Изложение по рассказу Л.Н. Толстого "Котёнок".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Котенок
Котенок. Вася и Катя пошли играть за деревню. Они взяли с собой котенка. Стали дети рвать щавель и забыли про котенка. Тут ехал охотник. Впереди бежали две собаки. Собаки увидели котенка и хотели его схватить. Вася бросился к котенку. Он упал животом на котенка и закрыл его от собак. Охотник отозвал собак. Вася схватил котенка и понес его домой.
1. Куда и зачем отправились Вася и Катя? 2. Кого они взяли с собой? 3. Как произошло, что дети забыли про котенка?
4. Какая опасность подстерегала котенка? 5. Кто пришел на помощь котенку? 6. Какие чувства вы испытываете, читая рассказ?
План 1. Дети отправились играть. 2. Забыли про котенка. 3. Появление собак. 4. Вася спаситель.
Проверь: к о тенок, б е жали, х о тели, схв а тить, ж и в о том, д о мой. Словарные слова: д е ревня, с о баки.
Будь внимателен при написании: в п е р е ди, увид е ли, о хотн и к, о т о звал.
Повторное чтение текста
Котенок. Вася и Катя пошли играть за деревню. Они взяли с собой котенка. Стали дети рвать щавель и забыли про котенка. Тут ехал охотник. Впереди бежали две собаки. Собаки увидели котенка и хотели его схватить. Вася бросился к котенку. Он упал животом на котенка и закрыл его от собак. Охотник отозвал собак. Вася схватил котенка и понес его домой.
Запись текста с использованием плана.
План 1. Дети отправились играть. 2. Забыли про котенка. 3. Появление собак. 4. Вася спаситель.
Предварительный просмотр:
Тема: Изложение по рассказу Л. Н. Толстого «Котёнок».
Цель:
Развивать умение писать изложение: учить детей по образцовому тексту
Создавать свой текст;
Образовательные:
развивать умение точно употреблять в речи слова, словосочетания;
формировать умение осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и
Самооценку;
закреплять умения писать слова из словаря;
проверить состояние орфографических навыков.
Развивающие:
развивать речь, мышление, память, кругозор;
совершенствовать умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
Воспитывающие:
воспитывать у учащихся умения: самостоятельно добывать знания, принять
И решать учебную задачу;
воспитывать аккуратность;
воспитывать любовь к животным, смелость, находчивость.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с текстом изложения),
Выставка книг Л. Н. Толстого, портрет Л. Н. Толстого.
Ход занятия.
I. Организация класса.
Цель: настроить учащихся на занятие, на творчество.
II. Работа на уроке.
1. Сообщение темы урока.
Сегодня будем писать изложение по рассказу Л. Н. Толстого «Котёнок».
Некоторые рассказы Л. Н. Толстого мы уже читали. (Показываю книжки.)
Какие читали?
Это большой мастер слова. По его произведениям мы учимся выражать свои
Мысли, давать характеристику героям. Сегодня чему будем учиться? (Сами
Создавать текст на основе произведения Толстого, будем учиться
Правильно, употреблять слова и словосочетания, чтобы раскрыть
Главную мысль.)
2. Знакомство с текстом.
Прочитайте про себя. Приготовьтесь читать вслух, чтобы другим интересно
Слушать было.
Котёнок.
Вася и Катя пошли играть за деревню. Они взяли с собой котёнка.
Стали дети рвать щавель и забыли про котёнка.
Тут ехал охотник. Впереди бежали две собаки. Собаки увидели
Котёнка и хотели его схватить.
Вася бросился к котёнку. Он упал животом на котёнка и закрыл
Его от собак.
Охотник отогнал собак. Вася схватил котёнка и понёс его домой.
3. Логический анализ.
Прочитайте текст вслух.
Какая беда грозила котёнку?
(Собаки могли покусать).
Почему котёнок не убежал от собак?
(Маленький).
Почему Вася бросился спасать котёнка?
(Жалко, любит).
Какая беда грозила самому мальчику?
(Собаки могли его разорвать).
Почему он не думал о себе?
(Вася больше любит котёнка).
4. Чтение текста.
Что читали?
(Текст).
Докажите.
(Все предложения связаны одной темой про то, как дети спасли
Котёнка.)
5. Структурный разбор.
Прочитайте про себя и определите, какого типа речи текст.
К какому типу речи относится текст?
Повествование.
Докажите.
Текст построен по правилам повествования. Первое предложение
Готовит к развитию действия, это начало действия. Слова и
Предложения указывают на развитие действия, на смену действий.
Последнее предложение указывает на последнее действие, на
Законченность действия. К повествованию можно нарисовать несколько
Картин.
Какие же картинки можно нарисовать?
1. Вася и Катя за деревней, в руках котёнок.
2. Дети рвут щавель, котёнок рядом, охотник, две собаки хотят схватить
Котёнка.
3. Вася бросился на котёнка. Охотник отгоняет собак.
4. Вася несёт котёнка домой.
Какова же идея, главная мысль текста?
В трудную минуту мальчик сумел защитить котёнка.
6. Работа над заголовком.
Подходит ли заголовок «Котёнок» к данному тексту – повествованию.
Не подходит, не соответствует тексту – повествованию.
Подберите заголовок. У нас текст – повествование, значит и в самом
Заголовке может быть слово – действие.
1.Как дети спасли котёнка.
2.Случай с котёнком.
3.Котёнок.
Какой заголовок больше подходит и почему?
(1. – соответствует идее, типу речи – есть действие).
7. Работа над планом.
Составим план текста. Прочитайте про себя и подумайте, на сколько частей
Можно разделить текст. Разделите на части. Поставьте знак абзаца.
(На 4 части.)
Прочитайте 1 часть. Как озаглавили? Как подругому? Как лучше?
(1. За деревней. Охватывает все три события: пошли, стали рвать
Щавель, забыли.)
Чтение 2 части, озаглавьте.
(2. Беда! Опасность!)
Подходит ли заголовок? Почему?
Чтение 3 части, озаглавьте.
(3. Спасение друга.)
Чтение 4 части, озаглавьте.
(4.Беда миновала).
III. Физкультминутка.
IY. Языковой разбор.
1). Повторение идеи.
(В трудную минуту мальчик сумел защитить котёнка.)
Вспомните, какова же идея, или главная мысль текста.
Сейчас будем делать языковой разбор и объяснять, какие слова помогли
Автору раскрыть идею, главную мысль текста.
Прочитайте 1 – ое предложение.
Вася и Катя пошли играть за деревню.
Вася и Катя, почему автор так написал?
(Это маленькие дети, они дружные.)
Почему пошли?
(Нет опасности, спокойно).
Почему за деревню?
(Место действия).
Можно ли опустить слово?
(Будет неясно куда пошли.)
Прочитайте 2 – ое предложение.
Они взяли с собой котёнка.
Почему автор употребил слово они?
(Чтобы не было повтора).
Почему взяли с собой?
(То, что автор говорит, взяли с собой важно, чтобы подчеркнуть общее
Согласие. Оба любят котёнка, вот и взяли с собой. Вместе решили).
Прочитайте третье
Стали дети рвать щавель и забыли про котёнка.
Почему стали?
Предложение.
(На первом месте сказуемое. В тексте повествования действие на первом
Месте).
Почему дети?
(Чтобы не было повтора).
Почему забыли про котёнка?
(Потому что рвали щавель. Это работа. Это не самое страшное, что
Забыли. Это начало опасности. Это должно прозвучать в тексте).
Прочитайте четвёртое предложение.
Тут ехал охотник.
Почему тут?
(Это случилось очень быстро, стоило только отвлечься, как появился
Охотник.)
Почему ехал?
(Действие на первом месте в тексте повествования).
Прочитайте пятое предложение.
Впереди бежали две собаки.
Почему впереди?
(Объясняет возможность наброситься собакам. Охотник был далеко не
Видит.)
Почему бежали?
(Действие на первом месте в тексте повествования).
Почему две собаки?
(Для точности).
Прочитайте шестое предложение.
Собаки увидели котёнка и хотели его схватить.
Почему хотели схватить?
(Ещё не схватили).
Почему его?
(Чтобы не было повтора).
Прочитайте седьмое предложение.
Вася бросился к котёнку.
Почему Вася, а не слово бросился?
(На первом месте автор ставит то слово, которое хочет выделить. Здесь важно
Выделить, кто бросился.)
Каким, словом можно заменить слово бросился?
(Кинулся, побежал).
Что лучше? Почему?
(Бросился, подчёркивает быстроту действия).
Прочитайте восьмое предложение.
Он упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Почему он?
(Чтобы не было повтора).
Почему упал животом?
(Себя не щадил, закрыл от собак).
Если упустить слово от собак?
(Не будет страшно. Обязательно нужно написать так).
Прочитайте девятое предложение.
Охотник отогнал собак.
Почему охотник на первом месте?
(На первом месте автор ставит то слово, которое хочет выделить. Здесь
Важно выделить, кто отогнал. Охотник с
Помог мальчику.)
Можно прогнал?
(Нет. Это его собаки. Он не мог их прогнать).
Прочитайте десятое предложение.
Вася схватил котёнка и понёс его домой.
С какого слова начинается предложение?
(Схватил. Важно кто схватил).
Можно заменить взял домой?
(Нет. Торопился, боялся за котёнка. Вася один это сделал без Кати.
Понял, что не надо подвергать опасности. Вася снесёт домой и вернётся
Рвать щавель).
Y. Орфографическая работа.
Поработаем над орфографией. В тексте много слов с приставками.
Правописание гласных в приставках мы не изучали ещё. Прочитайте слова с
Приставками и назовите приставку и гласную.
ПОШЛИ
С СОБОЙ
ЗАБЫЛИ
ВПЕРЕДИ
УВИДЕЛИ
СХВАТИТЬ
ЗАКРЫЛ
ОТОГНАЛ
ПОНЁС
На доске:
План:
1. За деревней.
2. Беда!
3. Спасение друга.
4. Беда миновала.
YII. Запись текста.
YIII. Проверка.
IX. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сжатое изложение по рассказу И. Арамилева "Димка"
Сжатое изложение по рассказу И.Арамилева "Димка"...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Изложение по рассказу А.П. Чехова « Белолобый». (Повествовательный текст с элементами описания).
1. Учить детей воспринимать и понимать чужой текст, его тему, Главную мысль; 2. Учить устан...
Конспект урока по русскому языку. Изложение по рассказу В.Чаплиной "Мушка" 4 класс
Это конспект урока по развитию речи изложение-повествование....
Изложение по рассказу Г. Скребицкого "Лесные переселенцы"
Материал предназначен для учителей начальной школы и учителей средних классов коррекционной школы VIII вида"...
Обучающее изложение по рассказу С. Алексина «Первая газета» , 4 класс "Школа 2100"
Обучающее изложение по рассказу С. Алексина «Первая газета» из книги «Сто рассказов из русской истории» Цели урока:Образовательная: обучать детей написанию изложения; учить самостоят...
«Структура повествовательного текста. Подробное изложение по рассказу Б.Зубкова «Собака-спасатель».
Урок русского языка в 4-м классе. Структура повествовательного текста....
Конспект урока развития связной речи по теме: "Подробное изложение по рассказу В. Бочарникова "Алёшина яблоня".
Урок развития связной речи направлен на формирование у учащихся речевых умений....