Технологическая карта по обучению грамоте "Буква ь показатель мягкости предшествующего согласного"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Багаутдинова Разифа Зайтуновна

Технологическая карта по обучению грамоте "Буква ь показатель мягкости предшествующего согласного"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_obucheniyu_gramote.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  по обучению грамоте

Разработала :  Багаутдинова Разифа Зайтуновна,учитель начальных классов МОБУ СОШ с.Рятамак

Тема

Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного.

Цель

Создать условия для ознакомления учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных.

Задачи

1)научить читать и находить слова с мягким знаком;

2)развивать связную речь;

3)воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока

урок открытия нового знания

Планируемые результаты

Предметные

Осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Личностные

Проявляют интерес к окружающей природе

Метапредметные

Регулятивные: удерживают цель до получения ее результата.

Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; характеризуют букву ь.

Коммуникативные: выразительно рассказывают

Образовательные ресурсы

Презентация, «лента букв», написанные слова.

Межпредметная связь

Окружающий мир

Ход  урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формируемые умения

I.Мотивация учебной деятельности

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Приветствие учащихся.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Беритесь, ребята,

Скорей за работу.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Актуализация знаний

-Урок обучения грамоте с чего мы начинаем?

-Для чего нужна речевая разминка?

- Вёз корабль карамель,

наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

карамель на мели ели.

-Как вы понимаете значение слова мель? (Неглубокое место в реке, озере или в море, опасное для судов)

-Карамель - кондитерское изделие.

-Произнесите гласные звуки.

-Произнесите только звонкие согласные.

-Произнесите только глухие согласные.

-Молодцы, вы всё знаете!

Отвечают на вопросы

Сначала читают медленно, потом быстро.

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

III. Самоопределение деятельности

– Ребята, когда я шла сегодня в школу, увидела на дороге вот такие слова: лос  сол   ел   пен.

-Что не знал тот человек, который написал эти слова?

— Как вы, ребята, думаете, сегодня какая тема урока обучения грамоте?

— Опираясь на тему, сформулируйте цели нашего урока. Используйте слова, записанные на доске.

-Ребята, будьте внимательны в течение урока, правильный вариант написания этих слов нам встретятся ещё.

Отвечают на вопросы

Он не знают букву ь

Тема урока: «Буква ь».

Познакомимся…(с новой буквой ь)

Научимся... (читать слова с ь)

Узнаем, что показывает ь.

Осознают тему и цели урока

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слов

Перед учениками презентация с изображением двух гусей и одного гуся.

– Рассмотрите схемы слов. Выполните слого-звуковой анализ слов.

– Буква ь сама никакого звука не обозначает, а нужна для того, чтобы обозначить мягкость согласного звука.

-Чтобы лучше запомнить правило, возьмите ручки, тихо её раскатываем между ладонями и повторяем «Буква мягкий знак не обозначает звука, служит для смягчения согласных звуков».

– Согласный звук в слоге си мягкий [c’]. Мягкость обозначена буквой и.

Слово гусь состоит из трех звуков (из слияния и мягкого согласного, гласного, твердого образующих один слог)

Выполняют слого-звуковой анализ слова гуси (с опорой на схему). Объясняют, как обозначена мягкость согласного звука [с’].

Соотносят звуковую форму слова гусь с его схемой. Устанавливают количество звуков в слове

2. Дидактическое упражнение «Один – много»

– Прочитайте слова.

– Назовите слова, которые обозначают один предмет, много предметов.

- Какую роль играет в этих словах буква мягкий знак?

Читают слова.

– Один предмет: голубь, лебедь

Различают существительные единственного и множественного числа

3.Работа в парах. Мягкий знак в словах.

Придумайте свои пары слов.

– Назовите все месяцы года

Названия каких месяцев имеют на конце мягкий знак?

Много предметов: голуби, лебеди.

– Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

По аналогии составляют свои примеры.

Распознают мягкий знак в словах. Перечисляют названия месяцев года

4. Знакомство с буквой ь

На что похожа буква ь?

Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась

В. Степанов

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь,

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

Высказывают свои предположения.

Находят букву ь на «ленте букв».

Физкультминутка

- А теперь давайте отдохнём.  Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор.

Выполняют движения

Осуществляют профилактику утомления

5. Работа с текстом
(учебник)

– Прочитайте текст.

– О ком говорится в рассказе?

-Где живёт лось?

-Как вы думаете, это дикое или домашнее животное? Докажите.

-Интересно, у нас обитает лось?

– Чем питается лось?

–Ещё что любит лось?

– Что насыпали мальчики лосю?

– Как можно назвать рассказ?

-Таким образом, что вы узнали сегодня и вспомнили из предмета окружающий мир о лосе?

–Ребята, кто увидел правильно написанные слова, в которых была допущены ошибки? Молодцы! Вы самые внимательные!

–Читаем текст по цепочке. Все слушаем внимательно и готовим свои пожелания одноклассникам, как улучшить чтение (н-р, читать целыми словами, громко)

Отвечают на вопросы

В лесу

Дикое животное, так как  живёт в лесу, о нём не заботится  человек, он сам добывает себе пищу

Да, особенно в лесах.

Зелёным листом, разной зеленью

Рассказывают.

Лось – это дикое животное. У него могучие рога. Лосей оберегают. Питаются они листвой, разной зеленью. Лось – не хищник, так питается только растениями.

Осмысленно читают текст рассказа, соблюдая интонацию. Находят ответы на вопросы в тексте, связывают изучаемый материал с ранее пройденным материалом по окружающему миру. Определяют основную мысль рассказа, озаглавливают его. Делают вывод.

6. Работа с пословицами (учебник)

– Прочитайте пословицы.

– Как вы понимаете смысл пословиц?

Читают, выполняют задание

Объясняют смысл пословиц, высказывают свое мнение

Физкультминутка  Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья,

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись.

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В школу к знаниям стремясь

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Единственное и множественное число (учебник)

– Сравните слова. Какие из них обозначают один предмет, а какие – много предметов?

Читают слова в столбиках. Называют слова в единственном числе и во множественном числе

Различают существительные единственного и множественного числа

2. Развитие связной речи. Чтение рассказа (учебник)

– Прочитайте рассказ.

– Найдите в тексте слова с ь в середине и в конце слова.

– Как вы понимаете выражение «ударили морозы»?

– Придумайте конец рассказа

Читают.

Находят слова с ь.

Объясняют выражение.

Придумывают конец рассказа

Понимают смысл прочитанного рассказа, распознают букву ь
в словах, составляют связное продолжение рассказа

VI. Подведение итогов урока

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку   « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Предмет: обучение грамоте;УМК: Школа РоссииТип урока: открытие новых знаний...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе на тему: «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»

Урок обучения грамоте в 1 классе (ФГОС) Тема: «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного» («Школа России»)Тип урока: урок открытия нового знанияЦель:...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»

Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»...

Конспект урока обучение грамоте по теме "Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии"

Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях, когда она стоит после согласного;  учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогосл...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе «Гласные буквы Ё,ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии»

Цель урока: создать условия для закрепления ознакомления учащихся с особенностью буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [й’о]), чтение слогов и слов с буквой «ё»....

Технологическая карта "Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии"

Технологическая карта к письма в 1 классе "Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии"...