Технологическая карта по обучению грамоте "Буква ь показатель мягкости предшествующего согласного"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Технологическая карта по обучению грамоте "Буква ь показатель мягкости предшествующего согласного"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_obucheniyu_gramote.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по обучению грамоте
Разработала : Багаутдинова Разифа Зайтуновна,учитель начальных классов МОБУ СОШ с.Рятамак
Тема | Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. |
Цель | Создать условия для ознакомления учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных. |
Задачи | 1)научить читать и находить слова с мягким знаком; 2)развивать связную речь; 3)воспитывать бережное отношение к природе. |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Планируемые результаты | |
Предметные | Осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
Личностные | Проявляют интерес к окружающей природе |
Метапредметные | Регулятивные: удерживают цель до получения ее результата. Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; характеризуют букву ь. Коммуникативные: выразительно рассказывают |
Образовательные ресурсы | Презентация, «лента букв», написанные слова. |
Межпредметная связь | Окружающий мир |
Ход урока
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Формируемые умения | |||||
I.Мотивация учебной деятельности Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Приветствие учащихся. Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Беритесь, ребята, Скорей за работу. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |||||
II. Актуализация знаний | -Урок обучения грамоте с чего мы начинаем? -Для чего нужна речевая разминка? - Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, И матросы три недели карамель на мели ели. -Как вы понимаете значение слова мель? (Неглубокое место в реке, озере или в море, опасное для судов) -Карамель - кондитерское изделие. -Произнесите гласные звуки. -Произнесите только звонкие согласные. -Произнесите только глухие согласные. -Молодцы, вы всё знаете! | Отвечают на вопросы Сначала читают медленно, потом быстро. | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | |||||
III. Самоопределение деятельности | – Ребята, когда я шла сегодня в школу, увидела на дороге вот такие слова: лос сол ел пен. -Что не знал тот человек, который написал эти слова? — Как вы, ребята, думаете, сегодня какая тема урока обучения грамоте? — Опираясь на тему, сформулируйте цели нашего урока. Используйте слова, записанные на доске. -Ребята, будьте внимательны в течение урока, правильный вариант написания этих слов нам встретятся ещё. | Отвечают на вопросы Он не знают букву ь Тема урока: «Буква ь». Познакомимся…(с новой буквой ь) Научимся... (читать слова с ь) Узнаем, что показывает ь. | Осознают тему и цели урока | |||||
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слов | Перед учениками презентация с изображением двух гусей и одного гуся. – Рассмотрите схемы слов. Выполните слого-звуковой анализ слов. – Буква ь сама никакого звука не обозначает, а нужна для того, чтобы обозначить мягкость согласного звука. -Чтобы лучше запомнить правило, возьмите ручки, тихо её раскатываем между ладонями и повторяем «Буква мягкий знак не обозначает звука, служит для смягчения согласных звуков». | – Согласный звук в слоге си мягкий [c’]. Мягкость обозначена буквой и. Слово гусь состоит из трех звуков (из слияния и мягкого согласного, гласного, твердого образующих один слог) | Выполняют слого-звуковой анализ слова гуси (с опорой на схему). Объясняют, как обозначена мягкость согласного звука [с’]. Соотносят звуковую форму слова гусь с его схемой. Устанавливают количество звуков в слове | |||||
2. Дидактическое упражнение «Один – много» | – Прочитайте слова. – Назовите слова, которые обозначают один предмет, много предметов. - Какую роль играет в этих словах буква мягкий знак? | Читают слова. – Один предмет: голубь, лебедь | Различают существительные единственного и множественного числа | |||||
3.Работа в парах. Мягкий знак в словах. | Придумайте свои пары слов. – Назовите все месяцы года Названия каких месяцев имеют на конце мягкий знак? | Много предметов: голуби, лебеди. – Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь | По аналогии составляют свои примеры. Распознают мягкий знак в словах. Перечисляют названия месяцев года | |||||
4. Знакомство с буквой ь | – На что похожа буква ь? Буква Р перевернулась – Мягким знаком обернулась В. Степанов Мягкий знак – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь, Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак. | Высказывают свои предположения. | Находят букву ь на «ленте букв». | |||||
Физкультминутка | - А теперь давайте отдохнём. Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок. Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор. | Выполняют движения | Осуществляют профилактику утомления | |||||
5. Работа с текстом | – Прочитайте текст. – О ком говорится в рассказе? -Где живёт лось? -Как вы думаете, это дикое или домашнее животное? Докажите. -Интересно, у нас обитает лось? – Чем питается лось? –Ещё что любит лось? – Что насыпали мальчики лосю? – Как можно назвать рассказ? -Таким образом, что вы узнали сегодня и вспомнили из предмета окружающий мир о лосе? –Ребята, кто увидел правильно написанные слова, в которых была допущены ошибки? Молодцы! Вы самые внимательные! –Читаем текст по цепочке. Все слушаем внимательно и готовим свои пожелания одноклассникам, как улучшить чтение (н-р, читать целыми словами, громко) | Отвечают на вопросы В лесу Дикое животное, так как живёт в лесу, о нём не заботится человек, он сам добывает себе пищу Да, особенно в лесах. Зелёным листом, разной зеленью Рассказывают. Лось – это дикое животное. У него могучие рога. Лосей оберегают. Питаются они листвой, разной зеленью. Лось – не хищник, так питается только растениями. | Осмысленно читают текст рассказа, соблюдая интонацию. Находят ответы на вопросы в тексте, связывают изучаемый материал с ранее пройденным материалом по окружающему миру. Определяют основную мысль рассказа, озаглавливают его. Делают вывод. | |||||
6. Работа с пословицами (учебник) | – Прочитайте пословицы. – Как вы понимаете смысл пословиц? | Читают, выполняют задание | Объясняют смысл пословиц, высказывают свое мнение | |||||
Физкультминутка Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья, Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись. И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались. Завтракали не торопясь, В школу к знаниям стремясь | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | |||||||
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Единственное и множественное число (учебник) | – Сравните слова. Какие из них обозначают один предмет, а какие – много предметов? | Читают слова в столбиках. Называют слова в единственном числе и во множественном числе | Различают существительные единственного и множественного числа | |||||
2. Развитие связной речи. Чтение рассказа (учебник) | – Прочитайте рассказ. – Найдите в тексте слова с ь в середине и в конце слова. – Как вы понимаете выражение «ударили морозы»? – Придумайте конец рассказа | Читают. Находят слова с ь. Объясняют выражение. Придумывают конец рассказа | Понимают смысл прочитанного рассказа, распознают букву ь | |||||
VI. Подведение итогов урока | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»
Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....
Технологическая карта урока по обучению грамоте "Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"
Предмет: обучение грамоте;УМК: Школа РоссииТип урока: открытие новых знаний...
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе на тему: «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»
Урок обучения грамоте в 1 классе (ФГОС) Тема: «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного» («Школа России»)Тип урока: урок открытия нового знанияЦель:...
Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»
Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»...
Конспект урока обучение грамоте по теме "Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии"
Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях, когда она стоит после согласного; учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогосл...
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе «Гласные буквы Ё,ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии»
Цель урока: создать условия для закрепления ознакомления учащихся с особенностью буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [й’о]), чтение слогов и слов с буквой «ё»....
Технологическая карта "Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии"
Технологическая карта к письма в 1 классе "Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии"...