но и название предмета. признака предмета, действия предмета. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы. (Хоровое прочтение вопросов).
4 Усвоение новых знаний и способов деятельности
-Цель - формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению.
Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаков и действий отвечают на разные вопросы и разное обозначают. Тогда ученые по этим двум особенностям слов
1. На какой вопрос отвечают
2. Что обозначают – объединили их в большие группы, которые называются частями речи. Но встал вопрос. Как эти группы назвать?
Всему название дано –
И зверю и предмету
Вещей вокруг полным-полно.
А безымянных нету.
- Слова, которые обозначают то, что можно потрогать, увидеть, услышать и даже подумать, как о чем-то существующем, и обозначающем предмет. Ученые договорились назвать их именами существительными.
-На какой вопрос отвечают имена существительные?
-Слова, которые можно «приложить», присоединить к существительному и которые обозначают признак предмета называют именами прилагательными.
На какой вопрос отвечают имена прилагательные?
-Слова, которые любят рассказывать о действии предмета, или как в старину говорили «разглагольствовать», о том, что любят делать имена существительные ученые назвали глаголами.
-На какие вопросы отвечает глагол?
-Сегодня вы узнали только о трех частях речи, но на самом деле их гораздо больше. С какими то мы будем знакомиться в начальной школе, а о каких-то вы узнаете в старших классах.
СЛАЙД №1
Слова - названия
предметов | признаков предметов | действий предметов |
кто? | какой? | что делает? |
что? | какая? | что сделают? |
какое? | что делают? | |
какие? | что делали? | |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ГЛАГОЛ |
-В русском языке принято сокращать части речи на письме
Существительное – сущ.
Прилагательное – прил.
Глагол – гл.
-Обратимся к учебнику страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.
-Прочитайте текст правила.
-Что же называют частями речи? (зачитать)
-Какую функцию выполняет каждая часть речи? (зачитать)
-Какие названия есть у каждой части речи? (зачитать)
5. Первичная проверка понимания нового материала.
Цель - вербальное фиксирование нового знания.
- Послушайте отрывок из сказки А.С.Пушкина
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
-Из какого произведения эти строки?
- Посмотрите на экран. Прочитайте слова из этой сказки.
(Работа с электронным пособием к учебнику)
-Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите мешочки по корзинам.
Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово будем действовать по алгоритму.
1. Задать к слову вопрос.
2. Определить, что обозначает слово.
3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.
- Ребята, мы помогли не только лосятам, но и себе. Чему мы учились?
(Учились распознавать части речи)
6. Игра «Немой диктант»
Цель – Осознание учащимися степени овладения понятиями и применение полученных знаний
-Посмотрим как вы это усвоили.
-Что я держу в руке? (карандаш)
-На какой вопрос отвечает это слово?
-Что обозначает?
-Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет?
-Подберите к этому существительному прилагательное.
-На какой вопрос отвечает прилагательное?
-Теперь подберите к нему глагол?
-Ну а сейчас возьмите листы с индивидуальными заданиями и найдите задание №1.
Сейчас будет «немой диктант»
-Я вам показываю предмет. Вы записываете в нужную колонку название этого предмета и подбираете подходящие к нему по смыслу прилагательное и глагол по образцу.
(Учитель показывает предметы: зеркало, яблоко, белка, лебедь)
По окончании диктанта учитель проводит фронтальный опрос и корректирует ответы учащихся.
7.Физкультминутка.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Цель – Включение в систему знаний и закрепление.
-Продолжаем работу на листах. Выполним задание №2.
-Прочитайте задание.
(В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи).
СЛАЙД №2 Проверьте и оцените себя по образцу («светофор»).
9. Работа с текстом.
Цель - развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;
- формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
-Прочитайте задание №3 на ваших листах.
(Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова для справок. Определите их части речи и запишите в тетрадь)
-Можно ли назвать эти предложения текстом?
-Определите тему текста?
СЛАЙД №3 Проверьте и оцените себя по образцу («светофор»)
10. Работа по учебнику.
- Стр. 40 упр. 68. Составьте по рисунку предложение. Запишите его.
Проверка (светофоры).
10. Итог урока.
Цель - Осмысление своих достижений
-Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему учились?
(Учились определять какой частью речи является слово.
Учились распознавать признаки частей речи)
-Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи?
11. Рефлексия.
Цель – Проверка эмоционального состояния.
-А теперь подведите итог урока каждый сам себя (Итоговый тест на листах. Задание №4 )
12 Домашнее задание.
Стр.42 упр. 70, повторить сведение о частях речи.
Лист индивидуальных заданий
Задание №1
существительное | прилагательное | глагол |
карандаш | простой | рисует |
Задание №2
В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи
существительное | прилагательное | глагол |
сказка | добрый | выдумывать |
чудо | волшебная | заколдует |
золотая | сказочный | рассказываем |
терем | летает | читать |
белочка | вкусное | фея |
орешек | интересная | мечтаем |
Оцени себя
Задание №3
Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова для справок. Определите их часть речи и запишите в тетрадь.
На уроках мы ……….. сказку А.С. Пушкина. Там ……………. разные герои. ……….
старуха, …….. старик, ………… рыбка. …… сначала выполняла просьбы старухи, а потом наказала её. ………… учит нас не быть жадными.
Слова для справок: читали, встречаются, золотая, безвольный, жадная, рыбка, сказка.
Оцени себя
Задание №4
Выберите к каждому вопросу ответ.
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Материал урока мне был | понятен / не понятен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта» УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта»...
Конспект урока русского языка 3 класс, «Что обозначает глагол», УМК «Школа России»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Что обозначает глагол»Цели деятельности учителя: закрепление понятия о глаголах, о роли глаголов в речи; Планируемые результатыПредметн...
Конспект урока русского языка 3 класс, «Составление письма другу», УМК «Школа России»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Составление письма другу»Цели деятельности учителя: формирование способности излагать свои мысли письменно через построение предложений. Планируемы...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему " Простые и сложные предложения" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложногоЦели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о простом и слож...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Неопределенная форма глагола " ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Неопределенная форма глагола» Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; умения распознавать гла...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Число глаголов" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Число глаголов»Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам; формирование умения определять число глаголаПлан...