Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук. Конспект + Презентация
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Цель урока: формировать умение писать имена существительные шипящим звуком на конце мужского и женского рода.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект21.7 КБ
Файл Презентация2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока русского языка в 3 классе.

Школа России.

Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Цель урока: формировать умение писать имена существительные шипящим звуком на конце мужского и женского рода.

Планируемые результаты

  • формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода,
  • упражняться в написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;
  • выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.

На доске (слайд 2): «Сделал дело, гуляй смело».

Как вы понимаете эту пословицу?
Почему мы начинаем урок с этой пословицы?
– Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке.

  1. Актуализация знаний

Индивидуальная работа

На доске (слайд 3): - Прочитайте слова, спишите, вставляя пропущенные буквы.

Товари…, молоде…, ланды…, скрипа…, помо…, кирпи…, пла…, гра…, ве….

  - Проверим выполненную работу.

 - Почему в одних словах на конце слова после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет.

 - Вспомним правило (слайд 4).

  1. Самоопределение к деятельности

На доске загадки (слайд 5-13): .

 - Запишите самостоятельно отгадки.

 - На какие две группы мы можем разделить эти слова? (Какие группы у вас получились? По какому признаку вы разделили слова?)

 - Вспомним алгоритм (как определить, нужен ли мягкий знак на конце слова после шипящих или нет) (Слайд 15).

 - Укажите над именами существительными их род и подчеркните Ь в словах женского рода.

 - Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке (формулировка темы урока)?

  1. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

 Упражнение 57 (с. 33)

 - Прочитайте слова.

 -Как узнать, нужно ли на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки, писать мягкий знак. (Алгоритм на доске (Слайд 15)).

 -Определите род имен существительных.

 - Какое письменное задание в этом упражнении нужно выполнить? Прочитайте его.

 -Проверим:

Прочитайте одушевленные имен существительные, назовите их род и объясните их написание.

Прочитайте неодушевленные имен существительные, назовите их род и объясните их написание

  1. Физкультминутка

  1. Продолжение работы по теме урока

Упражнение 58 (с. 33)

  • Прочитайте стихотворение.
  • Какую картину вы себе представили, читая это стихотворение?
  • Выполните задания. (Самопроверка).
  • Фонетический разбор слова «Мороз»

 

  1. Закрепление изученного материала

Упражнение 60 (с. 34)

 - Прочитайте слова.

 - Выполнение устного задания.

 - Выполнение письменного задания. (Проверка)

 

  1. Рефлексия

  На доске (Слайд 16)

 - Прочитайте слова.

 - Замените каждое слова синонимом с шипящим звуков на конце.

 - Запишите эти слова.

 - Укажите над словами род имен существительных.

  1. Подведение итогов урока

  - Как узнать, нужно ли на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки, писать мягкий знак.

 - Повторите алгоритм.

Домашнее задание:

 - Рабочая тетрадь с. 26 упражнения 53, 54. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать восьмое января Классная работа

Слайд 2

– Как вы понимаете эту пословицу? – Почему мы начинаем урок с этой пословицы?

Слайд 3

Товари …., молодё …., ланды…., скрипа…., помо …., кирпи …., пла …., гра …., ве …. . щ жь щь щь ш ч ч щ ч

Слайд 4

На конце существительных женского рода после шипящих пишется Ь знак. На конце существительных мужского рода после шипящих Ь знак не пишется .

Слайд 5

О ком или о чём идёт речь? Часть суток с вечера до утра. ночь

Слайд 6

О ком или о чём идёт речь? Приспособление, с помощью которого открывают замок. ключ

Слайд 7

О ком или о чём идёт речь? Друг Карлсона . Малыш

Слайд 8

О ком или о чём идёт речь? Сооружение из кирпича для отопления дома. печь

Слайд 9

О ком или о чём идёт речь? Растение на болоте. камыш

Слайд 10

О ком или о чём идёт речь? Специальный транспорт «Скорая …» помощь

Слайд 11

О ком или о чём идёт речь? Бывает устная и письменная … речь

Слайд 12

О ком или о чём идёт речь? Суп со свёклой и другими овощами. борщ

Слайд 13

О ком или о чём идёт речь? Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками ёж

Слайд 14

О ком или о чём идёт речь? Маленький грызун с острой мордочкой. мышь

Слайд 15

Определить часть речи Женский род Мужской род Ь Ь Если это существительное с шипящим на конце – определить род

Слайд 16

д октор н еправда друг родник сила безветрие

Слайд 17

доктор - врач неправда - ложь друг - товарищ родник - ключ сила - мощь безветрие - тишь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мягкий знак в именах существительных, оканчивающихся на шипящий звук.

Данный урок русского языка представлен с презентацией. Используется в 3 классе. В основе урока положен личностно-ориентированный подход....

Конспект урока по теме "Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей. Шесть чудес бобра."

Тип урока: Интегрированный (русский язык, окружающий мир), 3 класс. УМК "Школа России". Цель урока : Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употре...

Конспект урока по русскому языку.Тема урока: «Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах»

Данный материал содержит формы и методы работы на уроке в 4 классе по данной теме урока....

Презентация "Упражнение в правописании имён существительных в дательном и родительном падеже"

Презентация по русскому языку для 4 класса "Упражнение в правописании имён существительных в дательном и родительном падеже"...

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Сопоставление написания имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся шипящими».

Предмет: русский язык УМК: ПерспективаУчитель: Ильинова О.А. Класс: 3 «В» класс МБОУ СОШ №22Дата: 24.01.2019 Тип урока: урок открытия новых знаний.Тема: «Мягкий знак на конце им...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе. Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».

Презентация  к уроку русского языка в 3 классе.Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».Тип урока: изучения и ...