Организаци онный этап.
Мотивация к учебной деятельности
|
| Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» -Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. -Доброе утро, ребята! ( слайд 1- солнце) –Ребята, какой у нас с вами сейчас будет урок? Вы готовы начать урок? -На партах у вас лежат листы обратной связи, за каждое правильно выполненное задание, вы знаете, нужно поставить +, за неправильное -, если задание выполнено наполовину ставим полуплюс. |
Ребята усаживаются за парты, настраиваются на работу.
-Урок русского языка. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Чистописание | Анализ объектов с целью выделения главного. | Откройте тетради, запишите число, классная работа. Посмотрите на экран(Слайд №2) и найдите лишнюю букву (а, о, у, б, ы, э). Что вы можете сказать о гласных буквах? Напишите букву «б» в соединении с буквой «о», дайте характеристику звукам, которые обозначаются буквой «б». (Слайд №3), | Записывают число, классная работа.
Определяют, что все буквы гласные нижнего ряда, обозначают твёрдость согласного звука, а буква «б» согласная. Пишут букву «в» в соединении с буквой «о», дают характеристику буквы «в». Буква «б» обозначает звук [б] и звук [б'].Он согласный, бывает твёрдый, бывает мягкий, звонкий, парный. | Коммуникативные: учитывать разные мнения и учиться высказывать своё. Познавательные: умение строить связные высказывания в устной форме. Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности. |
Постановка темы и цели урока.
Актуализация знаний.
| Развитие логического мышления.
Самооценка своих знаний о составе слова
| Ребята, посмотрите на экран(Слайд №4) и расшифруйте слова: «очанконие», «скиффус», «ставприка», «новасо», «ренько». (Слайд № 5) (Окончание, суффикс, приставка, основа, корень) - Ребята, а как можно назвать все эти слова? ( части слова) - Хорошо! А что образуют эти части? -Принято в русском языке состав слова выделять так. (Слайд № 6) - А разве мы сегодня впервые слышим о составе слова? -У всех ли хорошо получалось разбирать слова по составу? -Если не получается разбирать слова по составу тогда что нужно делать? - А кто может подобрать синонимы к слову "закрепление"? -Теперь сформулируйте тему урока. - Молодцы! Верно! Итак, тема перед вами. - Без чего не может обойтись тема урока? - Попробуйте сформулировать цель урока. - Молодцы! Тема урока есть, цель мы сформулировали. Можно начинать работу. | Расшифровывают слова и получаются: окончание, суффикс, приставка, основа, корень. -Части слова.
-Состав слова
-Нет. Говорят, у кого при разборе слова бывают затруднения. -Нужно ещё поработать над этой темой, закреплять.
-Повторение, обобщение. Обобщение знаний о составе слова. (Слайд № 7) -Без цели. -Мы должны обобщить знания о составе слова.
(Слайд № 8)
| Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности.
Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
|
Обобщение и систематизация знаний.
|
Упражнение в распознавании родственных слов, выделение корня.
Объяснение лексического значения слов.
Составление слов с приставкой. | Какое время года сейчас по календарю? (Слайд №9) Вот и осень пришла, Как бы мы не хотели Это лето продлить, Отодвинув метели. Но не стоит грустить, Осень тоже прекрасна, Без неё скучно жить, Это каждому ясно! - К нам в гости пришла красавица «Осень»(картинка)и говорит нам. -Так же, как и у кустов, Корень есть у разных слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам.(Слайд №10) Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить Лист, лиса, лисенок. Горный, горка, городок.
-Что называется корнем слова?
-Найдите родственные слова и выделите в них корень.
Иногда очень трудно определить родственное слово или нет. Осень нам предлагает подойти к необычному дереву, под ним написаны два слова (На доске нарисованы два дерева с ветками, под деревьями написаны слова: «вода», « водить»). Можно ли назвать эти слова однокоренными и родственными? -Красота осенней природы всегда была источником вдохновения для поэтов и художников. И, конечно же, невозможно представить себе осень без листопада. Осень засыпала нас листьями со словами, нам надо развесить эти листья на деревья, но так, чтобы они были родственными. Слова: водопад, заводить, провод, водолаз, заводной, водитель, водокачка, водяной, водоём, перевод, подводник, переводчик, половодье, проводник, водоросль.
- Молодцы, ребята. Что мы с вами выяснили?
-В корне смысл, но не весь, Главный, но не полный, Потому приставка есть Смысл она дополнит. Что называется приставкой?
Осенью перелётные птицы улетают на юг. Каких перелётных птиц вы знаете? (Слайд№11 ) -При помощи приставок от корня –лёт- образуйте глаголы.
-Проверьте в парах, какие у вас слова получились.
-Для чего служит приставка?
| -Осень
Ребята рассказывают правило, что называется корнем. Ребята находят однокоренные слова, выписывают их, выделяют корень с последующей проверкой. (беленький, белить, водяной, водить, лиса, лисёнок, горный, горка)
Дети выделяют корень и говорят. -Нет, у них разное лексическое значение.
Обучающиеся по очереди прикрепляют листья к деревьям, объясняя их лексическое значение. - Водопад, водолаз, водокачка, водоём, подводник, половодье, водоросль, водяной.
- Заводить, провод, заводной, водитель, перевод, переводчик, проводник.
-Не все слова с одинаковыми корнями могут быть родственными.
Ребята рассказывают правило, что называется приставкой.
Дети называют перелётных птиц.
Обучающиеся записывают слова: улетел, вылетел, подлетел, перелетел, прилетел, залетел, отлетел, выделяют приставку с последующей проверкой в парах.
-При помощи приставки образуются новые слова.
|
Познавательные УУД. -используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществляют сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Познавательные УУД. -используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществляют сравнение, классификацию по заданным критериям.
Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
|
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Рефлексия | Составление и анализ предложений.
Выделение в словах окончаний.
Составление слов с суффиксами.
Работа в группах по индивидуальным карточкам.
Самооценка деятельности. | -Осенью в лесу тишина, птицы улетели в дальние страны. Осень нам предлагает посмотреть на запись. (В, стройный, лес, рябинка, росла. Свиристель, рябиновый, клевали, ягода. ). (Слайд №12) - Всё ли понятно, что написано? -А почему?
-Что называется окончанием? -Поменяйте, где нужно, в словах окончания, составьте предложения, выделите окончания. -Как называется часть слова без окончания?
Подчеркните грамматическую основу предложения, дайте характеристику каждому предложению по вариантам. -Ещё при помощи какой части образуются новые слова? -Что называется суффиксом? -Какое значение вносят суффиксы в слова?
Работа по учебнику. Стр.92, упр.171.
Молодцы, вы хорошо работали. Красавица Осень нам говорит, что в дружном коллективе дела спорятся. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. (раздаются карточки с заданиями). Карточка №1. (Слайд№13) Разберите слова по составу Поездка, морозы, записка, подберёзовик, лесники.
Карточка №2. (Слайд№14) Соотнесите слова и схемы слов звёздочка морозы почки зёрнышко заморозки облако дочка кормушка поездка пришкольный |
∩^
∩
¬ ∩^
|
Карточка №3. (Слайд№15) Найдите лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ. - Берег, берега, береговой, побережье
- Дальняя, синий, зимний, соседний
- Солнце, пальто, облако, весна
Давайте подведём итог урока -Какую цель мы ставили в начале урока? -Выполнили ли мы её? -Посмотрите на листы достижения, что у вас получилось хорошо, какие трудности у вас возникли, какую вы себе поставите отметку и почему? Заключительное слово учителя(Слайд №16) Я рада, ребята, что вы сегодня работали дружно, показали свои знания о составе слова, Мы вместе с Осенью говорим вам, что вы молодцы! А солнышко весело улыбается вам.
|
-Нет. -Надо переставить слова, а в словах поменять окончания.
Ребята говорят правило.
Ребята составляют предложения. В лесу росла стройная рябинка. Свиристели клевали рябиновые ягоды.
Проводят анализ предложений.
-Суффикса.
Ребята говорят правило.
-Уменьшительно-ласкательные, название людей по профессии, названия детёнышей животных.
Ребята по цепочке говорят, какие слова получились, называют суффиксы.
Обучающиеся работают в группах. Каждая группа объясняет, как выполнила задание.
Ребята анализируют свою работу на уроке, опираясь на листы обратной связи. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Коммуникативные: уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные:учить извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, таблица). Учить перерабатывать и преобразовывать информацию из другой формы в другую: наблюдать и делать выводы. Личностные: развитие способности к самооценке. Познавательные: рефлексия своей деятельности на уроке. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: осознание качества и уровня выполнения работы. |